Семья и семейные отношения

Цели:

  1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
  2. объяснить, зачем люди создают семьи;
  3. охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;
  4. раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.
Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Семья и семейные отношения.

5 класс

обществознание

Цели: 

  1. дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;

  2. объяснить, зачем люди создают семьи;

  3. охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;

  4. раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.

Задачи  урока:  

 Предметные: давать характеристику семейных отношений

 Метапредметные: - сформировать  навыки сотрудничества, аргументированно выражать свое мнение;

 Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.  


  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Помните, мы с вами на прошлом уроке подбирали ассоциации со словом подросток.

Сегодня, наоборот, ассоциации дам я вам, а вы мне назовете слово, которое все этот обобщает.

- Что за цветок у меня в руке?

Сейчас вы будете отрывать лепесточек и читать слово. Остальные запоминают все слова.

СЛОВА НА ЛЕПЕСТКАХ: Любовь, дети, очаг, брак, родители, родственники, дом

Итак, к каким словом мы можем обобщить все сказанное?

Тема нашего сегодняшнего урока: Семья и семейные отношения.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП


- Кто-нибудь догадался, почему мы имели дело именно с ромашкой? Потому что ромашка является символом дня семьи, любви и верности.

- А когда отмечается этот праздник в нашей стране? С 2008 года этот праздник отмечается в нашей стране с 8 июля.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, зачем создаются семьи, что будет, если семья не выполняет своих обязанностей, и какие бывают семьи.

Попробуйте сформулировать определение, что же такое семья?

Семья – это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Раньше считалось, что семья состояла из 7 человек. Как вы думаете, кто входил в прежнюю семью? Мама, папа, бабушка, дедушка, три ребенка.

А в наши дни, в среднем, сколько человек в одной семье?

Давайте составим статистическую табличку. Посмотрим, какие в вашем классе семьи.

Поднимите руку, у кого 2 человека в семье, 3,4,5,6…

А скажите, плохо или хорошо, когда в семье мало детей? Плохо, потому что мы должны оставлять кого-то после себя. Чтобы население нашей страны постоянно росло.

Итак, мы с вами выяснили, что в нашем классе преобладают семьи в количестве 3 человек.


Давайте почитаем притчу и определим о чем идет речь? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:

Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.

В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» - думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них?

У них все виноваты, а у нас все правы.

В чем смысл этой притчи?


Итак, мы с вами выяснили, что семья, в которой присутствуют взаимоуважение и взаимопомощь – это, безусловно, счастливая семья.


Как вы думаете, какая самая главная функция семьи? Рождение детей и их воспитание.

А государство каким-нибудь образом помогает родителям в этом? Строит детские сады, школы, больницы, стадионы. А семьи, которых двое или более детей, имеют право на дополнительное пособие – материнский капитал. Это пособие может быть использовано на оплату образования ребенка, улучшение жилищных условий семьи или в качестве прибавки к пенсии матери.

Итак, еще раз назовите мне, какая функция семьи является главной?


А теперь давайте отгадаем загадки


Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

А одним словом папу и маму мы как называем? Родители

А для чего нужны родители?

Но существуют семьи, которые не выполняют свои обязанности. Дети в таких семьях находятся без присмотра, бывают голодными, родители не обращают внимания на их воспитание и образование. Это значит, что они нарушают основной закон нашей страны. А помните, мы говорили, что является основным законом нашей страны?

Именно в Конституции и прописано, что родители обязаны заботиться о воспитании детей.

Как вы думаете, только ли Конституция регулирует семейные отношения?

Существуют еще один документ, называется он Семейный кодекс РФ. Давайте посмотрим, какие права закреплены в этом документе. Открываем учебники на с. 28, найдите внизу странички. Давайте зачитаем.



Как вы думаете, а что бывает тем родителям, которые не выполняют свои обязанности? Суд может лишить их родительских прав. Тогда заботу о ребенке берет на себя государство.



Итак, мы с вами делаем вывод, что каждая семья обязана выполнять свои обязанности, чтобы не приносить страданий своему ребенку.



Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.

Посмотрите на картинки в учебнике на с. 29.

Что общего на этих картинках и чем они отличаются?

Итак, если в семье живут только дети и родители, то такую семью называют двухпоколенной (то есть в семье два поколения – старшее – родители, и младшее – дети)

Если в семье живет три поколения, т.е. дети, родители, бабушки и дедушки, то такие семьи называются трехпоколенные.

А теперь подумайте и скажите, а какая семья называется четырехпоколенной? Дети, родители, бабушки, дедушки и прабабушки, прадедушки.


Итак, с какими типами семей мы сегодня познакомились?


А теперь давайте перевернем страничку, посмотрите на картинку, что не так в этой семье?

Семьи, в которых по какой-то причине отсутствует один из родителей называются неполными.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ ЗУН

А теперь давайте поиграем в игру, называется она продолжи предложение. Не забываем поднимать руку при ответе.

Семья – это группа людей,…. Связанная кровным родством и брачными узами.

Семьи, в которых двое и более детей имеют право на …. Дополнительное пособие – материнский капитал.

Суд может лишить родительских прав за… невыполнение своих обязанностей.

Семьи, в которых живут родители, дети, бабушки и дедушки – называются…. Трехпоколенными

Двухпоколенная семья – это семья, в которой… проживают дети.


У некоторых из вас на партах лежат карточки со словами. (Приложение 2) Сейчас я буду называть слова, если вы обнаружили это слово у себя, то выходим к доске.

Итак… Бабушка Маша, мама Нина, папа Коля, Ваня. Какой тип семьи здесь представлен? Трехпоколенная.

Вова, мама Таня – неполная

Папа Дима, мама Наташа, Катя – двухпоколенная семья.

Папа Саша, мама Ирина, Лена, бабушка Соня, прадедушка. – четырехпоколенная.


Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча


  1. Главная функция семьи рождение и воспитание детей.

  2. Государство никак не заботится о семье.

  3. Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.

  4. Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.

  5. Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.

  6. Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Необходимый уровень – параграф 3 прочитать и выполнить задание 4 на с. 32.

Повышенный – существует немало поговорок о семье. Ваша задача найти эти поговорки и понравившуюся изобразить на рисунке (можно шуточную).


  1. РЕФЛЕКСИЯ

И в заключении давайте выполним еще одно задание. Называется оно «Неоконченное предложение». На партах у вас лежат листочки. Переверните и выполните задание. (Приложение 3)






































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее