«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Сочинение-описание любимой игрушки"

Презентация к уроку русского языка на тему "Сочинение-описание любимой игрушки"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Классная работа- https://youtu.be/DfvIWsjfW4s https://youtu.be/_zK5ycN7hCA https://youtu.be/PQsb6zEqIQs https://youtu.be/c7FNeXsaRcE Домашняя работа- В каждом человеке заложена способность к творчеству. Сегодня вы будете описывать любимую игрушку, будете учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом вашей деятельности станет сочинение-описание игрушки.

Классная работа-

https://youtu.be/DfvIWsjfW4s

https://youtu.be/_zK5ycN7hCA

https://youtu.be/PQsb6zEqIQs

https://youtu.be/c7FNeXsaRcE

Домашняя работа-

В каждом человеке заложена способность к творчеству. Сегодня вы будете описывать любимую игрушку, будете учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом вашей деятельности станет сочинение-описание игрушки.

Вспомните:  - Какие стили речи вы знаете? (Художественный, научный, публицистический. Художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры).  - Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)  - Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу).  - Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?)  - Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).

Вспомните: - Какие стили речи вы знаете? (Художественный, научный, публицистический. Художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры). - Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование) - Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу). - Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?) - Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).

Примерный план!!! 1. Название игрушки. 2. Материал, из которого сделана игрушка. 3. Внешний вид игрушки. 4. Отношение к игрушке. 5. Роль игрушки в вашей жизни. Опорные слова: Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико,   розовые  лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

Примерный план!!!

1. Название игрушки.

2. Материал, из которого сделана игрушка.

3. Внешний вид игрушки.

4. Отношение к игрушке.

5. Роль игрушки в вашей жизни.

Опорные слова:

Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико,   розовые  лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

Сочинение- это изложение  в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. Изложение учит  правильно передавать своими словами чужие мысли,  а сочинение – правильно излагать собственные мысли.

Сочинение-

это изложение

в письменной форме

своих мыслей, знаний на заданную тему.

Изложение учит

правильно передавать своими словами чужие мысли,

а сочинение –

правильно излагать собственные мысли.

С чего начинать работу над сочинением? Продумайте название.  Чтобы это сделать, нужно точно определить,  о чём пойдёт речь в сочинении. 2. Сформулируйте, выразите основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос:  «Что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?» 3. Определите жанр (тип) своего сочинения  (сочинение - описание, повествование, рассуждение).  Решите вопрос о стиле речи. 4. Соберите материал для сочинения. 5. Составьте план. Обратите внимание на соразмерность частей.

С чего начинать работу над сочинением?

  • Продумайте название.

Чтобы это сделать, нужно точно определить,

о чём пойдёт речь в сочинении.

2. Сформулируйте, выразите основную мысль сочинения.

Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос:

«Что я хочу сказать своей работой,

к какому выводу должен прийти?»

3. Определите жанр (тип) своего сочинения

(сочинение - описание, повествование, рассуждение).

Решите вопрос о стиле речи.

4. Соберите материал для сочинения.

5. Составьте план.

Обратите внимание на соразмерность частей.

Сочинение- это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам.

Сочинение-

это небольшое произведение.

Поэтому оно должно быть написано

по установленным правилам.

Правила написания сочинений  Заголовок. Любое сочинение должно иметь название. Тексты без заголовка называются «текстами ни о чём». Заголовок должен быть ёмким, т.е. отражать содержание всего сочинения в целом, но кратким.

Правила написания сочинений

  • Заголовок.

Любое сочинение должно иметь название.

Тексты без заголовка называются «текстами ни о чём».

Заголовок должен быть ёмким, т.е. отражать содержание всего сочинения в целом, но кратким.

Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова; Эти слова – всему голова.  (С. Бондаренко)

Заголовок – окошко для взгляда вперёд.

Посмотри и подумай: что тебя ждёт?

Заголовок – это не просто слова;

Эти слова – всему голова.

(С. Бондаренко)

2. Эпиграф Украшением сочинения может стать эпиграф.   Подобранный точно и к месту, он поможет настроится на определённый эмоциональный лад. Укажет на идею сочинения,  уточнит и углубит её.

2. Эпиграф

Украшением сочинения может стать эпиграф.

Подобранный точно и к месту,

он поможет настроится на определённый эмоциональный лад.

Укажет на идею сочинения,

уточнит и углубит её.

3. Вступление  Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий.  Подведите его к теме постепенно.  Помните, что вступление – это лицо сочинения.

3. Вступление

Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий.

Подведите его к теме постепенно.

Помните, что вступление – это лицо сочинения.

Начать вступление можно по -разному:

Начать вступление можно по -разному:

  • с вопроса к читателю («А знаете ли вы, что…»);
  • с определения («Дружба - это…»);
  • с обычного утверждения («Я хочу вам рассказать о …») и т.д.
4. Основная часть От вступления должен быть плавный переход к основной части.  В сочинении основная часть состоит из четырёх и более тезисов. В этих тезисах надо полостью раскрыть идею, главную мысль. Из одного тезиса должен вытекать другой.

4. Основная часть

От вступления должен быть плавный переход к основной части.

В сочинении основная часть состоит из четырёх и более тезисов.

В этих тезисах надо полостью раскрыть идею, главную мысль.

Из одного тезиса должен вытекать другой.

Все предложения и абзацы в сочинении нужно уметь связывать между собой.  Для этого используйте в своих предложениях словосочетания:

Все предложения и абзацы в сочинении нужно уметь связывать между собой.

Для этого используйте в своих предложениях словосочетания:

  • «не только, но и …»,
  • «поэтому»;
  • «за это я его»;
  • «этим он мне» и т.д.
Средства связи предложений в тексте Синонимы,  повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения – это примеры средств связи предложений в тексте. Они употребляются  как при последовательном, так и при параллельном способе связи предложений.

Средства связи предложений в тексте

  • Синонимы,
  • повторяющиеся слова,
  • заменяющие их местоимения –

это примеры средств связи предложений в тексте.

Они употребляются

как при последовательном,

так и при параллельном

способе связи предложений.

Все три средства связи : повтор, синонимы, местоимения - можно встретить во всех стилях речи. Однако в научном и деловом стилях чаще всего используется повтор слов , что обеспечивает точность речи. Синонимы обычно встречаются в художественном стиле и особенно характерны для публицистики (для газетных текстов). Местоимения же широко используются во всех стилях речи.

Все три средства связи : повтор, синонимы, местоимения - можно встретить во всех стилях речи.

Однако в научном и деловом стилях чаще всего используется повтор слов , что обеспечивает точность речи.

Синонимы обычно встречаются в художественном стиле и особенно характерны для публицистики (для газетных текстов).

Местоимения же широко используются во всех стилях речи.

5. Заключение Теперь осталось, казалось бы, самое лёгкое – написать заключение. На самом деле всё не так просто. В заключении нужно подвести итог всему написанному, сделать вывод.

5. Заключение

Теперь осталось, казалось бы, самое лёгкое –

написать заключение.

На самом деле всё не так просто.

В заключении нужно подвести итог всему написанному,

сделать вывод.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ

  • Сочинение ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ТЕМЕ, РАСКРЫВАТЬ ЕЁ.
  • Текст должен быть содержательным и лаконичным, грамотным, без ошибок, выдержанным в одном стиле.
  • Повествование должно быть оригинальным и выразительным.
  • В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении.
  • Изложение мыслей в сочинении должно быть последовательным.
Подсказки  Помните  о соотношении всех частей работы  и их размере (вступление и заключение намного короче  основной части).

Подсказки

  • Помните

о соотношении всех частей работы

и их размере

(вступление и заключение намного короче

основной части).

Следите за тем, чтобы отдельные части сочинения
  • Следите за тем, чтобы отдельные части сочинения

были связаны между собой по смыслу.

Чтобы переходы от одной части к другой

были плавными.

Чтобы доказать своё мнение,
  • Чтобы доказать своё мнение,

иллюстрируй цитатой

каждое своё наблюдение,

мысль.

Сочинение - описание -  это текст, в котором названы признаки предмета (человека, животного). Описание отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста - описания нужны имена прилагательные.  Описанию помогают сравнения с чем – либо. Поэтому в нём используются слова : как будто, как, словно, похож на и т.д.

Сочинение - описание -

это текст, в котором названы

признаки предмета (человека, животного).

Описание отвечает на вопрос «какой?».

Поэтому для текста - описания

нужны имена прилагательные.

Описанию помогают сравнения с чем – либо.

Поэтому в нём используются слова :

как будто, как, словно, похож на и т.д.

В описании нет действия, движения. Описание даётся для того, чтобы читатель (слушатель) смог увидеть то, что видели вы;  чтобы читатель испытал те же чувства, что испытывали вы.

В описании нет действия, движения.

Описание даётся для того,

чтобы читатель (слушатель) смог увидеть то,

что видели вы;

чтобы читатель испытал те же чувства,

что испытывали вы.

Описание должно быть взволнованным, изображение красочным. Признаки предмета (человека, животного) бывают разные. Это размер, форма, цвет, вкус запах, возраст, черты характера, внешний вид.  В описании, как правило, говорится об основных признаках.

Описание должно быть

взволнованным,

изображение красочным.

Признаки предмета (человека, животного) бывают разные.

Это размер, форма, цвет, вкус запах, возраст, черты характера, внешний вид.

В описании, как правило,

говорится об основных признаках.

План сочинения – описания

План сочинения – описания

  • Представление предмета (человека, животного).
  • Основные признаки предмета (человека, животного).
  • Твоя оценка, твоё отношение к предмету (человеку, животному).
  • Твоё заключение, вывод.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее