«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока по теме "Кислоты. Классификация. Нахождение в природе"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ

Тема урока: Кислоты. Классификация. Нахождение кислот в природе.

Образовательные цели урока:

  1. Сформировать понятие о кислотах; рассмотреть их классификацию, состав и номенклатуру; познакомить с представителями кислот, нахождением их в природе.
  2. Сформировать навыки определения принадлежности вещества к классу кислот по его формуле; классификации кислот по различным признакам.
  3. Продолжить развитие навыков и умений безопасной работы с химическими веществами.
Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В 8 КЛАССЕ

Тема урока: Кислоты. Классификация. Нахождение кислот в природе.

Образовательные цели урока:

  1. Сформировать понятие о кислотах; рассмотреть их классификацию, состав и номенклатуру; познакомить с представителями кислот, нахождением их в природе.

  2. Сформировать навыки определения принадлежности вещества к классу кислот по его формуле; классификации кислот по различным признакам.

  3. Продолжить развитие навыков и умений безопасной работы с химическими веществами.

Воспитательные цели урока:

  1. Способствовать в ходе урока критическому оцениванию своих знаний и знаний одноклассников, воспитанию уважения к мнению и знаниям своих товарищей и духа взаимопомощи.

  2. Воспитывать самостоятельность, ответственность, аккуратность при выполнении химического эксперимента; умения анализировать ситуацию, делать выводы.

  3. Осуществлять контроль за осанкой, для профилактики утомления использовать минутку отдыха и расслабления по музыку.


Развивающие цели урока:

  1. Формировать развитие познавательных интересов, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между изучаемым учебным материалом и жизнью; сравнивать, анализировать, выделять главное, формулировать выводы.

  2. Способствовать развитию мышления, обеспечить в ходе урока самостоятельную и парную работу для закрепления изученного материала.

  3. Формировать умения проводить самооценку и оценку деятельности одноклассников.

Материальное обеспечение урока:

  1. Раздаточный материал – рабочий лист на урок.

  2. Стенд «Растворимость кислот, солей и оснований в воде».

  3. Стенд «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете».

  4. Образцы кислот.

  5. Продукты, содержащие кислоты (лимоны)

  6. Реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов (пробирки, штативы, растворы кислот, лимон и индикаторная бумага).

  7. ЦОР (видеоопыт «Растворение в воде концентрированной серной кислоты).

Методы работы. словесные, практические, частично- поисковый, исследовательский.



Этап урока

Содержание

Действия (слова) учителя

Действия (слова) ученика

плакаты,

стенды, ЦОРы

1

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие, проверка готовности к уроку

 Слайды, стенды, работа с интерактивной доской

2

Актуализация знаний и умений

На доске вы видите корабль. Мы отправимся в виртуальное путешествие на остров знаний. Перед нами стоит задача окрасить паруса корабля. Но краска, которую я вам предлагаю – бесцветная. Кто хочет это сделать?

– Какого цвета паруса у нас получились? – Как вы думаете, почему из бесцветной краски получился малиновый цвет? Что это была за краска?
– Какие классы веществ вы изучили?
– Какие вещества называются основаниями? Какие классы оснований вам известны?
– Какая среда в растворе оснований?
– Каким образом ее можно определить?

Один ученик окрашивает паруса в малиновый цвет

 

3

Постановка познавательных задач

Совместное целеполагание.

Итак, мы отправляемся в путешествие.

Мы причалили к нашему острову, на котором растут лимонные деревья.

-Скажите, а каким вкусом обладают лимоны?

-Почему?

– Почему кислый уксус?


-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

– Итак, сегодня нам на уроке предстоит знакомство с еще одним классом сложных веществ?

-Какие задачи мы поставим перед собой?

Высказывают предположение о наличии кислот.

-Содержит лимонную кислоту.



Формулируют название темы урока.



Записывают.
Уясняют задачи.

На слайде –картинка

лимонов..

4. Изучение нового материала

4.1

Определение кислот

– Каково же строение кислот?

Предлагает задание: Даны вещества, вычеркните те классы, которые вам известны.


1.Выявите общее в строении кислот.

HC HCl HNO3 H2SO4 H2S H3PO4

-Что такое ионы. Какие ионы вам известны? По составу? По заряду?

-Прочитайте информацию на стр. учебника и проставьте заряды ионов кислотного остатка.


HCl H2SO4 H3PO4

Ребята вычёркивают и определяют, что одно вещество им неизвестно.

Выявляют общее в составе 
– наличие атома водорода


Проговаривают и записывают определение кислот.


Определяют заряд кислотного остатка

Слайд

Один ученик –

у доски







Один ученик –

у доски

4.2

Классификация кислот

Предлагает поработать по вариантам с формулами кислот:

1 вариант: H Cl и H NO3

2 вариант: H Cl и H2 S


СОСТАВЛЕНИЕ кластера




Формулирует вывод обо всех признаках классификации, завершает данный этап комбинированным заданием.


формулируют определение.





Составляют кластер

На основе выявленных признаков


Выполняют упражнение на закрепление (классификация кислот) и проверяют по слайду


Самооценка_____________

Слайд «кластер»


З Задание №1. Из перечня кислот

HF H2SO4 H 3PO4 HNO3 HCl H2 S

Выпишите формулы одноосновных (1 вариант) и многоосновных (2 вариант) кислот

1 1 вариант - Одноосновных

2 ва 2 вариант - многоосновных




Критерии оценивания: за каждый верный ответ – 1 балл ( максимальный балл-3)

Самооценка_____________

Задание №2. Выпишите формулы кислот Два ученика – у доски

1 1 вариант - кислородсодержащих

2 ва 2 вариант - бескислородных




Критерии оценивания: за каждый верный ответ – 1 балл ( максимальный балл-3)

Взаимооценка_____________


4.3

Номенклатура кислот и определение степеней окисления в кислотах

- Кислоты так же, как и все вещества имеют название.

Как образуются названия бескислородных кислот?


Как образуются названия кислородсодержащих кислот?

- Повторим, как проставляют с.о. в соединениях

Предлагаю вам проставить с.о. в формулах следующих кислот и назвать их.


H F -

H N O3 -

H2 С O3 -

H3 P O4 -

H2 Si O4-

Самостоятельная работа с учебником: названия серной и сернистой кислоты

ГОТОВИМСЯ К ГИА

Найти массовую долю серы в сернистой и серной кислотах.


По предложенной формуле HCl –хлороводородная кислота догадываются о названии.


H2 SO4 -серная кислота





Самопроверка-














Самопроверка (сверяют с образцом)

Слайды










1 ученик – у доски

4.4

Определение среды в растворах кислот
– лабораторный опыт

– А сейчас определим среду в растворах кислот.
– Какую среду имеют кислоты?
– А как можно это определить?
Предлагает попробовать на вкус кусочек лимона. Почему кислоты кислые на вкус и изменяют окраску индикатора?


Вспомните основное отличие в строении кислот.

Напоминает о правилах техники безопасности, задавая с вопросы.
Руководит действиями учащихся, при необходимости оказывая помощь.
Проверка правильности результатов опыта

Рассказывают о правилах безопасного обращения с веществами и оборудованием в химической лаборатории, оказании первой помощи.

Отвечают, что кислую.
Отвечают, что с помощью индикаторов.
Отвечают, что содержат ион водорода.


Выполняют опыт по определению среды в растворе соляной кислоты и лимона с помощью индикаторов, записывают наблюдения в тетрадь.
Отвечают на вопросы,

Стенд «Окраска индикаторов».

4.5

Минута отдыха

Звучит мелодия шум моря.



4.6

Представители кислот и применение кислот.

– Прочитайте о серной кислоте. Каковы её физические свойства?

-Где применяют кислоты в жизни?
– Кислоты находят широкое применение не только в нашей жизни, но и в промышленности, в военном деле.

-Кислота- это природный продукт или результат деятельности человека?

Знакомятся по учебнику с серной кислотой.

Смотрят видео «Правила разбавления кислот с водой.

Учащиеся представляют рефераты, заранее подготовленные ими по теме Применение кислот.


4.7

Первичное закрепление и применение знаний.

Тест-контроль.



4.8

Подведение итогов






Вопросы для закрепления

– Сегодня на уроке мы познакомились с новым классом сложных веществ 
– кислотами.

-Что вы узнали?

-Чему научились?


  1. Каковы физические свойства кислот?

  2. Где применяются кислоты в жизни человека?

  3. Могут ли кислоты быть опасны для человека?

  4. Какие кислоты вам известны?

  5. Как можно распознать кислоты?







Выставляет оценки за урок

Предполагаемые ответы:

-научились составлять формулы и называть кислоты;

- научились классифицировать их по разным признакам;

- умеем экспериментально определять среду в растворах кислот;

-повторили правила техники безопасности при работе с кислотами;

-рассмотрели свойства серной кислоты, правила серной кислоты с водой..

 

5

Рефлексия


Поднимают цветные круги:

Зелёный – всё понял

Синий- остались вопросы

 

6

Задание на дом

Параграф 20, задание 1,3.

Записывают.


Тест-контроль с взаимопроверкой.

1. Выберите формулу кислоты.

1. H2O 2.HCL 3.NaСl

2.Выберите формулу только кислородсодержащей кислоты

1. H2S 2. HNO3 3.HCl

№3. Под действием растворов кислот лакмусовая бумага становится:

1.малиновой 2.фиолетовой 3.красной

4.  При разбавлении кислоты:

1.Воду приливают к кислоте
2.Кислоту приливают к воде
3.Воду и кислоту смешивают одновременно

За один правильный ответ 1 балл (максимальный балл -4 ) Взаимооценка______________

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее