по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов»
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №10»
Велим Елена Сергеевна
Тема урока: «Чередующиеся гласные в корнях слов» (обобщение) | ||
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний | ||
Вид урока: традиционный, с применением ИКТ | ||
Методы и средства обучения: словесный, наглядный, практический | ||
Цель деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с правописанием чередующихся гласных в корнях слов | ||
Используемые материалы: презентация, карточки с заданиями, учебник, тетради, таблица по теме, составленная на предыдущем уроке, кроссворд, ребусы. | ||
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: - овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных -раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-; - овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием; - овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
| Метапредметные: - умение аргументировано отвечать на вопросы учителя; - овладение приемами отбора и систематизации материала; - способность к конструированию предложений; - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - умение создавать тексты; | Личностные: - умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения; - овладение умением работать в группах
|
Задачи урока | ||
Образовательные: - продолжить формирование навыка правописания слов с чередующимися гласными в корнях слов; - устранить пробелы в знаниях и умениях по теме. | Развивающие: - развивать умение выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. | Воспитательные: - формировать мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия (УУД) | |||||||||||
1.Организацион-ный момент Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха | Приветственное слово учителя: (слайд 1) - Здравствуйте! Начинаем наш урок. На друг друга посмотрите И смелее улыбнитесь. Повернитесь, распрямитесь И гостям все улыбнитесь! Улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. - Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу. |
Приветствие обучающихся.
| Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные.
| |||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель - включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Работа с текстом (слайд 2). - Ребята, перед вами карточки с текстом. Давайте прочитаем текст и ответим на вопросы. У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) Просит ученика прочитать текст вслух. - Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор. - Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? - Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме. |
-Как надо прожить жизнь.
Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания | Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| |||||||||||
3.Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?» -Назовите устно пропущенные буквы. -Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число, вид работы и тему урока (слайд). Эпиграф к уроку: (слайд). Закрепляем, что учили. Вспоминаем, что забыли. Эти корни надо знать Исключительно на «5». | Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. «Гласные в корнях с чередованием»
Читают эпиграф к уроку | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. | |||||||||||
4.Постановка учебной проблемы
| - Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке и Какие цели поставим на сегодняшний урок? | Составляют план действий, озвучивают примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме 2.Выполнение упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием. 3. Проверить устойчивость навыка. | Познавательные: целеполагание, выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||||||||
5. Подготовка к обобщению понятий, правил
| - Для того чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием, давайте вспомним правила их правописания. Ведь в правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную. Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне. Во избежание ошибок давайте составим алгоритм действий: Фронтальный опрос – Какие корни с чередованием гласных вам известны? – В чем особенность правописания таких корней? – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова? | Алгоритм действий: 1. Вижу безударную гласную. 2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной: - проверяемая; - непроверяемая; - чередующаяся. 3. Вспоминаю условие написания для данного вида.
Ученики перечисляют группы корней. Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от ударения. | Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока; объясняют языковые явления, связи, отношения.
| |||||||||||
6. Воспроизведение учащимися знаний и способов действия применений приобретённых знаний, выполнение упражнений.
| Задание 1. «Восстановите таблицу» (слайды 6-7) Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: 1 ряд - от ударения, 2 ряд – от последующей буквы, 3 ряд – от суффикса А)
Проверка с доски Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни: один учащийся приводит примеры, подтверждающие правило, второй – исключения из правила, третий должен обобщить всю информацию и выступить перед классом, четвертый ученик – анализирует (исправляет, дополняет) ответ другой группы (1 группа анализирует ответ 2, 2 – 3,3-1) «Словарное богатство русского языка». Работа со справочником. Запись определений слов-исключений (выгарки, изгарь, пригарь, ростовщик, полог, подлог). (слайд 8-14) Задание 2. «Отгадайте загадки» (слайды 15-17) Карточка 1. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание. 1. Без огня г..рит, без крыл летит, без ног б..жит. 2. На кусте выр..с, по рукам пок..тился, на зубах очутился. Карточка 2. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание. 1. Х..л..дное имя, х..л..дный и дом. На х..л..де жгучем г..рит огоньком. 2. Зах..чу, так покл..нюсь, а пол..нюсь, так повалюсь. Карточка 3. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание. 1. Что без огня г..рит? 2. По з..ре з..рянской к..тился шар вертлянский: никому его ни обойти, ни объехать. Задание 3. «Спешите видеть!» (работа с сигнальным карточками О//А). Работа с сигнальными карточками. У каждого члена команд в руках сигнальные карточки с чередующимися гласными О и А. Нужно поднять вверх карточку с буквой, соответствующей орфограмме. Затем показать соседу и проверить результат. Подр..сток, выр..щивать, низкор..слый, предл..гать, изл..жение, заг..релый, з..ря, отр..сль, пол..г, р..стёт, Р..стов, сл..гаемое, оз..рить, Р..стислав. | Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу: От ударения: 3. -зар-, -зор-; 5. -гар-, -гор-; От последующей буквы: 2. -раст-, -рос-, -ращ-; От наличия суффикса А после корня: 1. -кас-, -кос; 4. -лаг-, -лож-; Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп Записывают слова в справочник. Отгадывают загадки в группах (карточка №1 – 1 ряд и т.д.). Находят слова с чередованием гласных А-О в корне и объясняют их правописание. Чья группа первая готова к ответу – отвечают.
Работают с сигнальными карточками, проводят само и-взаимо проверку. Работа в парах. ПодрОсток, вырАщивать, низкорОслый, предлАгать, излОжение, загОрелый, зАря, отрАсль, полОг, рАстёт, РОстов, слАгаемое, озАрить, Ростислав. | Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов. Регулятивные: проектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. | |||||||||||
7. Проверка творческого индивидуального домашнего задания | Задание 1. «Кроссворд» (презентация) Отгаданное слово записать в тетрадь, графически объяснить правописание, исключения отметить. Задание 2. Ребусы (файлы с картинками на доске) Задание 3. «Подбери однокоренные слова» На доске 3 раза записано слово ЗАГОРАТЬ по вертикали, по 8 учащихся от каждой команды выходят по очереди к доске и записывают подходящее слово с чередующейся гласной в корне. | Подготовленные ученики представляют классу свои творческие задания. Производят запись в тетрадь: 20 слов на правописание чередующихся гласных в корнях слов. Устно отгадывают слова Выполняют задание, соревнуясь в командах. | Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения Коммуникативные: формируют навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. | |||||||||||
8. Обобщение понятий и правил темы | Работа с текстом в группах. Резервное задание. Текст изображен на слайде и у каждого ученика на карточке. - У вас на столах лежит текст. Прочитайте его внимательно. - Подумайте, о чем в нем говорится? (о походе за ягодами и грибами) - Как бы вы озаглавили этот текст? (Удачная прогулка, ....) На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула перепелка и скрылась во ржи. Задание для 1 и 3 группы: Выписать слова с чередующимися гласными в корне, правописание которых зависит от ударения (разгорается, заря, загорели). Задание для 2 группы: Выписать слова с чередующимися гласными в корне, правописание которых зависит от буквы, следующей за корнем (касаются, предполагал, предположения). - Ребята, давайте повторим правила написания корней с чередующимися гласными О//А. | Комментированное чтение. Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Записывают слова в тетрадь. Сверяют записанные слова с ответами на слайде. Воспроизводят правило, обобщают пройденный материал | Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков. Коммуникативные: формируют навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе. | |||||||||||
9. Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия (прием «Комплимент») | Задает вопросы: (слайд 18) -Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? | Ответы на вопросы учителя. Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников | |||||||||||
10. Домашнее задание | Запись домашнего задания на доске и в электронном журнале: Параграф №.., упражнение №…(слайд 19) Составить и записать в тетрадь 10 словосочетаний с чередующимися гласными в корнях слов, графически отметить правописание. | Запись в дневнике | |