«Зимний фестиваль знаний 2025»

4класс светская этика Свобода и моральный выбор

конспект урока Свобода и моральный выбор человека

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

4класс

Тема: «Свобода и моральный выбор человека»

Цели: Образовательные:

Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»

Уметь грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.

2. Развивающая:

Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.

3. Воспитательная:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Задачи:

-формировать понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;

-формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе.

-учить осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий,

-воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека;

Оборудование:
учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация

Основные термины и понятия:

Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт.


План урока:

Ход урока:

Добрый день дети, добрый день гости. В народе говорят: «Доброта что солнце». Как вы думаете, почему? Вообразите красивую волшебную полянку, а на ней - сказочный цветик-семицветик. Посмотрите на нашу поляну.

Слайд1

Ведь она волшебная, верно? А какой волшебный цветок растёт на такой поляне? - Конечно, цветик-семицветик. Кто хочет его оживить? Дети (семь человек) становятся в круг, соединив руки в форме лепестка. Под хоровое повторение «заклинания»: «лети, лети, лепесток»... они кружатся. Руководитель при словах «быть по-моему вели» «отрывает лепесток» и пускает его в «свободный полёт». В результате ребёнок подходит к кому-то по своему выбору и произносит доброе пожелание, радующее другого. Посмотрите, какая добрая атмосфера стала в нашем коллективе, сколько приятного услышали мы.

Слайд 2

Улыбнитесь своим товарищам, гостям.

Дарите радость людям, будьте сами как солнышко, дарите добра и любовь людям.

Песенка «Улыбка»

II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

Слайд 3.

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.
- Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?
- Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?

Что такое добродетель? Какого человека можно считать добродетельным?

III.Работа над новым материалом

Слайд 4

1.Запись темы в тетради. Как называется статуя, изображённая на слайде. Что вы о ней знаете. Где она находится?

Свобода – есть возможность реализовывать свои желания.

Животные не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. Человек тоже зависит от природы. Он не может выбирать, дышать ему или не дышать. Но он может выбирать, как ему поступать по отношению к другим людям.

Слайд5

Учитель:

- Как вы понимаете данные слова: «Нам право выбора даётся…» (Обсуждение)

- Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, а именно: постоянно должны выбирать свой путь, варианты своих действий и поступков.

2.Работа с понятием «свобода»

Слайд 6

а) Создание ассоциативного ряда к слову свобода

-Что вы представляете, когда слышите слово «свобода»?

Слайд 7

Давайте проверим ваши ассоциации.

Слайд 8

б) Работа в парах со словарём Ожегова, Энциклопедическим словарем

Слайд 9

Обсуждение определений

Беседа

Слайд 10
Что значит быть свободным?

Для чего нужна свобода?

Согласны ли вы с мнением, что свободный человек делает всё, что захочет? Приведите примеры

Выступление учащихся

Дискуссия:

Слайд 11

-Кто чувствует себя счастливым и почему?

Слайд 12

-Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств.

3.Работа с притчей «Всё в твоих руках..»

Слайд 13

а) Чтение притчи:

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. ……….

-Что ответил Мастер своему ученику?

Слайд 14

Обсуждение (дети высказывают свои предположения)

-А теперь прочитаем, что ответил Мастер своему ученику. (Слайд 13)

-Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

б) Вопросы по тексту восточной притчи:

Слайд 15

- Как вы понимаете последние слова Мастера?

-Какие два пути выбора стояли перед учеником?

-Какой путь выбрали бы вы, ребята?

Слайд 16 -17

- По –вашему мнению, что такое моральный выбор?


        В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя.

Добро и зло могут соседствовать  в человеческом сердце, человек наделён правом выбора. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с главными человеческими ценностями: стыд и правда как важнейшее условие человеческого согласия; человеколюбие. Нужно уметь терпеливо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, не тая злобы, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется любовь.

Поступай так, чтобы твои действия могли стать образцом для всех.

4.Работа по учебнику

Слайд 18

а) Чтение статьи на странице 22-23

Найти ответы на вопросы:

-Что такое моральный выбор?

-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

-Как должен поступать добродетельный человек?

-Что такое моральный конфликт? ( Это когда стремление к одной ценности разрушает другую, не менее важную.)

б) Обсуждение прочитанного.

5.Работа с примерами

Слайд 19

Сделайте свой выбор Ситуация 1.
-Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь, чей он, может быть. Как ты поступишь?
а) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;
б) куплю много конфет и угощу всех товарищей;
в) поступлю по-другому.
Обсуждение ответов.

Ситуация 2

Слайд 20– 21 - 22

Чтение учителем стихотворения С. Михалкова «Находка»

Я выбежал на улицу,

По мостовой пошел,

Свернул налево за угол

И кошелек нашел.

Четыре отделения

В тяжелом кошельке.

И в каждом отделении

Пятак на пятаке.

И вдруг по той же улице,

По той же мостовой

Идет навстречу девочка

С поникшей головой.

И грустно смотрит под ноги.

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти.

Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке

Но тут беда случается,

И я стою дрожа:

Не нахожу в кармане я

Любимого ножа.

Четыре острых лезвия

Работы непростой,

Да маленькие ножницы,

Да штопор завитой.

И вдруг я вижу, девочка

Идет по мостовой,

Мой ножик держит девочка

И спрашивает: «Твой?»

Я нож беру уверенно,

Кладу в карман его.

Проходит мимо девочка,

Не знает ничего.

И грустно смотрит под ноги,

Как будто по пути

Ей нужно что-то важное

На улице найти.

Не знает эта девочка,

Что у меня в руке

Ее богатство медное

В тяжелом кошельке……..



-Как поступит мальчик?

Продолжим чтение.

Я бросился за девочкой,

И я догнал ее,

И я спросил у девочки:

-Твое? Скажи, твое?

-Мое, - сказала девочка, -
Я шла, разинув рот.

Отдай! Я так и думала,

Что кто-нибудь найдет.

Слайд 23

Вопросы по сказкам

1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?
2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

IV.Итог

Слайд 24

2.Итоговая беседа

-Что такое свобода?

-Как связана свобода с моральным выбором?

-Всегда ли у человека есть выбор?

-Какими качествами должен обладать человек, чтобы сделать моральный выбор?

Составьте синквейн.

Слайд 25

V.Домашнее задание

Слайд 26

-Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина.

-В каких ситуациях морального выбора оказалась Чернавка?

-Как она поступила?

-Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

Сейчас подведём итоги урока. На парте у вас лежат смайлики, выберите тот, какой соответствует вашему состоянию, и прикрепите его на доску.

Завершить урок хочется детской песенкой. Вслушайтесь в слова песни и старайтесь всегда делать правильный выбор.

Песня «Ты человек»





8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее