«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по музыке 6 класс

Рабочая программа для 6 класса была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами основного общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маньково-Березовская средняя общеобразовательная школа

Милютинского района Ростовской области


«Утверждаю»

Директор МБОУ Маньково-Березовской СОШ

Приказ от 28.08.2020 г.76

___________/Е.А.Парфенова/



Рабочая программа

по музыке

(учебный предмет (курс)


Уровень общего образования (класс)

Основное общее образование (6 класс)

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 35


Учитель Колесникова Татьяна Николаевна

(ФИО)

Программа разработана на основе авторской программы по предмету «Музыка» для 5-7 классов. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Сборник программ по музыке для 5-7классов, Москва «Просвещение», 2014__________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)














2020 год




Оглавление.

  1. Пояснительная записка………………………………………………………..3-5

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета….…………………5-7

  3. Содержание учебного предмета………………….…………………………..7-10

  4. Тематическое планирование………………………………………………….10-11








































1.Пояснительная записка


Рабочая программа для 6 класса была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами основного общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,

  • Уставом муниципального Бюджетного образовательного учреждения «МБОУ Маньково-Березовская СОШ»,

  • образовательной программой МБОУ Маньково-Березовской СОШ,

  • базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ,

  • примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области,

  • учебным планом МБОУ Маньково-Березовской СОШ.

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2020 –2021 учебном году.

Отличительная особенность программы

  • Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.

  • В основной школе изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:

  • - формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

  • - развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения.

  • Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

  • В широком смысле термин УУД обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  • В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

  • В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия.

  • Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

  • В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Именно это составляет сущность регулятивных действий по музыке.

  • Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

  • Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

  • Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

  • Формы организации учебного процесса:

  • - групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  • Виды организации учебной деятельности:

  • - экскурсия, путешествие

  • Виды контроля:

  • - вводный, текущий, итоговый

  • - фронтальный, комбинированный, устный

  • Формы (приемы) контроля:

  • - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

  • Промежуточная и итоговая аттестации проводится в форме тестов 2 раза в год: в конце первого полугодия и в конце второго полугодия.


2. планируемые результаты ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения предмета «Музыка» в 6 классе должны быть достигнуты определенные личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



3. Содержание учебного предмета

Тема I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2-6. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 7-8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9-12. Образы русской народной и духовной музыки.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 13-14. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 15. Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Урок 16. Джаз – искусство 20 века.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.


Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки» (16 ч)


Урок 17-18. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 19-22. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 23-24. Образы симфонической музыки

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 25-27. Симфоническое развитие музыкальных образов.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28-29.Программная увертюра.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30-31. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 32-33. Образы киномузыки. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 34-35. Итоговое тестирование. Защита исследовательских проектов. Слушание музыкальных фрагментов. Выполнение теста.

4. Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

дата

план

факт

I.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

16



1.

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.

1

03.09


2

Образы романсов и песен русских композиторов.

Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

1

10.09



3

Два музыкальных посвящения. «И Жизнь, и слёзы, и любовь…» . «Вальс-фантазия»

1

17.09



4

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1

24.09



5

«Уноси моё сердце в звенящую даль…».Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.

1

01.10



6

Образы и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

1

08.10


7

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. «Старинный песни мир»

1

15.10



8

«Лесной царь». Картинная галерея.

1

22.10


9

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси

1

05.11



10

Русская духовная музыка

1

12.11


11

Духовный концерт «Фрески Софии Киевской»

1

19.11


12

«Перезвоны». Молитва

1

26.11


13

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуг. Хорал.

1

03.12



14

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром

1

10.12


15.

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Песни вагантов. Авторская песня сегодня. Песни Булата Окуджавы. Спиричуэл и блюз.

1

17.12


16.

Джаз – искусство 20 века

1

24.12


II.

Мир образов камерной и симфонической музыки.

19



17

Вечные темы искусства и жизни.

1

14.01



18

Образы камерной музыки. Могучее сердце Шопена. Вдали от Родины

1

21.01


19

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Картинная галерея.

1

28.01



20

Инструментальный концерт. Итальянский концерт

1

04.02


21

Космический пейзаж

1

11.02


22

«Быть может вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея

1

18.02


23

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

1

25.02.



24

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

04.03


25

«В печали весел, а в веселье печален»


11.03


26

«Связь времён»

1

18.03


27

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»

1

01.04


28-29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

2

08.04

15.04


30

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история»

1

22.04



31

Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика»

1

29.04


32

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века

1

06.05



33

Музыка в отечественном кино

1

13.05


34-35

Исследовательский проект

2

20.05

27.05



Итого:

35



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Педагогического совета

МБОУ Маньково-Березовской СОШ

От 28.08. 2020 г. № 1

__________ _____________

Подпись руководителя педсовета ФИО


12


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее