«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока окружающего мира «О первых железных дорогах»

Технологическая карта урочного занятия по окружающему миру. УМК "Начальная школа XXI века".

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру,

Тема: «О первых железных дорогах»

Проведенного в 3 «Г» классе «СОШ №8»



Практикантка: Сластушинская Е.И.

__________(подпись)

Учитель: Гришина Е.А.

__________(подпись)

Методист: Ванюшина Е.Е.

__________(подпись)

(Оценка за урок) __________



Астрахань, 2023





Тема урока: «О первых железных дорогах»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создать условия для ознакомления с железными дорогами в России.

Задачи:

Образовательные:

- выяснить историю возникновения первых железных дорог; узнать, как выглядели первые паровозы в России; познакомиться с создателями первого паровоза.

- предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о заводах, мануфактурах и фабриках в России;

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных интересов учащихся, наблюдательности, мышления, воображения, внимания, творческих способностей, устной речи;

Воспитательные:

- поддерживать интерес к истории родного государства, воспитывать трудолюбие, уважение к прошлому своей страны;

- продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

• Познавательные – ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

• Регулятивные – определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

• Коммуникативные – участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Личностные: проявление личной заинтересованности в расширении знаний и способов действий.

Форма проведения: объяснительно-наглядная, фронтальная.

Учебное оборудование, материалы для учителя: учебник, технологическая карта, презентация.

Используемая учителем литература: учебник окружающего мира 3 класс, интернет-ресурсы.

Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран.

Дата проведения: 13.04.2023














Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация и самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Игоревна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, садитесь.

- Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас,

Окружающий мир сейчас.

- Ребята, как мы будем работать на уроке?

Молодцы! Начнём наш урок.

-На столе у вас должны лежать пенал с ручкой, рабочая тетрадь и учебник.

-У кого из вас не хватает принадлежностей для урока?

-Давайте начнём наш урок.

Приветствуют учителя.




Настраиваются на работу.








Активно, внимательно слушать


Проверяют свою готовность к уроку.

Поднимают руки.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Актуализация знаний.

-Ребята, давайте, вспомним с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?


- Хорошо, посмотрите на слайд. На нём даны понятия и их определения. Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

- Верно, ваша задача соотнести понятие с его определением. Приступайте. Давайте проверим.

- Что такое фабрика? Какой труд используется на фабриках?




- Что такое мануфактура? Какой труд используется на мануфактурах?


- Что такое завод? Какой труд используется на заводах?



- Совершенно верно. Какое из предприятий возникло раньше всех?

- Во времена какого правителя особое внимание уделялось фабрикам и заводам?

- Перед вами на слайде предметы труда. Ваша задача распределить их по группам. Предмет труда с местом, где он изготавливается или изготавливался. Поднимите руки те, кому непонятно задание.

- Хорошо. Что относится к фабрикам?

- Что относится к мануфактурам?

- Что относится к заводам?

Мы знакомились с темой – «О первых мануфактурах, заводах и фабриках России».

В этом задании нужно соединить понятие с его определением.


Выполняют задание.


Фабрика – промышленное предприятие, где в работе широко применяются машины. На фабриках используется машинный труд.

Мануфактура - небольшое, предприятие, где использовался ручной труд. Ручной труд.

Завод – крупное промышленное предприятие. На нём используется машинный и ручной труды.

Раньше всех возникли мануфактуры.

Во время правления Петра I.


Слушают объяснение учителя.




Поднимают руки.


Ткань, мебель, одежда.

Оружие, пушка.

Машина, ракета.

Познавательные:

умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точность выражать свою мысль

Подведение к теме урока.










Формулирование темы урока.



Целеполагание.

- Отлично. Развитие фабрик и заводов очень важно для нашей страны. На них производятся важные и необходимые продукты для жизни. Очень важна для людей работа заводов, ведь сейчас мы и не можем представить жизнь без самолётов, морских судов и поездов.

- Хорошо, ребята, сейчас я прочитаю вам текст, а вы внимательно его послушайте и попробуйте догадаться о чём в нём идёт речь.

- В один из жарких августовских дней 1834 года на уральском горном заводе промышленников Демидовых произошло необычное событие. Через заводской цех протянулись чугунные рельсы. На них стояла повозка, гружённая рудой. Но на месте обычной упряжки лошадей была какая-то странная железная бочка с трубой, из которой выбивались клубы густого дыма. За этой странной машиной сидел бородатый человек. Он тронул рычаг, и машина, словно по мановению волшебной палочки, покатилась по рельсам.

- Как вы думаете, о чём идёт речь в тексте?

Что за «странная железная бочка с трубой»?

- Совершенно верно, это первый изобретенный паровоз.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?


- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока. Откройте учебник на странице 128 и прочитайте название темы.

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

Слушают рассказ учителя.







Внимательно слушают текст.




Слушают текст.













Речь в тексте идёт о первом паровозе.



На сегодняшнем уроке речь пойдёт о первых паровозах и дорогах для них.

Предполагают тему урока.

Открывают учебник, читают : «О первых железных дорогах».

Узнать о первых железных дорогах в России.

Познавательные:

ориентироваться в системе знаний; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Работа по изучению нового материала.

- Вы правы, сегодня мы с вами узнаем о первых железных дорогах, возникших в России, об истории её создания, о возникновении первого парохода и его создателях (план на слайде).

- Для этого давайте прочитаем текст на странице 128 от начала до слов «…и приближённые к ней».

- В каком году была построена первая железная дорога в России?

- Какова была её длина?

- Откуда и до какого места по ней можно было доехать?

- Кто мог ездить по ней?


- Отлично. Рассмотрите картину на странице 129. Как она называется?


- Верно. В картине описываются события, произошедшие в 1837. Это было торжественное и значащее событие для России – открытие первой железной дороги.

- Рассмотрите людей на картине. Как вы думаете, к какому обществу они относятся? К богатым или бедным?

- Совершенно верно, как вы это поняли?


- На это торжество были приглашены самые известные писатели, ученые. Поезд прошёл от Санкт-Петербурга до Царского села за 35 минут. Только за первый год своего существования поезд перевёз около 70 000 людей. Стоимость проезда составляла от 40 копеек до 2,5 рублей - в зависимости от класса вагона. Первые железнодорожные билеты были металлическими и сдавать кондуктору, человеку, который проверяет билеты, на выходе.

- А кто знает, какие они сейчас?

- Ребята, удобным ли был такой короткий маршрут?

- Совершенно верно. Путь от Петербурга до Царского села составлял всего 30 километров и воспользоваться таким транспортом могли только члены императорской семьи. Как вы считаете, что же тогда придумали, чтобы решить эту проблему?

- Представьте, что вы цари. Как бы вы поступили в такой ситуации?

- Хорошо, а теперь давайте узнаем, что же произошло дальше на самом деле.

Слушают учителя, рассматривают план на доске.




Читают текст по цепочке.



Первая ж/д была построена в 1837 году.

Её длина составляла 27 км

От Санкт-Петербурга до Царского села.

Только члены царской семьи и приближенные к ней.

Картина называется – «Прибытие поезда на станцию Царское село».

Слушают рассказ учителя.





Мы думаем, что они относятся к богатым.


Мы это поняли по их внешнему виду: одежде, аксессуарам.

Слушают рассказ учителя.












Сейчас они бумажные.

Нет, не был удобным.

Слушают рассказ учителя.




Предположения детей.



Предположения детей.

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.


- Но перед этим давайте встанем и отдохнём.

- Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два - присели, руки вниз,
На соседа повернись.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
И к соседу повернись.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели,
Два - поднялись.
Кто старался приседать,
Может уже отдыхать.

- Молодцы! Садись на свои места.

Повторяют движения за учителем.



- Прочитайте со слов «А к середине 19 века…» до конца страницы.

- Что же придумали люди?



- Совершенно верно. Идея провести в Россию железные дороги пришла в голову австрийскому инженеру Францу Герстнеру, в честь которого сейчас установлен памятник в Санкт-Петербурге (на слайде). Конечно, сначала над ним только смеялись – люди ну никак не могли поверить в то, что вместо лошади возить пассажиров будут какие-то фантастические паровые машины. Говорили, что рельсы моментально занесет снегом, а чистить будет некому, что из-за искр от паровозных труб повсюду начнутся пожары, что гудки паровоза распугают весь скот в деревнях, и вообще, что от дыма все пассажиры задохнутся.

- Но Франц не сомневался в своей идее и начал руководить её строительством.

- Кто теперь смог ездить по этой дороге?


- Как изменилась протяженность дорог с середины 19 века к его концу?

- Ребята, а вы знаете, как выглядел первый паровоз? Хотите узнать?

- Посмотрите на слайд, сейчас я покажу вам видеофрагмент, а вы мне скажете, что увидели в нём интересного.

- Что нового вы узнали из видеоролика?

- Кто создал первый паровоз?

- В каком городе он был создан?


- Почему конные повозки решили заменить паровозами?


- Где установлены макеты первого паровоза?



- Что установлено в честь Черепановых?



- Хорошо, давайте перевернём страничку учебника на 130-ую и прочитаем текст.

- Как вы думаете, почему первую паровую машину не сразу стали использовать?

- Желающих прокатиться на поезде оказалось совсем немного – ведь одно дело наблюдать со стороны, а совсем другое самому садиться в это опасное сооружение.
Известно, например, что бабушка поэта Михаила Лермонтова строго-настрого запретила любимому внуку ездить на поезде и даже подарила ему упряжку лошадей.
- Чтобы хоть как-то привлечь пассажиров, в первые дни проезд пришлось сделать бесплатным. А еще, чтобы заинтересовать людей, на вокзал приглашали музыкантов и устраивали там разнообразные представления.
- Позже, если в вагонах набиралось меньше сорока человек, паровоз не использовали, а вместо него впрягали нескольких лошадей – это было намного проще, дешевле и быстрее.

- Но такие отказы от поездок продлились недолго. Вскоре использование паровозов плотно вошло в жизни людей и стало значительно упрощать её.

Читают заданный отрезок текста.

Они придумали провести ж/д от Санкт-Петербурга до Москвы.

Слушают рассказ учителя.

















Теперь по ней могли ездить и простые люди.

К концу 19 века протяженность дорог составляла 50 000 км

Предположения детей.


Слушают учителя.



Ответы детей.

Ефим и Мирон Черепановы.

Он был создан в городе Нижний Тагил.

Потому что на конных повозках возить грузы было тяжело и долго.


Макеты первых паровозов установлены в Краеведческом музее и около его входа.

В честь отца и сына Черепановых в Нижнем Тагиле установлен памятник.

Читают текст.


Предположения детей.


Слушают рассказ учителя.





















Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Первичное закрепление.

Подведение итогов урока.

- Хорошо, ребята, наш урок подходит к концу, давайте закрепим все полученные знания, ответив на вопросы теста.

- Перед вами у каждого на парте лежат листочки с вопросами. Ваша задача на них ответить, обводя букву правильного ответа в кружок. Поднимите руки те, кто не понял задание.

1) Первая железная дорога для перевозки пассажиров была построена в:

а) 1834 году

б) 1836 году

в) 1837 году

2) Сколько составляла длина первой железной дороги?

а) 20 км

б) 27 км

в) 30 км

3) Кто создал первый паровоз?

а) сын и мать Губины

б) отец и сын Черепановы

в) бабка и дедка Лаптевы

4) Какие билеты были на первых паровозах?

а) деревянные

б) бумажные

в) железные

5) В каком городе размещены макеты первого паровоза?

а) Нижний Тагил

б) Москва

в) Астрахань

- На это задание я даю вам 2-3 минуты. Как только выполните, покажите свою готовность. Время пошло, приступайте.

- Поменяйтесь с соседом по парте листочками и посмотрите на слайд. Перед вами правильные ответы. Если ответ верный, рядом с ним поставьте знак «+». Если ваш сосед допустил ошибку, поставьте рядом с ответом знак «?».

- Поменяйтесь листочками обратно. Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Похлопайте себе.

- Поднимите руки те, кто допустил 1-2 ошибки.

- В каких вопросах допустили ошибку? Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас обязательно все получится, не переставайте стараться.

- Ребята, достигли ли мы цели нашего урока?

Слушают учителя.



Слушают объяснение задания.



Поднимают руки.


Выполняют задание.


























Осуществляют взаимопроверку.









Поднимают руки. Хлопают себе.

Поднимают руки.


Ответы детей.



Ответы детей.

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Домашнее задание.

- Вашим домашним заданием будет:

Записывают домашнее задание.


Рефлексия.

- А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.

- Перед вами на слайде солнышко и тучка. У каждого на парте лежит «лучик» и «капелька». Прикрепите лучик к солнышку, если считаете, что на уроке вы были активны, справились со всеми заданиями и работать вам было интересно. Если же вы считаете, что на уроке вы не были активны, задания казались для вас трудными, а работать на уроке вам было вовсе не интересно, прикрепите капельку к тучке.

- Что было трудно на уроке? Почему прикрепили капельку к тучке?

- Всем спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!



Оценивают свою деятельность на уроке.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее