«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Театрально-игровая деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

«Театрально-игровая деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки


«Театрально-игровая деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

Период раннего детства – чрезвычайно интенсивный в плане развития: физического, психического, социального. У ребенка формируются фундаментальные личностные новообразования в том числе эмоции. Именно в раннем возрасте происходит интенсивное развитие речи, формирование словаря детей. Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего речевого развития ребенка. Формирование словарного запаса занимает важнейшее место в дошкольном образовании, а вопрос о его состоянии и методике развития является одним из актуальных вопросов. В условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Соглашаясь с мнением ведущих психологов и педагогов, что игра ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что работа по формированию словаря детей будет эффективна через применение игр, на основе использования игрушек пальчикового театра.

Педагоги практики считают, что использование игрушек пальчикового театра вызывает у детей раннего возраста наибольший интерес, речевую активность, эмоциональную отзывчивость. В своей педагогической практике столкнулась с необходимостью внедрения нетрадиционных форм развития речи детей, при этом с недостаточным для этого оснащением предметной пространственной среды группы, а также с недостаточным методическим обеспечением. Все вышесказанное определило тему работы «Формирование словаря у детей раннего возраста (2-3 лет) на основе использования игрушек пальчикового театра». Я реализовала проект на данную тему в МБДОУ детский сад № 15 «Радуга» г.о.Рефтинский. Объектом проектирования является процесс формирования словаря у детей раннего возраста. Предметом – игрушки пальчикового театра, как средство формирования словаря у детей раннего возраста. Целью работы является- формирование словаря у детей раннего возраста на основе использования игрушек пальчикового театра. Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования словаря детей раннего возраста.

2.Проанализировать деятельность педагога по формированию словаря детей раннего возраста, на основе использования игрушек пальчикового театра.

3.Разработать картотеку пальчиковых игр, песенок потешек с использованием игрушек пальчикового театра

Обязательными спутниками раннего детства являются сказки, песенки, потешки. Поэтому работу по формированию словаря я строила с помощью следующих форм работы:

1.Инсценирование сказок. Работа по инсценированию сказок проводится по следующему алгоритму. Для детей на примере сказки «Колобок» педагог сначала знакомит с персонажами сказки. Предлагает рассмотреть и потрогать фигурки, затем надевает по очереди каждый персонаж себе на палец и описывает его. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит колобок», затем разыгрывает сказку поднимая пальцы с персонажами по ходу действия. Педагог должен стараться сыграть так, чтобы детям захотелось принять участие в постановке сказки. Сказка не разыгрывается целиком, делится на несколько картин. Работая над одной, когда педагог увидит, что дети справляются, нужно переходить к другой картине. Затем соединяются две, три картины в единое целое. Обучая детей инсценированию сказок, воспитатель строит занятия так, чтобы дети воспринимали обучение как интересную игру. Время от времени он просит помощи детей, объясняя это тем, что появились сложности в управлении игрушкой и передачи голосом интонацию персонажа. Педагог должен советоваться, отношения партнерства помогут сохранить контакт с детьми. Они поймут, что их помощь, мнение необходимы взрослым.



2.Обыгрывание песен, потешек. В адаптационный период чтобы установить контакт с детьми, вызывать положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку я использую в работе обыгрывание песенок, потешек с использованием игрушек пальчикового театра - в режимных моментах например при умывании «Прилетала птичка принесла водички, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Можно использовать дидактическую игру «Узнай потешку» (педагог показывает игрушку пальчикового театра, а ребенок рассказывает потешку).

3.Пальчиковые игры с персонажами. Персонажи и образы наших пальчиковых игр – сорока, коза и зайчик - нравятся детям двух лет, они с удовольствием повторяют за взрослыми. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнить движения вместе со взрослым или с его помощью. «-Курочка- рябушечка, куда пошла? –На речку. Курочка – рябушечка, зачем ты пошла? –за водичкой. –Зачем тебе водичка? –цыпляток поить. –Курочка – рябушечка,как цыплята прсят пить? –Пи-пи-пи-пи.

Систематическая работа по использованию игрушек пальчикового театра в речевом развитии детей раннего возраста определила следующие результаты: дети стали более активными в общении, начали строить первые предложения. Детям нравится взять игрушки в руки и «оживить» собственным голосом. Наблюдаю, что замкнутые дети начали принимать активное участие в перевоплощении в персонажей театра. Способность детей к такой идентификации позволяет мне как, педагогу, через использование игрушек пальчикового театра, формировать у детей положительные качества – доброта, смелость, искренность, а также вербально выражать чувства и эмоции персонажей. Удивительно, что встреча с игрушками пальчикового театра, особенно в адаптационный период, помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу пребывания в детском саду. Дети с удовольствием манипулируют игрушками пальчикового театра, персонажи которых представляют для них большой интерес.

Пальчиковый театр используется мной в непосредственной образовательной деятельности, как игровой и мотивационный момент. Вызывает у детей эмоциональный отклик, повышает заинтересованность в предстоящей деятельности. Данный вид театра дети переносят в свободную игру, во взаимодействие со сверстниками и родителями. Словесно выражая определенные эмоции сказочного персонажа, дети учатся понимать собственное эмоциональное состояние, а также понимать окружающих. Реализуя проект, я создала картотеку пальчиковых игр, потешек, песенок использованием игрушек пальчикового театра, разработала конспекты занятий на основе адаптированных сказок.




















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее