«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Методы и приемы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как условие для успешного развития интеллектуальной, творчески одаренной и способной к общению личности»

В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Речевая компетенция обучающихся – тема довольно актуальная на сегодняшний день. И это обусловлено несколькими факторами:

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Методы и приемы формирования речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как условие для успешного развития интеллектуальной, творчески одаренной и способной к общению личности»

Захарова Анна Васильевна


В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Речевая компетенция обучающихся – тема довольно актуальная на сегодняшний день. И это обусловлено несколькими факторами:

Во-первых, на процесс социализации современных школьников оказывают огромное влияние средства массовой информации, использование новейших гаджетов, интернета. И многие дети теряют интерес к чтению книги. А ведь социализация личности ребенка – процесс сложный и многогранный. Одно из основных направлений этого процесса – выработка ценностно-нормативной ориентации личности. В этом случае общественные нормы воспринимаются ребенком как собственные жизненные установки. Такого рода ценностно-нормативная ориентация формируется путем политического, нравственного, правового и трудового воспитания молодого поколения.

Во-вторых, современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Их речь часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

В-третьих, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения, формирование языковой культуры школьников, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения – одно из условий ФГОС. Поэтому каждому учителю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование речевой компетенции.

Так что же такое речевая компетенция? Какова ее суть? Речевая компетенция – это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения. В своей статье я попытаюсь определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства гимназии.

Итак, основные задачи, требующие решения в работе с обучающимися над формированием речевой компетенции:

  1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

  2. Формировать умения

    • вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

    • грамотно разрешать конфликты в общении;

    • поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

  3. Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;

    • повысить результативность обучения;

    • активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

В работе над формированием речевой компетенции я использую различные современные педагогические технологии:

  1. Проблемное обучение.

  2. Разноуровневое обучение.

  3. Игровая технология.

  4. Проектная технология.

  5. Здоровьесберегающая технология.

  6. Развивающее обучение.

Выбор технологии зависит от возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее