«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Трудовое обучение. Урок на тему "Зооморфный казахский орнамент"

Алматинская область

Жамбылский район

КГУ «Каргалинская средняя школа № 3»

Учитель начальных классов

Карымбаева Мадина Мурзагалиевна

(учитель высшей категории)

Самоанализ урока по трудовому обучению

по теме «Зооморфный казахский орнамент»

Урок составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Республики Казахстан.

Цель урока: Активизировать способы для восприятия представлений учащихся о духовных истоках казахского народа

Задачи урока:

1. Образовательные: формирование знаний учащихся с видами национального казахского орнамента; с использованием искусства орнамента в украшении быта;

2. Развивающее: Развитие мыслительных операций, творческого мышления, эстетического вкуса, фантазии в процессе изучения материала. Закрепить умения и знания, учащихся по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы;

3. Воспитательные: осуществлять коллаборативное обучение учащихся в атмосфере сотрудничества. Воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа

При проектировании урока учитывала индивидуальные особенности класса. Этапы урока выдержаны и соблюдены. Урок соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой. Учителем был использован дополнительный материал об орнаментах. На уроке развивалась познавательная активность, связная речь, память, внимание, фантазия и воображение. Подводились итоги деятельности учащихся.

На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, оформлена картина на тему «Менің Қазақстаным- менің болашағым!».

Практическая работа в группах организована с целью ознакомления технологией работы с аппликацией. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех операций, соблюдались при этом санитарные и гигиенические нормы.

Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.

Приветствовалась активность детей в практической работе. Царила атмосфера сотрудничества.

Рефлексия деятельности была проведена совместным выполнением сюжетной аппликации - «Менің Қазақстаным- менің болашағым!».

Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты.

Алматинская область

Жамбылский район

КГУ «Каргалинская средняя школа № 3»

Учитель начальных классов

Карымбаева Мадина Мурзагалиевна

(учитель высшей категории)

Самоанализ урока по трудовому обучению

по теме «Зооморфный казахский орнамент»

Урок составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Республики Казахстан.

Цель урока: Активизировать способы для восприятия представлений учащихся о духовных истоках казахского народа

Задачи урока:

1. Образовательные: формирование знаний учащихся с видами национального казахского орнамента; с использованием искусства орнамента в украшении быта;

2. Развивающее: Развитие мыслительных операций, творческого мышления, эстетического вкуса, фантазии в процессе изучения материала. Закрепить умения и знания, учащихся по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы;

3. Воспитательные: осуществлять коллаборативное обучение учащихся в атмосфере сотрудничества. Воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа

При проектировании урока учитывала индивидуальные особенности класса. Этапы урока выдержаны и соблюдены. Урок соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой. Учителем был использован дополнительный материал об орнаментах. На уроке развивалась познавательная активность, связная речь, память, внимание, фантазия и воображение. Подводились итоги деятельности учащихся.

На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, оформлена картина на тему «Менің Қазақстаным- менің болашағым!».

Практическая работа в группах организована с целью ознакомления технологией работы с аппликацией. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех операций, соблюдались при этом санитарные и гигиенические нормы.

Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.

Приветствовалась активность детей в практической работе. Царила атмосфера сотрудничества.

Рефлексия деятельности была проведена совместным выполнением сюжетной аппликации - «Менің Қазақстаным- менің болашағым!».

Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Слайд № 1

Алматинская область

Жамбылский район

КГУ «Каргалинская средняя школа № 3»

Учитель начальных классов

Карымбаева Мадина Мурзагалиевна

(учитель высшей категории)


Слайд № 2

Предмет: Трудовое обучение

Класс: 3 «Г»

Дата проведения: 21.12.2016г


Тема урока: Зооморфный казахский орнамент

Цель: Активизировать способы для восприятия представлений учащихся о духовных истоках казахского народа

Задачи:

1. Образовательные: формирование знаний учащихся с видами национального казахского орнамента; с использованием искусства орнамента в украшении быта;

2. Развивающее: Развитие мыслительных операций, творческого мышления, эстетического вкуса, фантазии в процессе изучения материала. Закрепить умения и знания, учащихся по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы;

3. Воспитательные: осуществлять коллаборативное обучение учащихся в атмосфере сотрудничества. Воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа

 Тип урока:


Межпредметные связи: познание мира, трудовое обучение


Оборудование и наглядный материал: интерактивная доска, презентация, казахские орнаменты, иллюстрации, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, сюжетная аппликация - «25 лет Независимости Казахстан!»


Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Приветствие


Слайд № 3

  1. Психологический настрой

Начинаем ровно в срок 
Наш любимейший урок. 
Дружно за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся. 
Пусть сегодня для нас всех 
На урок придёт успех! 
Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 
Пожелайте нам удачи, 
И успешности в придачу.

Слайд № 4

  1. Девиз урока:

Урок мы сегодня проведем под девизом:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой минутой в труде дорожи


Слайд № 5

II. Основная часть

1. Вопрос - ответ

-      Посмотрите на картинки, что вы видите? (казахские орнаменты)

-      Какие встречаются элементы узоров? (цветы, рога, животные, птицы и т д)

-   На прошлом уроке мы создавали узор при помощи геометрических орнаментов и растительных орнаментов.

Слайд № 6

  1. Сообщение темы и цели урока

  1. Тема нашего сегодняшнего урока зооморфный казахский орнамент.


Слайд № 7

  1. И сегодня создадим сюжетную аппликацию к «25 летию Независимости Казахстан!» из зооморфных орнаментов.



  1. Вступительное слово учителя

  1. В этом году нашей Республике Казахстан исполняется

«25 лет Независимости Казахстан!»

2016 год – это  год, особый период в жизни каждого казахстанца.

На протяжении 25-ти лет, совершив невероятный рывок в историческом развитии, казахстанцы сообща трудятся над созданием сильного, современного государства под  руководством Лидера Нации, Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

Впереди казахстанцев ждет много новых успехов и свершений на пути к нашей священной и достойной стране 


Слайд № 8

  1. Казахский орнамент формировался на основе искусство древних кочевых, скотоводческих племен.

  • Орнамент-это узор, составленный из повторяющих элементов.

  • Орнаменты один из видов древнего народного искусства.

  • Орнамент используется для украшений различных предметов, одежды, предметов быта.

  • Искусство орнамента настолько широко распространено на территории Казахстана, что даже «говорят- казахский народ живёт в мире орнамента, потому что им украшено практический всё: дома, юрты, мебель, посуда музыкальные инструменты, одежда, ювелирные украшения».


  1. Казахский орнамент очень разнообразен, делится на несколько групп.

Слайд № 9
- Согласно традиционной классификации мотивы казахского орнамента делятся на: (космогонический, растительный, геометрический, зооморфный).

- Мы знакомы с тремя видами орнамента: это-

1.Космогонический орнамент - связанный с космосом: звезды, луна, полумесяц.

2.Растителый орнамент- с цветами, листвой, насекомыми.

3.Геометрический орнамент - геометрические фигуры; круг, квадрат, треугольник, овал.

Слайд № 10

- Немножко глубже познакомимся с зооморфныйм орнаментом

4. Зооморфный орнамент -связанный с дикими и домашними животными, птицами. Орнамент с изображением диких животных и отдельных частей их фигур: рог архара, олений рог ……..

Орнамент, связанный с изображением птиц отдельных частей и фигур; птичий хвост, крыло, птичий след…….

Согласно поверьям древних предков птица была символом неба, рыбы – символ воды, дерево – символ земли. Народные мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать в них образы, взятые у самой природы. (какие это птицы- ласточки, коршуны, голуби)

V. Практическая работа

1. Проверка готовности рабочего места.

-Давайте мы проверим, всё ли необходимое для уроке лежит на партах.


Слайд № 11

Загадки:

Много делать мы умеем:
Стричь, кроить и вырезать.
Не играйте с нами, дети:
Можем больно наказать! (Ножницы).


Я предмет для школы важный. 
Чтобы сделать куб бумажный, 
Самолёт, картонный дом, 
Аппликацию в альбом, 
Ты меня не пожалей. 
Я — липучий, вязкий… (Клей).



Разноцветные листы,

Вырезай и клей их ты.

Аппликации, картинки,

Серебристые снежинки.

Можешь сотворить и флаги

Из листов... (цветной бумаги)

Слайд № 12

2. Сегодня на уроке мы будем работать с ножницами.

- Повторим ТБ с режущим инструментом (работа с ножницами)
- Правила работы ножницами


Слайд № 13
Ученики (хором)
С ножницами не шути, 
Зря в руках их не крути 
И, держа за острый край, 
Другу их передавай. 
Лишь окончена работа – 
Ножницам нужна забота: 
Не забудь ты их закрыть 
И на место положить. 


  1. Распределение работ по рядам

- К нашей сюжетной аппликации - «25 лет Независимости Казахстан!»

понадобятся следующие узоры:


- Сейчас мы с вами рассмотрим казахские орнаменты, которые нам пригодятся на сегодняшнем уроке. Это:

Слайд № 14
«Кун нұры» — солнечный свет. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом «кун» украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.

«Қошқар мұйіз»- бараний рог- похож на завитки пара рогов у барана. Его часто изображают на одежде, коврах, сырмаках, текеметах, корпешках,в юрте, мечах, ножах,ювелирных украшений,посуде,изделия из войлока, сумках, головных уборах как женских и мужских.

«Құс қанаты»— птичьи крылья. Орнамент, напоминающий птичьи крылья, следует за рого­видными элементами или за орнаментом, напо­минающим шахматные клетки. Изображение этого орнамента на отдельных изделиях напоминают летящую птицу. В настоящее время орнамент «құсқ анаты» используется вместе с другими орнаментами.


- Сегодня мы свами возьмем птицу голубь. Как известно, голубь –символ мирной жизни. Мы все хотим, чтобы наш Казахстан процветал и жил в мире.





Слайд № 15

4. Планирование работы.

- Ребята, давайте поговорим с чего мы начнём нашу работу, и что за чем будем выполнять. 
(на доске предметно-операционная карта- показ по рядам, каждую работу)


1. Подготовь все необходимые материалы и инструменты.
2. Обведи по шаблонам детали на цветную бумагу.
3. Вырежи детали.

  1. Помощь ученикам

Слайд № 16

Учитель:

И в конце сказать хочу:

Лишь окончена работа

Ножницам нужна забота

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.


5. Показ готовых работ

1. А теперь покажите свои готовые работы. Молодцы!

2. Совместное выполнение сюжетной аппликации - «25 лет Независимости Казахстан!»- работа у доски


VI. Оценивание работ учащихся

  • Учитель оценивает каждую работу учеников


VII. Рефлексия

  • Что запомнилось сегодня на уроке вам?

  • Чем вам понравился урок?

Слайд № 17

VIII. Дом задание:

- принести 4 вида плотной ткани, (одинаково нарезанной) ножницы, иголка, нитки












7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее