«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Село агзегитово в истории становления образовательной и воспитательной системы татарского народа

СЕЛО АГЗЕГИТОВО В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

8



СЕЛО АГЗЕГИТОВО В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Система образования татар берет свое начало с момента принятия Ислама. Начало создания сети мяктебе (начальных школ) и медресе Булгарии можно датировать XII в. В этих учебных заведениях получали образование ученые и религиозные деятели мусульманского мира.

Начиная с XVI в. особенности образовательной системы татар обуславливались тесной связью с православным Российским государством. В 1707 г. по инициативе митрополита Тихона в г. Казани была учреждена школа, в которой обучалось 32 мальчика, однако через два года из-за болезней детей она была закрыта.

В 1720 г. была открыта школа для 20 черемисских детей, а в 1724 г. в архиерейскую школу набрано было 14 татарских и черемисских мальчиков, обучавшихся русскому языку и Закону Божию вместе с детьми русских священнослужителей «в надежду священства»1.

Во второй половине XVIII в. был сформулирован и реализован самостоятельный проект, опиравшийся на систему новокрещенских школ и соответствовавший стремлению правительства к массовой христианизации инородцев Казанского края: в 1734 г. архиепископ Иларион Рогалевский представил в Св. Синод предложения об учреждении в Казанской епархии четырех школ для обучения детей инородцев вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Они были высочайше утверждены указом от 26 февраля 1735 г.

В 1771 г. в Казани было открыто 2 медресе Ахуновское и Апанаевское, в 1780 г. было открыто медресе при доме Амирханова, а также в деревнях: Кышкар, Менгер, Саба и др. Это позволило не тратить время и денежные средства на поездку в Бухару, признанный центр мусульманской культуры и науки, соответственно, больше татарских молодых людей смогли получить духовное образование близко к дому.

Развитие образования в Татарстане связано так же и с именем М. В, Ломоносова, по инициативе которого в 1764 г. была создана кафедра восточных языков при Академии наук. Этот проект отражал политику правительства, заинтересованного в организации преподавания восточных языков в учебных заведениях, расположенных в городах с преобладанием мусульманского населения.

Главная роль в этом деле отводилась основанной в 1759 г. Казанской гимназии. Мысль о введении во вновь созданной в Казани гимназии преподавания татарского языка принадлежит первому ее директору М. И. Веревкину и относится к тому же 1759 г. Но получила свое реальное воплощение лишь благодаря указу императрицы Екатерины II от 12 мая 1769 г.: «единожды навсегда» ввести класс татарского языка для практических целей - подготовки переводчиков с татарского языка2. Университет в Казани был открыт в ноябре 1804 г. В нем кроме татарского, преподавались персидский, арабский, монгольский и китайский языки.

Реформы эпохи Александра I затронули и инородческое образование, которое должно было осуществляться через систему сельских приходских училищ с опорой на родной язык учеников и широкое использование в качестве учебного и дидактического материала переводов вероучительных книг.

Благодаря реформам, инициированным Александром II, начался подъем образования всех российских народов, и национального образования в том числе. В системе образования татарского народа постепенно складывалось инновационное направление, которое вошло в историю под названием джадидизм. Происхождение термина связано с внедрением в обучение нового метода «усул джадид», возникшего благодаря реформе традиционного конфессионального образования при разработке звукового метода обучения.

В XVII-XVIII вв. основным языком обучения в медресе был арабский. В основном изучалась арабская азбука, читали хафтияк на арабском языке

(одна седьмая часть Корана), книгу «Мухаммед-эфенди». У мусульман, как известно, существует особая наука «Теджвид», которая учит правильному чтению Корана, то есть фонетике арабского языка. В медресе основательно изучали арабскую морфологию (сарыф), синтаксис (наху), риторику (балагэт). Логика (мантык) так же была одной из главных дисциплин в медресе. В них так же преподавали основы счета, истории и географии. Кроме арабского языка, необходимого для понимания Корана, учили персидский, турецкий и другие языки3.

Не существовало никакой гарантии, что окончив медресе, человек сможет объясняться на современном ему арабском языке или читать светскую литературу. Кадимистские школы основным методом обучения считали книжный. Обучение строилось на заучивании слов, фраз, аят и отрывков из книг наизусть. К тому же, в школах не существовало деления на классы или какой-либо стандартизации учебного процесса, что, безусловно, затрудняло познавательную деятельность и создавало в среде богословской интеллигенции прослойку преподавателей и мулл, которые так и не закончили обучение. Ученик, пришедший в медресе в восемь лет, мог оставаться в нем и до тридцати лет и далее.

В рамках же нового метода в учебные планы мусульманских медресе в противовес средневековой схоластике были включены светские культурологические и научные дисциплины. Школы-мяктебе стали делиться на классы. Существовали одноклассные мяктебе, двуклассные и четырехклассные. Появились стандартизированные программы обучения разным дисциплинам, ученики стали сдавать экзамены, что позволило достаточно адекватно оценивать их знания и контролировать весь процесс обучения.

Одним из подвижников осуществления таких реформ татарского образования был Каюм Насыри, ученик и последователь еще одного великого педагога, общественного и религиозного деятеля Ш. Марджани.

По совету инспектора В. В. Радлова, Каюм Насыри открыл начальную школу для татарских детей с преподаванием в ней русского языка, и 1871 г. стал важной вехой в развитии образования татар, началом этапа усовершенствования преподавания русского языка. Всесторонняя подготовка, хорошее знание традиций восточной культуры, с одной стороны, и европейской научной мысли, с другой, позволили ему сделать первые шаги для их интеграции.

В 1913 г. В Казанской губернии всего насчитывалось 1938 мяктебе и 150 медресе. В двух чувашских уездах – Цивильском и Чебоксарском – в рапортах уездных полицейских управлений с 1889 по 1905 гг. отмечается наличие 9 мяктебе (из них три в селе Агзегитово) и единственного медресе в селе   Агзегитово.4

К 1909 году в селе Агзегитово проживало около трех тысяч человек. Село было поделено на три прихода. В первом приходе, действовавшем к этому времени более ста лет, проживало 514 мужчин и 469 женщин. Во втором приходе проживало 547 мужчин и 574 женщины. Приход был основан в 1891 году. В третьем приходе проживало 354 мужчины и 323 женщины. Этот приход был образован в 1902 году5. Таким образом, можно сделать вывод, что село было довольно крупным, однако не настолько, чтобы стать центром новометодного образования.

Появление и успешная деятельность школ и медресе в селе Агзегитово связано с именем уроженца этого села Загидуллы Шафигуллина – предпринимателя и мецената. Он выстроил за свой счет целый ряд мечетей, медресе и мяктебе в Цивильском, Свияжском, Тетюшском уездах Казанской губернии. Именно благодаря ему были выстроены две новые мечети в селе Агзегитово, разрешение на строительство которых было достаточно сложно получить. С 1898 г. Шафигуллин одним из первых в Казанской губернии перевел обучение в медресе и мяктебе на новометодную систему.

З. Шафигуллин долгие годы лично контролировал процесс обучения в медресе и мяктебе для мальчиков, а так же очень серьезно относился к женскому образованию. При его попечительстве в селе Агзегитове было открыто женское медресе.

К 1913 году в мяктебе села Агзегитова обучались 300 мальчиков и 850 девочек.6 Еще около сорока девочек обучалось женском медресе. Обычно девочки получали начальное образование в мяктебе, отдельно от мальчиков или ходили на индивидуальные занятия к женам мулл (остабикэ). Те обучали их арабскому алфавиту и чтению, письмо считалось ненужным. Девочки достаточно рано выходили замуж, поэтому на их образование родители не желали тратиться. Обучение в мяктебе не было полностью бесплатным, прихожане жертвовали определенную сумму на его содержание.

Революционное отношение З. Шафигуллина к образованию в целом и женскому образованию в частности, привело к тому, что он нанял для занятий с девочками специально подготовленную женщину-учителя М. Искандарову, которая окончила в 1910 году Ижбубинское медресе и получила звание мугаллими.

Основываясь на архивных данных мы можем сделать вывод, что учится в женском медресе села Агзегитова могли в некоторых случаях и замужние женщины, что было достаточно необычно.

З. Шафигуллин настаивал на том, чтобы в мяктебе и медресе были созданы русские классы, так как понимал необходимость давать подросткам не только классическое духовное образование, но и по возможности образование светское.

Однако, деятельность З. Шафигуллина не встречало поддержки у уездной и губернской администрации. Более того, администрация часто препятствовала развитию учебных заведений в селе Агзегитове.

З. Шафигуллину долго не давали разрешения на устройство русских классов при мяктебе и медресе. Мулла третьего прихода А. В. Абдул-Саттаров, который преподавал в медресе, даже был обвинен в неблагонадежности, отстранен от преподавания и уволен с должности муллы. Упомянутую выше М. Искандарову, обвинили в том, что она преподает без соответствующего разрешения и так же долго проверяли ее благонадежность.

Когда русские классы были все же открыты, возникла проблема с кадрами. З. Шафигуллин был против того, чтобы в них преподавали немусульмане, пусть по происхождению и татары. Администрация учебного округа же настойчиво предлагала православных учителей.

Если судить по архивным документам, то именно вероисповедание служило главным критерием отбора преподавателей. Так в 1912 г. Н. Тагиров был уволен с должности учителя русского языка из-за злоупотребления крепкими спиртными напитками. После чего в 1913 г. был вновь допущен до преподавания, несмотря на сопротивление со стороны З. Шафигуллина. Через некоторое время Тагиров снова был уволен из-за пьянства, но заменен новой креатурой инспектора народных училищ. Ф. Сейфулиным.

В конце XIX вв. Российская Империя вступила на путь бурного экономического развития. Это не могло не коснуться и Татарстана. Возникла острая необходимость в обучении и воспитании национальных кадров. Чувствовался серьезный недостаток в образованных людях, интеллигенции, грамотных чиновниках, предпринимателях.

К 1913 г. очень серьезно встал вопрос о недостаточном количестве двуклассных училищ. На весь Цивильский уезд с населением более 200 тыс. человек существовало всего три таких училища, в которых обучалось к первому января 1913 г. всего 112 учеников. Более того, несовершенная система обучения мешала своевременному переходу учеников во второй класс. Это свидетельствовало о том, что будущее несомненно было за новометодными школами. Такими, как были открыты в селе Агзегитово.

Новый метод обучения, хотя и продолжал делать упор на религиозное образование и воспитание в духе мусульманских ценностей, давал при этом возможность получить в медресе современное светское образование и продолжить его, при необходимости, в университете или ином другом учебном заведении. Из медресе выходили грамотные, знающие преподаватели, как мужчины, так и женщины. Село Агзегитово стало одним из значимых центров распространения новометодного образования, центром подготовки улемов.

Гайнуллин Рамиль Рашитович


Источники


1. Архивный фонд Казанского губернского правления.



Литература


2. Владимиров В. Историческая записка о 1-й Казанской гимназии, ч. Ш. - Казань, 1867.

3. Гибб Х. А. Р. Арабская литература. Классический период. -М., 1960.

4. Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. - Казань: 1941.

5. Загоскин Н. П. История Императорского казанского Университета за первые сто лет его существования 1804 - 1904. Т. 1 (1804 - 1814). - Казань, 1902.

6. Ковалевский О. М. О знакомстве Европы с Азией. - Казань, 1837.

7. Можаровский А. Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г. М., 1880.

8. Мухаметшин А. Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской Булгарии (VIII-XIV вв). Дис. канд. пед. наук. - Казань, 1995.

9. Фукс Л. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, 1884.

10. Шарафутдинов Ш. З., Ханбиков Я. И. История Педагогики Татарстана. - Казань, 1998.


1 Можаровский А. Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г. М., 1880. С. 39-40

2 Загоскин Н. П. История Императорского казанского Университета за первые сто лет его существования 1804 - 1904. Т. 1 (1804 - 1814). - Казань, 1902. С. 20

3 Фукс Л. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, 1884.

4 Ф. 151, дд. 1078, 1430, 1438, 159, дд. 4846, 634, 713, 189

5 Ф. 2. оп. 2, д. 8464 лл. 372-374

6 Ф. 2. оп. 2, д. 8464 лл. 372-374

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее