«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Загрязнение воздуха на территории школы

В презентации представлены результаты исследований учеников 4 "Б" класса о состоянии воздуха на территории школы и класса.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБОУ гимназия № 11.  Исследовательский   проект  на тему:  Оценка загрязнения атмосферного воздуха   на территории школы учащихся 4 «Б» класса Руководитель: Быкова Елена Валерьевна

МБОУ гимназия № 11.

Исследовательский проект на тему: Оценка загрязнения атмосферного воздуха на территории школы

учащихся 4 «Б» класса

Руководитель:

Быкова Елена Валерьевна

Тема : «Оценка загрязнения атмосферного воздуха школьного помещения и прилегающей территории» Цели : определение степени загрязнения атмосферного воздуха исследуемой территории

Тема : «Оценка загрязнения атмосферного воздуха школьного помещения и прилегающей территории»

Цели : определение степени загрязнения атмосферного воздуха исследуемой территории

Г и п о т е з ы: 1. Близость автотрассы влияет на состояние загрязнённости атмосферного воздуха. 2. Зелёные насаждения очищают загрязнённый воздух.

Г и п о т е з ы:

1. Близость автотрассы влияет на состояние загрязнённости атмосферного воздуха.

2. Зелёные насаждения очищают загрязнённый воздух.

Задачи исследования: 1) дать оценку степени загрязненности воздуха школьного пространства и пришкольной территории; 2) определить условия, влияющие на степень загрязнения; 3) определить влияние загрязнения воздуха на живые организмы; 4) привлечь внимание общества к проблемам окружающей среды.

Задачи исследования:

1) дать оценку степени загрязненности воздуха школьного пространства и пришкольной территории;

2) определить условия, влияющие на степень загрязнения;

3) определить влияние загрязнения воздуха на живые организмы;

4) привлечь внимание общества к проблемам окружающей среды.

Методы исследования - анализ различных источников информации; - сравнение и классификация; - наблюдение, эксперимент; - обобщение.

Методы исследования

- анализ различных источников информации;

- сравнение и классификация;

- наблюдение, эксперимент;

- обобщение.

Этапы исследования I этап 1. Обсуждение целей и задач исследования . 2. Поиск ответа на вопросы: - Без чего не может человек прожить? - Какой бывает воздух? - Какими способами он загрязняется? - Как можно снизить загрязнение? 3. Изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка. 4. Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайника. 5. Определение степени запылённости воздуха. 6. Определение уровня антропогенного загрязнения среды. II этап Обработка результатов и выводы.

Этапы исследования

I этап

1. Обсуждение целей и задач исследования .

2. Поиск ответа на вопросы:

- Без чего не может человек прожить?

- Какой бывает воздух?

- Какими способами он загрязняется?

- Как можно снизить загрязнение?

3. Изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка.

4. Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайника.

5. Определение степени запылённости воздуха.

6. Определение уровня антропогенного загрязнения среды.

II этап

Обработка результатов и выводы.

I ЭТАП Без чего не может не может человек прожить? Какой бывает воздух? Какими способами он загрязняется? Как можно снизить загрязнение?

I ЭТАП

Без чего не может не может человек прожить?

Какой бывает воздух?

Какими способами он загрязняется?

Как можно снизить загрязнение?

МБОУ Гимназия № 11  Сообщение  на тему:  «Воздух»  Ученицы 4 «б» класса  Саввиной Юлии  2011 год

МБОУ Гимназия № 11 Сообщение на тему: «Воздух» Ученицы 4 «б» класса Саввиной Юлии 2011 год

Воздух – пастбище жизни и

величайший властитель всего во всём.

Гиппократ

Земля – единственная известная нам планета во Вселенной, где возможна жизнь человека. Только на Земле имеются все основные факторы, способствующие жизни.

Без чего не может жить человек?

1. Прежде всего, человеку необходим воздух. Немецкий философ Фридрих Ницше писал о воздухе, что это наивысшая и самая тонкая из материй. Из воздуха соткана свобода человека. Поэтому символ воздуха в первую очередь это символ свободы. Это свобода, для которой нет никаких преград, ведь воздух нельзя ограничить, нельзя поймать и придать ему форму. Это символ не только физической, но и духовной свободы, свободы мысли. Поэтому присутствие символов воздуха на какой либо поверхности говорит о легкости мышления, свободе и непредсказуемости.

2. Моря и океаны играют решающую роль в жизни человека, влияют на климат земного шара. Океаны охлаждают тропики, несут тепло в холодные районы, регулируют температуру на всей планете. Если бы вода не обладала особой способностью удерживать тепло, большая часть Земли была бы необитаемой. Мировой океан не без основания называют «лёгкими земли», так как им вырабатывается более половины кислорода. Наконец, вода входит в состав всех живых организмов и растений.

3. Как немыслима жизнь без воздуха и воды, так немыслима она и без почвы – верхнего слоя земной коры, по которому мы ступаем, на котором произрастают почти все полезные растения и обитает большинство полезных животных.

4. Солнечная энергия, которая даёт свет и тепло нашей планете. Без света погибнут растения, исчезнут животные, а с ними – и жизнь на Земле.

Что же такое воздух?

Воздух – это жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов, составляющую земную атмосферу.

В состав атмосферного воздуха входят: азот, кислород, углекислый газ, озон, а также некоторые инертные газы.

Наиболее значимая составная часть воздуха для человека – кислород.

Азот имеет очень важное значение как разбавитель кислорода воздуха. Слой озона очень тонок, но он надёжно защищает нас от опасных ультрафиолетовых лучей, почти полностью поглощая их.

Источником поступления углекислого газа в атмосферу являются вулканические газы, горячие ключи, дыхание человека и животных, сжигание человеком топлива.

В атмосферном воздухе содержатся и различные примеси природного происхождения, например: космическая, вулканическая и почвенная пыль, дым от лесных пожаров, при гниении органических веществ в воздух поступает аммиак и т.д.

Кроме этого, воздух всегда содержит водяные пары. Состав воздуха может отличаться в зависимости от местности, что нашло отражение в его названиях. Здоровый воздух называют деревенским, лесным, морским, горным, а воздух, неблагоприятный для здоровья, - городским или мертвым. 

Когда происходит значительное превышение естественного уровня химических и биологических веществ, атмосферный воздух загрязняется.

Загрязнение воздуха – это любое нежелательное изменение состава земной атмосферы в результате поступления в неё различных газов, водяного пара и твёрдых частиц (под воздействием природных процессов или в результате деятельности человека).

Загрязняющие вещества, попадая в атмосферу, переносятся на большие расстояния от источника, а затем возвращаются на земную поверхность в виде твёрдых частиц, капель или химических соединений, растворённых в атмосферных осадках.

К основным природным процессам загрязнения относятся:

- вулканические извержения, которые сопровождаются выбросами в атмосферу пепла, распылённых кислот и ядовитых газов;

- брызги морской воды и разлагающиеся растительные остатки, которые являются основным источником серы в атмосфере;

- лесные пожары, в результате которых образуются плотные клубы дыма, обволакивающие значительные площади;

- пыльные бури.

Но естественные процессы загрязнения составляют лишь одну десятую часть всех загрязнителей. Остальные же процессы загрязнения являются антропогенными, то есть созданными человеком.

Всё, что говорится об искусственном загрязнении атмосферы, прежде всего связано с жизнедеятельностью городов. Да это и естественно. Современные города складывались по преимуществу как жилые комплексы вокруг производственных предприятий – ремесленных, мануфактурных, позже – промышленных. Затем вступала в силу обратная связь, и они сами, как магнит, притягивали к себе всё новые и новые производства.

Основные источники загрязнения

Основным источником загрязнения атмосферного воздуха во всех высокоразвитых странах являются автомобили. Жизнь в городах всё больше усложняется из-за автомобильных заторов, в результате которых скорость транспорта существенно уменьшается, увеличивая при этом количество выхлопных газов. 

Кроме этого воздух загрязняется деятельностью промышленных предприятий, тепловых электростанций.  

Источником загрязнения воздуха в сельских районах являются животноводческие и птицеводческие фермы, а также химическая обработка зелёных насаждений.

Загрязнение атмосферного воздуха таит в себе угрозу здоровью людей. Под воздействием загрязненного воздуха обостряются различные заболевания, появляются новые болезни, снижается продолжительность жизни у людей и животных.

Загрязнение атмосферы оказывает неблагоприятное воздействие не только на человека, но и на флору и фауну, а также наносит большой экономический вред. Под влиянием ядовитых веществ воздуха гибнут животные, деревья, фруктовые сады, сокращается урожайность сельхозкультур.

Как спасти атмосферный воздух?

Для защиты атмосферного воздуха от загрязнения необходимы различные комплексные мероприятия.

Промышленные предприятия должны находиться за пределами города. Для защиты людей от вредного влияния выбросов промышленных предприятий создаются санитарно-защитные зоны. В их черте ничего не строится. Как правило, они озеленяются, благоустраиваются.

Для снижения вредного воздействия от выхлопных газов на городских улицах необходимо ликвидировать заторы автотранспорта, автомагистрали строить в обход населённых пунктов с обязательной высадкой деревьев и кустарников вдоль трассы в несколько рядов, снижать количество транспорта, работающего на нефтяном топливе, в городах и других населенных пунктах жилые, торговые и другие общественные здания изолировать от проезжей части древесно-кустарниковыми посадками.

Очень важную роль для очистки воздуха играет озеленение города. Это – парки, скверы, сады, озеленённые территории набережных, бульваров, жилых районов. Зелёные насаждения непрерывно поглощают углекислый газ, очищают атмосферу от угарного газа, улучшают микроклимат в городе, уменьшают содержание бактерий в воздухе. А самое главное – выделяют кислород.

Заключение

Чистота воздуха – это наша здоровая, счастливая и долгая жизнь, это красота, уют и тепло нашей планеты. И только человек может уничтожить или сохранить всё то прекрасное, что есть на нашей земле.

Изучение зелёной  защитной полосы  пришкольного участка

Изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка

МБОУ Гимназия № 11  Сообщение  на тему:  «Лишайники»  Ученицы 4 «б» класса Золоторёвой Анастасии  2011 год

МБОУ Гимназия № 11 Сообщение на тему: «Лишайники» Ученицы 4 «б» класса Золоторёвой Анастасии 2011 год

Л И Ш А Й Н И К И

 

Если человеку, который никогда ничего не слышал про лишайники, показать, как они выглядят, и спросить, что это такое, скорее всего он ответит, что это растения. Действительно, внешне плоские корочки, а тем более кустики лишайников, покрывающие камни и стволы деревьев, чем-то напоминают некоторые мхи. Немного настораживает их необычная для растений окраска: встречаются серые, ярко-оранжевые, красные, желтые, фиолетовые и даже совершенно черные лишайники, а есть среди них и зеленые.

Но лишайник - это не просто не растение, а вообще два отдельных организма – гриб и водоросль. Водоросли находятся внутри гриба, словно замурованные между его клеток.

Внешний вид лишайников довольно разнообразен. Они различаются по видам:

кустистые лишайники - имеют вид прямостоячего или повисающего кустика, реже неразветвленных прямостоячих выростов;

листоватые лишайники - лишайников представляют из себя различной формы листочки, прикрепленные к субстрату, на которых они растут;

накипные лишайники - образуют корочку на поверхности субстрата, имеющую вид розеток правильной формы или бесформенных пятен;

чешуйчатые лишайники - представляют из себя небольшого размера чешуйки, иногда приподнимающиеся над субстратом одной из своих сторон.

Лишайниковый ковёр можно встретить далеко не везде. Массово лишайники разрастаются только там, где условия среды настолько суровы, что сильной конкуренции со стороны более совершенных претендентов на жизненное пространство ожидать не приходится. Каменистые осыпи, неприютные скалы и склоны гор, безлесные пространства тундры, сухие сосновые боры на песчаных почвах – вот владения лишайников, здесь они чувствуют себя настоящими хозяевами жизни.

Лишайники – одни из самых выносливых и стойких организмов. Они распространены в природе необычайно широко – от жарких пустынь до Антарктиды и могут выживать в таких суровых условиях, которые непригодны для других организмов. Лишайники способны длительное время обходится без воды. Температура тоже не играет в жизни лишайников особенно большой роли. В пустыне они легко переносят ежедневное нагревание до +50-60 0 С, а полярной зимой хорошо себя чувствуют при температуре -40-50 0 С и даже ниже.

Что касается действия природных факторов – лишайники практически неуязвимы. Но деятельность промышленных предприятий и выбросы автотранспорта приводят к тому, что от загрязнения окружающей среды страдают все живые организмы, в том числе сам человек. Но лишайники оказались особенно уязвимыми.

Видовой состав лишайников в большом городе значительно беднее, чем в его окрестностях. При увеличении загрязненности воздуха первыми исчезают из города кустистые лишайник, затем листоватые и, наконец, накипные. В центрах крупных городов, особенно вокруг промышленных предприятий, возникают зоны, в которых лишайники вообще отсутствуют. Такие зоны получили названия «лишайниковых пустынь».

Благодаря высокой чувствительности к загрязняющим веществам лишайники широко используются как очень точные индикаторы наличия в воздухе вредных примесей и помогают следить за состоянием атмосферы вокруг крупных городов . Вот почему для изучения загрязнения воздуха на прилегающей школе территории мы и взяли лишайники. Сегодня известно около 2000 видов лишайников, и каждый год учёные описывают десятки, а то и сотни новых видов. Но в городах лишайников теперь почти не встретишь.

Кладония оленья. Данный вид принадлежит к группе видов, известных под названием «олений мох». Эти виды являются основными кормовыми лишайниками оленьих пастбищ Крайнего Севера.

Кладония оленья.

Данный вид принадлежит к группе видов, известных под названием «олений мох». Эти виды являются основными кормовыми лишайниками оленьих пастбищ Крайнего Севера.

Уснея густобородая. Встречается на стволах деревьев, особенно на старых березах с бугорчатой корой и елях.

Уснея густобородая.

Встречается на стволах деревьев, особенно на старых березах с бугорчатой корой и елях.

Оценка загрязнения  воздуха с помощью  лишайников

Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников

   Для проведения этого исследования мы провели необходимые измерения на пришкольной территории, занесли результаты в таблицу. Признаки Деревья Общее количество видов лишайников 1 2 Кустистые 2 Листоватые - 1 3 + Накипные - 1 4 + - - 2 5 - - + 1 6 + + - 1 7 - - + 8 1 - + - 1 9 + - 10 - - + - - - - + - - + + Выводы : на территории школы мы нашли 2 вида лишайников: листоватые и накипные. Степень покрытия древесного ствола лишайниками небольшая. Чем ближе к трассе, тем степень покрытия меньше. Мы задались вопросом: как загрязнение воздуха влияет на состояние лишайников. Вот, что мы выяснили.

  Для проведения этого исследования мы провели необходимые измерения на пришкольной территории, занесли результаты в таблицу.

Признаки

Деревья

Общее количество видов лишайников

1

2

Кустистые

2

Листоватые

-

1

3

+

Накипные

-

1

4

+

-

-

2

5

-

-

+

1

6

+

+

-

1

7

-

-

+

8

1

-

+

-

1

9

+

-

10

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

+

+

Выводы : на территории школы мы нашли 2 вида лишайников: листоватые и накипные. Степень покрытия древесного ствола лишайниками небольшая. Чем ближе к трассе, тем степень покрытия меньше. Мы задались вопросом: как загрязнение воздуха влияет на состояние лишайников.

Вот, что мы выяснили.

Для исследования лишайников мы взяли 10 деревьев, нашли на них лишайники, определили вид организмов. С помощью таблицы контроля загрязнения воздуха по споровым растениям определили степень загрязнения воздуха около школы и сделали вывод. Таким образом, степень загрязнения на территории школы высокая, так как листоватый оранжевый лишайник ксантория на деревьях встречается очень редко . Степень загрязнения воздуха Споровые растения-индикаторы Очень высокая Лишайники отсутствуют, отмечены водоросли на камнях и деревьях Высокая Средняя Накипной серо-зелёный лишайник леканора в основаниях деревьев и на камнях Листоватый оранжевый лишайник ксантория на деревьях и камнях Низкая Листоватый серый лишайник пармелия на камнях, леканора и водоросли на деревьях, мхи на камнях Очень низкая Листоватые серые лишайники на основании стволов деревьев Чистый воздух Место леканоры занимают кустистые лишайники Очень чистый воздух Обычные кустистые лишайники (уснея)

Для исследования лишайников мы взяли 10 деревьев, нашли на них лишайники, определили вид организмов. С помощью таблицы контроля загрязнения воздуха по споровым растениям определили степень загрязнения воздуха около школы и сделали вывод.

Таким образом, степень загрязнения на территории школы высокая, так как листоватый оранжевый лишайник ксантория на деревьях встречается очень редко .

Степень загрязнения воздуха

Споровые растения-индикаторы

Очень высокая

Лишайники отсутствуют, отмечены водоросли на камнях и деревьях

Высокая

Средняя

Накипной серо-зелёный лишайник леканора в основаниях деревьев и на камнях

Листоватый оранжевый лишайник ксантория на деревьях и камнях

Низкая

Листоватый серый лишайник пармелия на камнях, леканора и водоросли на деревьях, мхи на камнях

Очень низкая

Листоватые серые лишайники на основании стволов деревьев

Чистый воздух

Место леканоры занимают кустистые лишайники

Очень чистый воздух

Обычные кустистые лишайники (уснея)

Определение степени  запылённости воздуха

Определение степени запылённости воздуха

Для данного исследования мы взяли картонные карточки размером 10х15 см. Посередине вырезали отверстие, оставив рамочку шириной 1,5 см, и наклеили внутрь скотч. Липкая сторона скотча собирала на себя твёрдые частицы (пыль), содержащиеся в воздухе. Разместили эти карточки в следующем порядке: 2 – в классе, 2 – в коридоре, 2 – у входа, 2 – снаружи школы, где проезжают больше всего машин. Карточки висели неделю. После этого мы собрали их и исследовали. Вывод: самые чистые карточки оказались в классе, особенно возле цветов. Это ещё раз доказало, что зелёные растения очищают воздух. На втором месте – карточки в коридоре. Самые загрязнённые оказались возле автотрассы.

Для данного исследования мы взяли картонные карточки размером 10х15 см. Посередине вырезали отверстие, оставив рамочку шириной 1,5 см, и наклеили внутрь скотч. Липкая сторона скотча собирала на себя твёрдые частицы (пыль), содержащиеся в воздухе.

Разместили эти карточки в следующем порядке:

2 – в классе,

2 – в коридоре,

2 – у входа,

2 – снаружи школы, где проезжают больше всего машин.

Карточки висели неделю. После этого мы собрали их и исследовали.

Вывод: самые чистые карточки оказались в классе, особенно возле цветов. Это ещё раз доказало, что зелёные растения очищают воздух. На втором месте – карточки в коридоре. Самые загрязнённые оказались возле автотрассы.

Карточка, которая висела около цветов. Она самая чистая.

Карточка, которая висела около цветов. Она самая чистая.

Определение уровня  антропогенного  загрязнения среды

Определение уровня антропогенного загрязнения среды

Для этого исследования мы выбрали участок автомобильных дорог с 4-х сторон. В течение 20 минут подсчитали количество автотранспорта, проходящего по выбранному участку за этот период времени. Данные занесли в таблицу.  Участок с самой запылённой карточкой: (район «Аэлиты»): Легковых а/м – 214 Легковых а/м – 260 Автобусов – 26 Автобусов – 35 Грузовых а/м – 48 Грузовых а/м – 50 Мотоциклов – 5 Мотоциклов – 5 Всего: 293 машины за 20 минут. Всего: 350 машин за 20 минут. Самая чистая карточка - на улице со стороны аптеки. Легковых а/м – 48 Таким образом, количество автотранспорта отрицательно влияет на состояние атмосферного воздуха .

Для этого исследования мы выбрали участок автомобильных дорог с 4-х сторон. В течение 20 минут подсчитали количество автотранспорта, проходящего по выбранному участку за этот период времени. Данные занесли в таблицу.

Участок с самой запылённой карточкой: (район «Аэлиты»):

Легковых а/м – 214

Легковых а/м – 260

Автобусов – 26

Автобусов – 35

Грузовых а/м – 48

Грузовых а/м – 50

Мотоциклов – 5

Мотоциклов – 5

Всего: 293 машины за 20 минут.

Всего: 350 машин за 20 минут.

Самая чистая карточка - на улице со стороны

аптеки.

Легковых а/м – 48

Таким образом, количество автотранспорта отрицательно влияет на состояние атмосферного воздуха .

II ЭТАП     ВЫВОДЫ

II ЭТАП   ВЫВОДЫ

По результатам исследования можно сделать вывод, что степень загрязнённости атмосферного воздуха на прилегающей территории высокая.  На это влияют автомобильные дороги, которые находятся рядом со школой.

По результатам исследования можно сделать вывод, что степень загрязнённости атмосферного воздуха на прилегающей территории высокая.

На это влияют автомобильные дороги, которые находятся рядом со школой.

Правила, позволяющие сохранить воздух чистым: 1. правильная планировка зелёных насаждений на пришкольном участке; 2. озеленение классов; 3. соблюдение режима влажной уборки; 4. регулярное проветривание помещения; 5. использование специальных воздухоочистителей и увлажнителей.

Правила, позволяющие сохранить воздух чистым:

1. правильная планировка зелёных насаждений на пришкольном участке;

2. озеленение классов;

3. соблюдение режима влажной уборки;

4. регулярное проветривание помещения;

5. использование специальных воздухоочистителей и увлажнителей.

Использованная литература 1. Алексеев С.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся/ С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, Э.В.Гущина. Самара: Учебная литература, 2006. 2. Плешаков А.А. Зелёный дом: Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Москва: Просвещение, 2007. 3. Энциклопедии. 4. Интернет.

Использованная литература

1. Алексеев С.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся/ С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, Э.В.Гущина. Самара: Учебная литература, 2006.

2. Плешаков А.А. Зелёный дом: Методическое пособие к системе учебных курсов с экологической направленностью для начальной школы. Москва: Просвещение, 2007.

3. Энциклопедии.

4. Интернет.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее