«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Тематический план 10 класс

Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Пояснительная записка




Содержание учебников «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 и 11 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе среднего (полного) образования по информатике и информационным технологиям.

Учебник «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса получил положительную оценку РАН и РАО и включен Министерством образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников, допущенных в 2008/2009 учебном году к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.


Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Место учебного предмета в учебном плане.


Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Рабочая программа по «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы профильного курса на базовом уровне в старшей школе Н.Д. Угриновича в объеме 70 часов (10 класс – 35 часов) и адаптирована к условиям нашей школы, т. е. на объем 140 часов (10 класс - 70 часов в год, 2 часа в неделю). При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по темам.


Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства





Учебно – тематический план курса

Наименование разделов

Количество часов

1

Введение. Информация и информационные процессы

3

2

Информационные технологии

17

3

Коммуникационные технологии

15

Всего


35



Раздел

Темы уроков

Кол-во часов

Дата


Материально – техническое обеспечение

Примечание

Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы

Инструктаж по технике безопасности и правилам поведениям в кабинете информатики. Информация и информационные процессы.

1


Компьютер


Урок повторения и обобщения: «Информация». Тест.

1

Мультипроектор


Контрольная работа №1 «Различные подходы к определению количества информации»

1

Мультипроектор


Тема 2. Информационные технологии

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»

1

Мультипроектор


Создание документов в текстовых редакторах

1

Мультипроектор


Создание и форматирование документов в текстовых редакторах.

Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»

1

Мультипроектор


Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.

Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»

1

Мультипроектор


Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4 Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

1

Мультипроектор


Кодирование графической информации.

Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации»

1

Мультипроектор


Растровая графика.

Практическая работа №6 «Растровая графика».

1

Мультипроектор


Векторная графика.

Практическая работа №7. «Трехмерная векторная графика»

1

Мультипроектор


Кодирование звуковой информации.

Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука»

1

Мультипроектор


Компьютерные презентации.

Практическая работа №11 Разработка презентации «Устройство компьютера»

1

Мультипроектор


Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Практическая работа №12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора»

1

Мультипроектор


Двоичное кодирование чисел в компьютере.

1

Мультипроектор


Электронные таблицы.

Практическая работа №13 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

1

Мультипроектор


Встроенные функции

1

Мультипроектор


Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №14 «Построение диаграмм различных типов».

1

Мультипроектор


Практическая контрольная работа

1

Мультипроектор


Тест «Информационные технологии»

1



Тема 3. Коммуникационные технологии -

Локальные компьютерные сети.


1

Мультипроектор


Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету.      

Практическая работа №16 «Создание подключения к Интернету. Подключение к Интернету и определение IP-адреса»

1

Мультипроектор


Всемирная паутина.

Практическая работа №17 «Настройка браузера»

1

Мультипроектор


Электронная почта.

Практическая работа №18 «Работа с электронной почтой»

1

Мультипроектор


Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы      

Практическая работа №19 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях»   

1

Мультипроектор


 Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.  

Практическая работа № 20 «Работа с файловыми архивами»   

1

Компьютер


Геоинформационные системы в Интернете.   

Практическая работа №21 «Геоинформационные системы в Интернете»    

1

Компьютер


К.Р. Поиск информации в Интернете  .

Практическая работа №22 «Поиск в Интернете»  

1

Компьютер


Электронная коммерция в Интернете..  Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Практическая работа №23 «Заказ в Интернет-магазине»   .

1

Компьютер


Основы языка разметки гипертекста.   

1

Компьютер


Практическая контрольная работа №3 «Коммуникационные технологии»

1

Компьютер


Повторение, подготовка к ЕГЭ

1

Компьютер


Итоговый тест

1

Компьютер


Анализ ошибок, допущенных в тесте

1

Компьютер


Резерв

1

Компьютер



Система контроля знаний обучающихся

Приложить контрольно – измерительный материал ( тематические и итоговые работы)



Четверть

Контрольные работы (тема)

количество

I четверть

Различные подходы к определению количества информации

1

II четверть

Информационные технологии»

1

III четверть

Поиск информации в Интернете  .


1

IV четверть

Итоговый

1

Всего за год


4



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Компьютерный класс (сеть, сервер);

  2. Выход в Интернет

  3. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся

  4. Мультимедиапроектор

  5. Интерактивная доска

  6. Принтер (лазерный, цветной, сетевой)

  7. Источник бесперебойного питания

  8. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)

  9. Внешний накопитель информации (или флэш-память)

Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

. Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.



















4


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее