«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок математики с элементами функциональной грамотности "Решение задач"

1.Создать условия для формирования у учащихся:

умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,

умения работать в парах,

умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок математики по развитию функциональной грамотности «Решение задач»


Класс

3-Б класс ГБОУ СОШ№ 450 Курортного района Санкт-Петербурга

Матяш Екатерина Николаевна


Предмет

Математика


Тема урока

Решение задач


Цель урока

формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач





Задачи урока

1.Создать условия для формирования у учащихся:

умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических (жизненных) задач,

умения работать в парах,

умения формулировать собственную точку зрения и излагать ее в устной форме.

2. Развивать активность и самостоятельность учащихся путем вовлечения их в поисковую и познавательную деятельность.










Планируемые результаты

Личностные: формировать внимательность и аккуратность при выполнении вычислений; развивать навыки самоконтроля, самоанализа, умение работать в коллективе.

Познавательные: создавать условия для формирования умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно- практических (жизненных) задач,

умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках математики. Формировать умение ставить и решать проблемы, развивать умение строить речевое высказывание;

Регулятивные: формировать умения определять и ставить цели с помощью учителя, проговаривать последовательность действий при решении задач и выполнении заданий. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предложение.

Предметные: повышать интерес к изучению математики, показать значение математики в различных сферах человеческой деятельности.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Образовательные технологии

Технология развития критического мышления, здоровьесберегающие, игровые

Перечень методик

Работа в группах, работа с понятиями, проблемно-диалогический метод, метод мини – исследования, словесно-иллюстративный метод, рефлексия

Оборудование

Интерактивная доска, рабочий лист для индивидуальной работы, раздаточный материал.

1.Мотивация.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости. Давайте поприветствуем их. Я надеюсь, что вы сумеете показать, как мы работаем на уроках математики. Всем успехов!

- У каждого из вас на столах лежат «Рабочие листы». Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждого задания, вы должны оценить свою работу:

«+» - если справился с заданием без затруднений


«+-» - если справился с заданием, но были ошибки (1-2)


«-» - если не справился с заданием.


- В конце урока каждый подведет итог своей работы, оценит себя сам.


2.Определение темы и цели урока.

- Ребята, отгадайте о какой науке идет речь?


Она царица всех наук,
Она все знает цифры,
Тебя считать научит, друг,
Только не будь ленив ты. (математика)


-Издавна люди называли математику царицей наук. Почему?

(Математика применяется в различных областях знаний)

Чтобы доказать, что математика действительно применяется в различных областях знаний и так же определить ТЕМУ УРОКА нам нужно решить задачи из устного счета.

Каждому числовому ответу соответствует буква, когда мы узнаем расположение чисел, мы сможем расшифровать тему урока.


Спорт.

1. Команда третьеклассников выиграла у четвероклассников соревнования по футболу. Со счётом 16:8. Во сколько раз больше голов забила команда третьеклассников?

(в 2 раза -Р)


Анатомия.

2.Размер сердца у взрослого человека 12 см, а у ребёнка до года – 3 см. На сколько больше размер сердца взрослого человека размера сердца ребёнка?

(на 9 см -Е)



Ботаника.

3. Тополь поглощает в месяц 9 кг углекислого газа. Сколько должно быть тополей во дворе, чтобы они вместе поглощали 72 кг углекислого газа в месяц?

(8 деревьев - Ш)

4. Длина листа мадагаскарского дерева 12 метров, а листа пальмы на 10м больше. Какая длина листа пальмы?

(22 м - Н)


Зоология

5. Бурый медведь живёт 50 лет, а дикий кабан на 30 лет меньше. Какова продолжительность жизни дикого кабана?

(20 лет - И)


6. Корова зимой за сутки съедает 8 кг сена. Сколько сена надо корове на неделю?

(56кг - З)


География

7. В Атлантическом океане 11 морей, а в Тихом на 6 морей больше. Сколько морей в Тихом океане?

(17 морей - А)


8.В Китае обитает 15 леопардов, а в Приморье их в 2 раза больше. Сколько леопардов обитает в Приморском крае?

(30 -Д)


История

9.Первый в мире мотоцикл развивал скорость до 12 км/час, а первый Отечественный -70 км/час. На сколько больше скорость отечественного мотоцикла?

(58 км/ч - Ч)


2

9

8

9

22

20

9


56

17

30

17

58

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Е


З

А

Д

А

Ч


- Сформулируйте тему нашего урока. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

- Какая цель нашего урока?

- Да, сегодня мы будем учиться применять полученные знания и умения на уроках для решения задач, которые могут пригодиться нам в жизни.

или Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.


3.Актуализация опорных знаний.

- Вы знаете, что задачи бывают разные (расчетные, логические, геометрические и т.д.). - Сейчас мы будем выполнять первое задание (дети ответы показывают при помощи веера цифр)

I.Задачи на внимание и логику.

- Гусь весит 4кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

(4, вес на одной и двух ногах одинаковый)

- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 3 синицы, 2 стрижа и 5 ершей. Сколько птиц? Ответь скорей!

(6 птиц, остальные рыбы)

- Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идет домой?

(2, мальчики идут в другую сторону)

- На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?

(1, просто оно не целое)

- Оцените свою работу в рабочем листе

ВЫВОД: важно быть внимательными при решении задач.


-А теперь следующее задание:

II.Блиц опрос по решению простых задач. (нужно записать только математические знаки - действия в табличку)

1.Увеличь 3 в 9 раз. ()

2. Уменьши 42 в 7 раз. (:)

3.Во сколько раз 8 меньше, чем 24? (:)

4.На сколько 32 больше, чем 4? (-)

5.Сколько всего учеников в классе, если девочек 15, а мальчиков 16? (+)

6. Мише 12 лет, а сестра младше его на 2 года. Сколько лет сестре? (-)

7.В коробке 5 красных карандашей, а синих карандашей на 3 больше, чем красных. Сколько в коробке синих карандашей? (+)

8.В вагоне 36 мест, из них занято 16, сколько осталось свободно? (-)

9.Мама испекла 18 пирожков с мясом, а с повидлом в 2 раза меньше. Сколько пирожков с повидлом испекла мама? (:)

10.Цена тетради 2 руб. Сколько стоят 8 таких тетрадей? ()


Давайте проверим ваши ответы

Проверка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

:

:

-

+

-

+

-

:


Оцените свою работу в рабочем листе

ВЫВОД: важно правильно выбрать действие для решения задачи.


ФИЗМИНУТКА (сели ровненько)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.


4. Применение знаний, умений и навыков по теме

- Следующее задание решение расчетных задач:

(Самостоятельная работа с расчетной задачей в группах)


- Прочитайте условие задачи.

«Семья Синицыных решила построить дом. Для строительства им необходимо купить материалы. Мама с папой собираются поехать в магазин и купить сразу все необходимое. Сколько будет стоить строительство дома?».


Определите, с какими величинами мы сегодня будем работать?

(цена, количество, стоимость)


-Какой возникает вопрос?

(Во сколько обойдётся строительство дома? Сколько средств потратят на покупку? Что поможет сэкономить средства?)

- Составляем план действий по данной проблеме. Ваши действия?

(предложения детей).


1.Сравнить цены на материалы в разных магазинах (выбрать, где ниже цены)

2.Построить макет дома

3.Рассчитать стоимость строительства дома


-Пояснение: Мы строим макет дома на листе бумаги, в качестве материалов у нас будут геометрические фигуры.

1.Изучить прейскурант цен по таблице. Выполнить данную работу в группах.


Работа по таблице

«Прейскурант цен на материалы для строительства в магазинах города»

Материалы

«Домострой»

«Стройка»

«Стройудача»

1

Прямоугольник

9 руб.

9 руб.

8 руб.

2

Квадрат

7 руб.

7 руб.

7 руб.

3

Треугольник

6 руб.

5 руб.

5 руб.

4

Треугольник

4 руб.

5 руб.

4 руб.

5

Круг

3 руб.

3 руб.

3 руб.

6

Окно

11 руб.

10 руб.

9 руб.

7

Дверь

15 руб.

15 руб.

10 руб.

8






2.Построить макет дома на отдельном листе

3.Выполнить расчет стоимости покупки на рабочем листе


Выполняют решение задачи, записывают ответ.

Каждая группа представляет свою работу:

1.Макет дома и расчеты

2.Учащиеся из других групп проверяют вычисления


Оцените свою работу в рабочем листе

ВЫВОД: важно правильно выполнять расчеты в задачах.


5. Итог урока. Рефлексия.

- Просмотрите свой «Рабочий лист». Подсчитайте количество правильно выполненных заданий. Оцените себя.

Критерии самооценки:

Ошибок нет – оценка «5».

Допущены 1-2 ошибки – оценка «4». Допущены 3-4 ошибки – оценка «3».


Опрос учащихся.


- Какую цель ставили на урок? (учиться применять полученные знания и умения на уроках для решения «жизненных задач»)


- Справились мы с решением «жизненных задач»? (да)

- Что нам помогало решать «жизненные задачи»? (знания, которые мы получили ранее)

- Какой вывод сделаем? (Полученные знания и умения в школе необходимы для жизни)


- Продолжите ту фразу, которой вы бы хотели закончить наш урок.

Было интересно…………..

Было легко……………

Меня удивило…………………..

Мне понравилось………….

Мне захотелось…………


6.Домашнее задание записано на доске – р.т.с.42



Учитель оценивает учеников.

- Я оцениваю вашу работу на уроке на …отлично, потому что вы были сегодня активными, работоспособными

Спасибо за урок!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее