«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы различных типов.

На своих уроках я использую психолого-педагогические технологии здоровьесбережения такие, как: снятие эмоционального напряжения, игровые технологии, физминутки, элементы ортобиоза (науки о самосбережении здоровья), создание благоприятного психологического климата на уроке.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы различных типов.

На своих уроках я использую психолого-педагогические технологии здоровьесбережения такие, как: снятие эмоционального напряжения, игровые технологии, физминутки, элементы ортобиоза (науки о самосбережении здоровья), создание благоприятного психологического климата на уроке.

  1. Снятия эмоционального напряжения.

Огромное значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и эмоционального благополучия. Снятию эмоционального напряжения способствует использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов.

Одним из методов снятия нервно-психического напряжения является метод отвлечения, состоящий в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой.

Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

  • Литература и живопись. (При изучении русских народных сказок на уроках литературы демонстрирую иллюстрации к сказкам художников В.Васнецова, И Билибина и т.п. ).

  • Литература и музыка. (При изучении поэзии С.Есенина, А.С.Пушкина предлагаю прослушать музыкальные произведения на стихи поэтов)

  • Литература и биология. (Изучение пейзажной лирики, пейзажных зарисовок в прозаических произведениях сопровождается просмотром и анализом картин природы, иллюстраций с изображением животных).

  • Программа по литературе предусматривает естественную внутреннюю интеграцию историко-литературных связей. При изучении некоторых произведений дается историческая справка о герое, эпохе. (Например, тема «декабристы при изучении творчества А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова).

Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:

- обеспечить психологическую разгрузку учащихся,

-возможность получить учащимся сведения развивающего и воспитательного плана,

- показать практическую значимость изучаемой темы,

-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Излюбленным методом снятия напряжения являются морфологические, рифмованные шарады. Например:

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Расписание)

2. Использование игровых технологий создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.

Например: игра с мячом на этапе повторения изученного материала. Тема урока: «Простое и сложное предложение».

Задание: дополните объяснение… (игра с мячом)

-Наша речь состоит из…

-Предложение выражает законченную…

-Все слова в предложении являются …

-Главные ЧП – это…

-Остальные ЧП являются…

- Предложения по цели высказывания бывают…

- По наличию второстепенных ЧП бывают… _____________________________________________________________________________

Или игра «Собери пару» на этапе закрепления изученного материала. Тема урока: «Закрепление по теме «Имя прилагательное». (Работа по группам)

(Детям раздаю карточки: у одних – прилагательные, у других сущ-е) Представители первой группы встают, называют существительное и выходят к доске. К ним присоединяются другие, у которых согласованное с данным существительным прилагательное. Записывают слова так, чтобы получилось словосочетание, дописывая окончания. Все остальные делают записи в тетрадях, и в конце выполняют задание: определить род, число, падеж. Получится запись:

Овеч.. шкура

Бескрайн.. море

Лис.. ворот

От обидн.. речей

Волч.. логово

У бездонн.. колодца

Кабан.. следы

Беззвездн.. ночь

_______________________________________________________________________________

На уроках русского и литературы можно использовать различные игры (Например: «Цепочка»: дети по цепочке называют какую-либо часть речи, несклоняемые существительные, глаголы 1 лица, существительные 3 склонения и т.д.; игра «Составь слово», лингвистические игры «Четвёртый лишний», «Одним словом», «Кто быстрее?» и др.).

3. Физминутки. Обязательно нужно использовать на уроках физминутки, их использование дает учащимся возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за дело. Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей, предупреждению равнодушия к уроку, преждевременного наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения. Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической зоркости.

Например, тема «Правила корня». Учитель читает однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, дети присаживаются, если слово с корнем САД, встают, если с другим словом – делают повороты головы влево-вправо и т.п;

Или игра «да»-«нет» (хлопаем - «да», топаем – «нет»). Тема: «Правописание приставок»

Приставка – это часть слова.

Приставка стоит после корня.

Приставка образует новые слова.

Приставка стоит перед корнем.

Приставка самая главная часть слова.

Игра «Наоборот» на этапе изучения нового материала. Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».

В игре учитель называет глаголы с не, дети выполняют действие наоборот (например: учитель говорит: «не молчим», все молчат) не встаем, не хлопаем, не машем руками, не киваем головой, не моргаем, не дуем, не поворачиваемся влево, вправо, не держим спину ровно, не смотрим на потолок, не топаем ногами и т.п.)

_________________________________________________________________________



4.Элементы ортобиоза. Одним из важных направлений в работе является формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики (науки о самосбережении здоровья, разумном образе жизни).

На уроках русского языка широко используются тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.

Например, темы текстов: «Содержи своё тело в чистоте», «Правильное питание», «Выбирай друзей правильно», «Лекарство не игрушка», «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых – это перемена занятий» и др.

5. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – все это создает благоприятный психологический климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения, определяет позитивное воздействие на здоровье. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.



Методы и приемы создания и поддержания психологического комфорта на уроке

Приведу примеры положительных эмоциональных настроев на уроке.

  1. на этапе оргмомента: 

*** ***

Вот учитель входит в класс.

Что мы делаем сейчас?

Встали дружно.

Что нам нужно?

Вот учебник, вот тетрадь,

Их не надо открывать.

Знает каждый ученик,

Будет нужен и дневник.

Не забудьте про пенал,

Чтоб на парте он лежал.

*** ***

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушай всё внимательно,

Поймешь всё обязательно.



  1. Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок - с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком иногда делаем  утреннюю зарядку под музыку. 

3) Точечный массаж лица. Методика «Волшебные точки».

4) На этапе повторения

-«Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

-«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

… Сколько букв в русском алфавите? (33)

…Назовите трех писателей, изученных недавно.

… Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

- Записываем в тетради: 19 января. Классная работа….

6) Создание ситуации успеха

Ситуация успеха (Я могу! … ответить сам на вопрос… записать правильно слово… сделать анализ слова…) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.

7) Приём новизны

Для успеха общения педагогу необходимо умение управлять вниманием учащихся. Приём новизны, когда учитель в самом начале урока или беседы заинтриговывает учеников сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого класса могут быть свои характерные приёмы. Если учащиеся находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному.

8)   Игровые технологии

 Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается игра. 

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным.

9) Демонстрация фильмов, слайдов, книг  

В целях положительного эмоционального настроя, снятия напряжения, стимулирования интереса к учебному предмету, изучаемому материалу можно использовать разнообразные фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание.

10) Физминутки 

Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

11) Графический диктант вида «ДА (НЕТ)».

Для эмоциональной разрядки, для снятия напряжения можно использовать занимательный математический диктант вида «ДА (НЕТ)».

Если верно, ставим + , если неверно –.

- Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.

12) Пальчиковая гимнастика

Для снятия напряжения при письме можно покатать на ладони любой предмет с гранями (…ручку, карандаш… кулачок-ладошка-ребро…). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

 13) Релаксация (под музыку звуков природы).

Релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей.

  • Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

14) Музыкальное оформление…

Музыкальное оформление, двигательная активность, работа над песенным материалом, ролевая игра, приёмы драматизации, использование аудио- и видеоматериалов, соревнование, различные виды взаимодействия учащихся способствуют созданию благоприятной, комфортной обстановке на уроке, возникновению положительных эмоций, психологической разгрузке, развивает индивидуальное творчество, вселяет уверенность в себе, стимулирует воображение.

15) Конец урока

Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением обучающиеся уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка работы преподавателя  и настроя на урок обучающихся, так и самооценка своей деятельности самих обучающихся.

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

Например: (Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

  • Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

В конце урока вопрос учащимся:

- За что бы вы себя могли похвалить?







7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее