«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок обществознания в 6 классе "Общение"

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока обществознания в 6 «Б»классе

по теме «Общение»

Учебник: Обществознание 6 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова.

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Эпиграф урока: «Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения» А.Сент-Экзюпери.

Задачи: Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

Предметные - осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; умение учащихся формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

Метапредметные –умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Тип урока: урок формирования новых знаний. Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей, отрывки из разных произведений, иллюстрации разных форм общения.


Название этапа

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Результат этапа

1

Организационный

этап

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учеников. Задает вопросы учащимся:

-Какой предмет мы изучаем?

-Что означает слово «обществознание»?

-Может ли изучение этого предмета помочь в жизни?

-Почему важно научиться жить среди людей?

-Назовите главное отличие человека от животного?

-Какие виды деятельности вы знаете?

Предлагает один из видов деятельности изучить подробнее.

А какой вид деятельности, догадайтесь.


-Предлагает вниманию детей сюжет из юмористического журнала «Ералаш»

слайд № 1 Видеосюжет

Учащиеся отвечают на вопросы.



















Возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Включение в учебный процесс

2

Актуализация опорных знаний

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

Задает вопросы учащимся: почему внук не понял дедушку? (слайд № 2 вопрос)

А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника?

-О чем пойдет речь на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.


Личностные:

Умение излагать свои мысли, делать выводы, умение приводить примеры из личного опыта.

Метапредметные: способность к рассуждению,

умение выделить главное и второстепенное.

3

Целеполагание

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

(слайд № 4 тема урока «Общение»)

Учитель вновь активизирует мыслительную деятельность детей, напоминает им, что общение -это один из видов деятельности.






Далее предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели.

Записывает поставленную учащимися цель на доске.







Формулируют тему урока:

«Общение


Отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

Формулируют цель урока:

«Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей».


План урока:

1.Понятие общения. 2.Способы общения

3. Формы общения 4.Правила общения

(слайд № 5 план урока)

Личностные:

Умение сотрудничать, отстаивать свое мнение.

Метапредметные:

Умение ставить цель, работать в группе, планировать свою деятельность.

Предметные: осознание учащимися структуры деятельности (цель-средства-действия-результат)


4

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями

из словарей , учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

Организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия «общение» Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение. Чертит на доске кластер. Обобщает все сказанное ученикам: все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:

-обмен информацией;

-взаимопонимание;

-взаимодействие (слайд № 6).

Задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение?

«Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» (1) Психологический словарь «Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» (2) В толковом словаре В. Даля слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует выполнение работы.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд № 7)

Итак, мы узнали, что такое общение.

Раздает карточки с вопросами, предлагает работу в группах.

1гр. Зачем? (цели общения)

2 гр. Как люди общаются? ( средства)

3 гр. Притча о языке.

-Что ответил слуга?

4 гр. Рубрика «Жил на свете человек»

-В чем сила влияния Ю.Левитана на людей?

5 гр. Картинная галерея.

Задание: Прочитать, как люди общаются»

Ответить на вопросы:

-Какое общение изобразил Василий Григорьевич Перов?

-Что выражают глаза, жесты, мимика каждого из охотников?





Называют свои ассоциации к понятию «общение».
















Отвечают на вопрос учителя, предлагают посмотреть в словарях.

В группах знакомятся с определениями понятия «общение», анализируют и подбирают дополнения к составленному





находят определение в учебнике.





.







Повторяют правила работы в группах.






Записывают определение понятия «общения» в тетрадь.







Продолжают работать в группах.


(готовят ответы по карточкам)











После подготовки выступают 1 и

2 группы.

1группа формулирует цели общения.

3группа делает вывод ,что « на свете нет ничего приятнее умных, добрых слов, а также нет ничего горше дурных слов».

Все дело в языке.


3группа:

Называют средства и виды общения:

Речевое (устная и письменная речь) и неречевое ( мимика, жесты, интонация, поза,голос, взгляд).

(слайд № 8 способы общения)

4 группа рассказывает о Ю.Б.Левитане

5 группа рассказывает о том, какое общение изобразил Перов.

Личностные:

Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих силах.

Метапредметные:

Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Предметные:

Закрепление понятия общение и знакомство с разными способами общения.

6

Закрепление

Полученную информацию применить на практике

Чтобы лучше понять способы общения ,предлагает послушать стихотворение.






















Почему же не поняла сестричка рассказ брата? Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители)


Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». (В.Шефнер)

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Слайд № 9


Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение А. Л. Барто «Сильное кино» Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне что к чему,

А я большая! Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им– раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я ещё мала:

Я ничего не поняла.

.


Личностные:

Умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность. Развитие творческих способностей.

Метапредметные: умение соотнести свои действия с планируемым результатом

Предметные:

Применение полученных знаний о способах общения на практике через выразительное чтение стихов А.Барто




друг 2.

САмая

Самая

-















































.






Ученики высказывают свои мысли.

Личностные:

Развитие навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений.

Метапредметные:

Освоение способов совместной деятельности. Умение использовать информацию из разных источников, выделять необходимую для ответа на вопросы. Систематизировать полученную информацию.

Предметные:

Умение ориентироваться в информации о формах общения. (выделять признаки разных форм общения по тексту и иллюстрациям)

7

Повторение

Обобщить полученные знания, сделать выводы по достижению цели урока.

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что

любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: «Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

Слайд №16 Слова М.М.Рощина.

Осмысливают полученную информацию


Личностные:

Формирование собственных представлений о роли общения в жизни человека.

Метапредметные:

Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединить части в целое ( что такое общение, способы общения, формы общения и правила общения).

Предметные:

Умение высказывать свои суждения по результатам ответов на вопросы.

9

Рефлексия

Соотнесение цели урока и результата

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?

Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…(слайд № 17)


-О чем сегодня говорили?

-Какое у вас настроение? ( дайте мне понять неречевым способом общения)

-Было ли вам скучно?

-Было ли вам интересно?

-Узнали ли вы что-то новое?

Анализируют свою деятельность по достижению цели.


Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит…..

Результатом общения можно считать….






Отвечают неречевыми способами общения.(жесты, мимика и др.)

Личностные: Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.


10

Домашнее задание

Закрепить знания, полученные на уроке, знать правила общения с разными людьми.

Выставляет отметки.

Заканчивает урок притчей о трех ситах общения.

Предлагает по группам составить и записать правила общения с родителями, с друзьями, с братьями и сёстрами, с учителями.

Записывают задание в дневник


Список литературы.

  1. Философский словарь М. «Просвещение» 1998г.

  2. Психологический словарь М. «Просвещение» 2000г.

  3. Толковый словарь В.Даля. М. «Мир книги» 2002г.

4. А.Барто Стихи М. «Просвещение» 2007г.

.



15


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее