«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Симфоническая сказка " Петя и волк" С. Прокофьева

знакомство с симфоническим оркестром.С его инструментами- группы струнных, духовых деревянных, духовых медных и флейтой

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

8


Муниципальное казенное учреждение

«Управление социальной политики»

администрации МО «Городской округ Ногликский»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия п. Ноглики



Инструменты симфонического оркестра

в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»


2 класс






Сергеева Рита Гиллеровна,

учитель музыки

















Ноглики

2012

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Название программы: «Музыка » под редакцией Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой. 2класс, урок 5, 3 четверть.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Цель: Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

Задачи урока:

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».  

  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

  • Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);

  • метод контрастного сопоставления;

  • метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);

  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.





Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • персональный компьютор;

  • фортепиано;

  • мультимедийная презентация (PowerPoint);

  • плакат «Симфонический оркестр»;

  • портрет С.С. Прокофьева;

  • карточки с названиями музыкальных инструментов;

  • видеомагнитофон, телевизор, фрагмент мультфильма “Петя и волк”.

  • рабочие тетради;

  • игра «Узнай музыкальный инструмент»;

  • тесты;

Музыкальный материал:

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» под ред. Е.Д. Критской.

  • “Марш” Шуберта.

  • С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей

  • Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.

Виды деятельности на уроке:

1. Хоровое и индивидуальное пение (исполнение музыкального приветствия, прощания, песенного репертуара, вокальных импровизаций).
2. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
3. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
4. Выполнение контрольных заданий (письменная работа).
5. Работа с наглядными пособиями.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.







ХОД УРОКА



1. Организационный момент

Приложение 1. Слайд 1

Вход под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель: С музыкой какого композитора вы познакомились  на прошлом уроке?

Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.

Приложение 1. Слайд 1

На экране – портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?

Д: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет. 

Проверка домашних заданий. Рисунки, афиши к балету «Золушка»  дети вывешивают на стенд с афишами.

3. Содержание и организация учебного занятия

У: Найдите на стенде афишу с названием нового произведения С.С.Прокофьева.

Д: Симфоническая сказка для детей «Петя и волк».

Слайд 1  (На экране – название сказки)

Приложение 1. Слайд 2

Учитель:  Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Ученик: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
Учитель: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Приложение 1. Слайд 3

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).

Приложение 1. Слайд 4

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).

Учитель: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Приложение 1. Слайд 5

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду,  определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

Приложение 1. Слайд 6

Учитель:  Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Ученик 1: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Ученик 2: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).
Ученик 3:  «Я сочинил бы для него серьезную мелодию, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию).
Учитель:  Спасибо! Слушаем тему Пети  С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает.

Учитель: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

Приложение 1. Слайд 7

Учитель: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках).
Учитель: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На плакат «Симфонический  оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».

Приложение 1. Слайд 8

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для дедушки?

Дети: Добрую, веселую, сердитую, нежную.
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер.(Слушание).
Ученик: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его».
Учитель: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»



Приложение 1. Слайд 9

Учитель: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Ученик: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.  На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».

Приложение 1. Слайд 10

На экране – Кошка, Утка, Птичка.

Учитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Ученик: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Учитель: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1. Слайды  11, 12

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

Учитель:  Какое настроение у Птички?
Ученик: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
Учитель: К какой группе инструментов относится флейта?
Ученик: Флейта – деревянный духовой инструмент.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».

Приложение 1. Слайды   13, 14

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

Учитель: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
Учитель: Почему вы решили, что это кошка?
Ученик: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Приложение 1. Слайды  15, 16  (Проверка ответов: на экране – Кошка).



Приложение 1. Слайд 17

Учитель: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Ученик: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.

Приложение 1. Слайд 18

На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

Учитель: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Ученик: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Приложение 1. Слайды 19, 20 (Проверка ответов: на экране – Уточка).

Приложение 1. Слайд  21

Учитель: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Ученик: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

4. Повторение

Приложение 2 ( Игра «Узнай инструмент») и 22 слайд

Учитель: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5. Тестирование

Учитель: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева. А сейчас давайте проверим усвоенные нами знания и ответим на тест. Детям раздаются тесты (работа в парах). (Приложение 3 и 4-ответы)

Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.

6. Итог урока.

Приложение 1. Слайд 23

Приложение 1. Слайд 24

На экране появляются все герои сказки.
Учитель: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.
Ученик: Волк, Охотники.

Приложение 1. Слайд 25

На экране остаются  Волк, Охотники.

Учитель: Наш урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

7. Домашнее задание

Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.

8. Выставление оценок

Выход: под “Марш” Шуберта.

Приложение 1 (Презентация учебного материала)
Приложение 2 (Игра «Узнай музыкальный инструмент»)
Приложение 3 (Образцы тестов

Приложение 4 (Ответы к тестам)

Литература:

1. «Музыка 2кл.» Критская Г.П., Сергеева Т.С.

2 .Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка 2кл.» Критская Г.П., Сергеева Т.С.

3. Русские композиторы О.К.Розумовская «Шедевры музыки» Кирилл и Мефодий












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее