«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 4 классе.Тема: Контрольное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Учим писать сочинение по репродукции картины.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок № 133 русского языка учитель Гаврилишина С.Н.

Дата: 01.04.2021г.

Класс: 4-Б

Тема: Контрольное сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.

Задачи: содействовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом восприятия их. Развивать связную диалогическую и монологическую речь учащихся, обогащённую эмоционально окрашенной лексикой. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  научатся составлять текст  по  репродукции  картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, формирование умения рассматривать и анализировать картину, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: овладеют навыками конструктивного сотрудничества, умение слушать товарища, чувство сотрудничества, развивать речь обучающихся, записывать составленный текст.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование:

1.Толковый словарь С.И. Ожегова.

2.Аудиозапись музыки «Времена года».

3.Презентация.

4.Лист – помощник.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

-Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка.

Речевая разминка

1. Прочитайте выразительно стихотворение и объясните знакомые орфограммы.

С.шли сн.га ,оковы л.дяные

Не тяготят св.ркающей в.лны,

И плуга ждут далёкие, немые

П.лей моей р.димой ст.роны.(Слайд 2)

-О каком времени года мы прослушали стихотворение?

2.- Послушайте музыку Вивальди из цикла «Времена года»
(Прослушивание отрывка «Весна».

-С каким временем года ассоциируется эта музыка? (весна)

-Какое настроение у вас возникло? (радостное, праздничное)

-Нравится ли вам весна? Чем? (яркая, солнечная)

-Какие чудеса происходят весной в природе? (пробуждается природа)

-Какие стихи о весне вы знаете?

- Как вы думаете, о чем сегодня будем писать сочинение? (О весне).

П. Определение темы и главной мысли сочинения. Постановка учебной задачи.

  • Ребята, сегодня на уроке мы слушали красивую музыку, читали стихи о весне. А кто еще, кроме композиторов и поэтов, может красиво изобразить природу?

-Конечно, художники. . и один из них И.И. Левитан (слайд 3)

- Его кисти принадлежали такие картины, как:

1. "Солнечный день"

2. «Осень. Река»

3. «Осень»

4. «Дубовая роща. Осень»

5. «Поздняя осень» ( слайды 4-9)

- Познакомьтесь с картиной замечательного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». ( слайд 10)

6. «Весна. Большая вода».

- Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?

- Так, какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Какие цели урока?

Цель: Будем учиться писать сочинение, выражать свои впечатления, представления, развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение к картине.(слайд 11)

2.Библиографические сведения о художнике ( слайд 12)

-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Многие из которых стали мировыми шедеврами, хранятся в самых лучших музеях. Что значит шедевр? (Работа со словарём)( слайд 13).

Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства.

Картина, которую мы сегодня будем рассматривать. находится в Третьяковской галерее в Москве. Она написана неизлечимо больным художником всего за 3 часа до смерти. Но, как и все картины И. Левитана, она очень светлая, поэтичная.

Современники называли И. Левитана «поэтом русской природы». Как вы думаете, почему?

Художник очень любил русскую природу. Долгие годы он жил в бедности и нужде, видел страдания народа. Быть может, этим вызвана лёгкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.

Что такое пейзаж? Кого называют пейзажистом? - Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. Словарное слово художник-пейзажист

- Подберите слова синонимы к слову художник ( мастер, живописец, автор).

И. Левитан писал: «Нет лучшей страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист». ( слайд 14)

-Как понимаете эти слова?

Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

3. Знакомство с картиной.

Учащиеся открывают учебник на стр. 128 и рассматривают репродукцию картины.

Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

Рассмотрите репродукцию с картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Что такое репродукция? ( слайд 15)

Репродукция – воспроизведение картины путём фотографии. Картина, воспроизведённая типографическим способом.

(Дети рассматривают картину, а учитель тихо читает стихотворение Н. И. Рыленкова.)

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

ІІІ. Работа по теме урока

1.Анализ картины «Весна. Большая вода». Презентация « Анализ картины»

  1. - Как вы думаете, почему художник назвал картину «Весна. Большая вода»? (Здесь показано половодье.)

  • Какие краски использовал художник? (Нежные, прозрачные,золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые.)

  • Какое настроение передает ими художник? (Радостное, весеннее настроение.)

  • Какие предметы изобразил И. Левитан на картине? (Он изобразил воду, рощу, деревья, лодку .Небо, дома, воздух, лес, берег.)

  • Как автор показал, что на картине весна? (Мы ощущаем лучи искрящегося теплого солнца, им все озарено, погружено в золотое тепло.)

  • Какая вода в реке? (Чистая, прозрачная, холодная, тихая, спокойная, светлая, сине-голубая.)

  • С чем можно сравнить воду? Почему? (Можно сравнить с зеркалом, так как в воде отражаются деревья, кусты.)

  1. - Как изображено небо? Какое оно? (Оно бледно-голубое, лазурное, светлое, ясное, ласковое, бездонное.)

  • Есть ли на нем облака? Какие они? На что они похожи? (Это кучевые облака. Они похожи на кусочки ваты, на белых барашков и т. п.)

  1. - Что еще изобразил художник? (Деревья.)

  • Какие деревья на картине? (Березовая роща, листвы на ней еще нст. Старая осина и елочка. Елочка зеленая, стройная.)

  • Подберите прилагательные к слову березки. (Белоствольные, тоненькие, стройные, застенчиво-робкие, нежные и т. п.)

  1. - Что вы видите на картине слева? (Там видна полоска земли. Она узкая и в виде дуги. На ней видны темно-фиолетовые тени. К берегу причалена лодка. Это челнок, сделанный из осины.

  • Людей на картине нет, но мы чувствуем их присутствие. Каким образом художник показывает это? (Мы видим старую лодочку, домики, сараи.)

5.Что вы видите на картине в центре? (Берёзки, осинки, ёлка)

6.Что мы видим на заднем плане? (Серые домишки, затопленные баньки.

7. - Что хотел показать нам И. Левитан? Чему он нас учит? ( Художник помогает нам увидеть в природе то, что мы чаще всего не замечаем.)

IV. Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).


-О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

(«Передо мной картина известного художника…»)


-Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

(На картине изображена весна …)


-О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ: ( Слайд 15)

  1. Картина И.И. Левитана - весенний пейзаж.

  2. Апрельский солнечный денёк. Половодье.

  3. Мое отношение к картине.

(Записать в тетрадь)

V.Физкультминутка

7. Лексико-орфографическая подготовка (опорный лист) Презентация №1 (слайд 16-19)

1. Картина И.И. Левитана - весенний пейзаж.

Пейзаж, «Весна. Большая вода», Пейзажист И,И, Левитан. Художник- пейзажист, живописец, автор, он.

2.Апрельский солнечный денёк. Половодье..

Половодье, река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес. Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое, бездонное, бескрайнее), сливается с водой( чистой, прозрачной, холодной, похожа на зеркало), лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух, нежные, золотые, розовые, голубые, радостное, весеннее настроение, серые домишки, затопленные баньки, лодка, крывые (белоствольные) берёзы, всегда зелёная ель, отражаются, смотрят, свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна; красота повсюду, нужно только приглядеться.

3.Мое отношение к картине.

Мне понравилась эта картина, потому что…

Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…

VІ. Письмо сочинения. Самостоятельная работа учащихся.

VIІ. Самопроверка по памятке №2.

VIIІ. Чтение готовых работ. Оценивание по памятке №3.

(Содержание, логика, полнота изложения, построение предложений. точность употребления слов).

ІХ. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке? ( смайлики)

Х. Домашнее задание.

Стр.68-86, повт. все правила











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее