«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юные пожарные »

Направленность программы «Юный пожарный» — социально-педагогическая (по содержанию), краткосрочная (на 1 год). Она соответствует основным направлениям внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО: воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой); воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

 
Муниципальное бюджетное образовательное упреждение

города Ульяновска

«Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»

«Согласовано»

Заместитель директора по воспитательной работе

_______И.Ю.Кузоваткина

« » августа 2023г.



«Утверждаю»

Директор «Средней школы №51 им. А. М. Аблукова»

_______/Земскова Н.П./

« » августа 2023г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юные пожарные »



для 5 класса



Прибыловой Анны Николаевны

















г. Ульяновск

2023-2024 учебный год


Направленность программы «Юный пожарный» — социально-педагогическая
(по содержанию), краткосрочная (на 1 год). Она соответствует основным
направлениям внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО:
воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во
всех её проявлениях; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ
жизни; ресурсосбережение; социальное партнёрство для улучшения экологического
качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с
природой); воспитание социальной ответственности и компетентности; воспитание
нравственных чувств, убеждений, этическогосознания.
Данная программа Юные пожарные предназначена, для всех обучающихся 5 классов и создана с целью совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации задач, направленных на предупреждение пожаров и умений действовать при пожаре.

Программа разработана в соответствии с документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Приказ от 30 сентября 2020 г.№533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.№196»;

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ №09-3242 от 18.11.2015 года;

6. СанПин 2.4.3648-20: «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года №816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

9. «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

10 Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Санитарно- эпидемиологические требования
к общеобразовательным учреждениям СанПиН 2.4.2.2821-10», Закона РФ от 21
декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

11. Устав Муниципальное бюджетное образовательное упреждение города Ульяновска «Средняя школа №51 имени А.М.Аблукова»

12. Локальные нормативные акты Учреждения.

Планируемые результаты освоения курса

Предметные:
1. дать учащимся основы знаний о пожарной безопасности, помогающие
выжить в чрезвычайных ситуациях;
2. ознакомить с порядком работы первичных средств пожаротушения;
умениям правильно действовать в экстремальной ситуации.
3. обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи при ожогах,
травмах (переломах), кровотечениях;
4. формировать культуру безопасности жизнедеятельности детей и
подростков в экстремальных ситуациях (пожары бытовые).
Метапредметные результаты:
Познавательные
:
- изучение основ по правилам пожарной безопасности;
- умение предвидеть возможности возникновения пожара (причины,
признаки,последствия) и способы избегать пожар;
- ознакомление с первичными средствами пожаротушения, их
предназначениеми применением;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
выдвигать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной
безопасности;
- развитие навыков осторожного обращения с огнем.
- повышение образовательного уровня и профессиональная ориентация.
Регулятивные:
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и
задачипо безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях,
- обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций
и ихвлияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать
результатысвоей деятельности;
Коммуникативные:
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать
собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на
иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время ликвидации последствий опасных
ситуаций (пожара);
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
Личностные:
- воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма,
гражданскойответственности, уважения к профессии пожарного;
- формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности
за личную безопасность и коллективное дело, воспитание дисциплинированности;
- развитие внимания, памяти, творческих способностей и нравственных
качеств обучающихся;
- формирование навыков осторожного обращения с огнем.
- воспитание толерантных качеств;
- воспитание чувства личной ответственности за сохранность жизни и
своегоздоровья, материальных ценностей;
- повышение образовательного уровня и профессиональная ориентация.



«Юные пожарные»


Основное содержание курса

Раздел 1. Огонь - друг и враг человека (22часа)

Тема 1. Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.

 Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров. Обязанности и права юного пожарного

Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводят с детьми младшего школьного и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием в исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.

 Тема 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных

 Советская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров История создания пожарной охраны России и МЧС России Из истории пожарной охраны Ульяновской области

Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами. 

Тема 3. Огонь - друг и враг человека

Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем

Способы прекращения горения веществ и материалов. Какой вред наносит огонь (когда он вырывается из повиновения) человеку. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем.

Тема 4. От чего происходят пожары.

Небрежность - основная причина возникновения пожаров. Пожарная опасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления - основная причина пожаров в электрохозяйствах. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.д. Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

Тема 5.  Противопожарный режим в школе

 Противопожарные требования к территории и помещениям школы План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских.

Меры предосторожности при проведении  массовых мероприятий. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних пионерских лагерях.

Тема 6. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме. Недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении

Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации. Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства

Тема 7. Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.

Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители. Область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений. Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Знаки безопасности. Предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки

Тема 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Основные сведения об установках пожаротушения:  спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации

Тема 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Боевая одежда, снаряжение защиты органов дыхания пожарного.

Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование. Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.

Тема 10. Что нужно делать при пожаре.

Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом

Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

Раздел 2 . Оказание первой помощи (6 часов)

Тема 11.  Оказание первой помощи пострадавшим.

Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы.

Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений

Правила наложения повязок. Виды повязок, наложение повязок на различные места тела.

Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах

Термические поражения и обморожения. Виды ожогов,  ПП при ожогах.

Электротравмы. Травматический шок и его профилактика

Раздел 3 Заключительная часть. Подведение итогов

Игра-викторина «Опасный огонёк»

Экскурсия в пожарную часть.

Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

 




 тематическое планирование




1

Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.

2

2

Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных

5

3

Огонь - друг и враг человека

2

4

От чего происходят пожары.

2

5

Противопожарный режим в школе

2

6

Берегите жилище от пожаров.

2

7

Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.

2

8

Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

2

9

Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

3

10

Что нужно делать при пожаре.

2

11

Оказание первой помощи пострадавшим.

6

12

Заключительная часть. Подведение итогов

3


Итого

34




























Календарно-тематическое планирование

занятия

Дата

Тема занятия

Тип урока

Приложение

Раздел 1. Огонь - друг и враг человека (22часа)

Тема 1. Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка.

1


Создание дружин юных пожарных в школе.

Урок общеметодолог направленности..


2


Обязанности и права юного пожарного

Урок общеметодолог направленности..


Тема 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

3


Советская пожарная охрана и ее задачи.

Урок общеметодолог направленности..


4


История создания пожарной охраны России и МЧС России

Урок общеметодолог направленности..


5


Из истории пожарной охраны Ульяновской области

Урок общеметодолог направленности..


6


Оперативная обстановка с пожарами – обзорная беседа.

Урок общеметодолог направленности..


7


Подвиги пожарных 

Урок общеметодолог направленности..


Тема 3. Огонь - друг и враг человека

8


Что такое огонь.

Урок общеметодолог направленности..


9


 Способы прекращения горения веществ и материалов

Урок общеметодолог направленности..


Тема 4. От чего происходят пожары.

10


Небрежность - основная причина возникновения пожаров

Урок общеметодолог направленности..


11


Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях

Урок общеметодолог направленности..


Тема 5.  Противопожарный режим в школе.

12


Противопожарные требования к территории и помещениям школы

Урок общеметодолог направленности..


13


Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий

Урок общеметодолог направленности..


Тема 6. Берегите жилище от пожаров.

14


Противопожарный режим в жилом доме.

Урок общеметодолог направленности..


15


Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности.

Урок общеметодолог направленности..


Тема 7. Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.

16


Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители. 

Урок общеметодолог направленности..


17


Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения зданий и помещений

Урок общеметодолог направленности..


18


Знаки безопасности. 

Урок общеметодолог направленности..


Тема 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

19


Основные сведения об установках пожаротушения

Урок общеметодолог направленности..


20


Пожарные извещатели:

Урок общеметодолог направленности..


Тема 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.

21


Марки и назначение пожарных автомобилей

Урок общеметодолог направленности..


22


Боевая одежда, снаряжение защиты органов дыхания пожарного.

Урок общеметодолог направленности..


23


Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране

Урок общеметодолог направленности..


Тема 10. Что нужно делать при пожаре.

24


Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара

Урок общеметодолог направленности..


25


Действия юного пожарного при обнаружении пожара

Урок общеметодолог направленности..


Раздел 2 . Оказание первой помощи (6 часов)

Тема 11.  Оказание первой помощи пострадавшим.

26


Понятие о травмах.

Урок общеметодолог направленности..


27


Кровотечение.

Урок общеметодолог направленности..


28


Правила наложения повязок.

Урок общеметодолог направленности..


29


Переломы костей.

Урок общеметодолог направленности..


30


Термические поражения и обморожения.

Урок общеметодолог направленности..


31


Электротравмы.

Урок общеметодолог направленности..


Раздел 3 Заключительная часть. Подведение итогов

32


Игра-викторина «Опасный огонёк»

Урок развивающего контроля и рефлексии


33


Экскурсия в пожарную часть.

Урок развивающего контроля и рефлексии


34


Проведение рейда «Пожарная безопасность в школе»

Урок развивающего контроля и рефлексии



 

 

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее