«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

РП по биологии 6 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии 5 класса В. И. Константинова, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Данная учебная программа ориентирована на использование учебника на В. Б. Захаров, Н. И. Сонин учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» 1 час в неделю (35 часов в год).

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки











Рабочая программа

по биологии


















Класс: 6

Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна

Количество часов: 35 часа; в неделю 1 час.

Учебник: Н.И.Сонин, «Биология. Живой организм» 2016г.












Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии 5 класса В. И. Константинова, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Данная учебная программа ориентирована на использование учебника на В. Б. Захаров, Н. И. Сонин учебник «Биология. Живой организм. 6 класс» 1 час в неделю (35 часов в год).

Цели и задачи курса

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

- овладение умения применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборам. Инструментами, справочниками
проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе проведения ими наблюдений за живыми организмы, биологических экспериментов, работы с различными источниками;


Содержание программы

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10 ч.).

Тема 1. Основные свойства живых организмов (1 ч.).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 2. Химический состав клеток (1ч.).

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

 Лабораторная работа

  1. «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)».

Тема 3. Строение растительной и животной клеток (1ч.).

Клетка -  элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы. Вирусы – неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.1

Тема 4. Деление клетки (1ч.).

Деление клетки -  основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. Демонстрация  микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 5. Ткани животных (1ч.).

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

  1. Ткани животных организмов

Тема 6. Ткани растений (1ч.).

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные работы:

  1. Ткани растительных организмов.

Тема 7. Органы и системы органов (1 ч.).

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции.  Простые и сложные листья. цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Лабораторные работы:

  1. Изучение органов цветкового растения.

Тема 8. Органы и системы органов животного.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Тема 9. Что мы узнали о строении живых организмах.

Тема 10. Контрольная работа на тему строение живых организмов.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

-понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «система органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «нервная система», «эндокринная система»;

-основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

-основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

-что лежит в основе строения всех живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

-показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных

-исследовать строение основных органов растения;

-показывать составные части побега, основные органы животных

-описывать строение частей побега, основных органов животных , указывать их значение

-устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

-исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах ;

-обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

-выделять в тексте главное;

-ставить вопросы к тексту;

-давать определения;

-формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;

-работать с биологическими объектами;

-участвовать в совместной деятельности;

-выявлять причинно-следственные связи;


Раздел 2. Жизнедеятельность организма (20 ч.).

Тема 11. Питание и пищеварение (1ч.).

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании.  Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 12. Дыхание (1ч.).

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа  в выдыхаемом воздухе.

Тема 13. Транспорт веществ в организме (1ч.).

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных.  Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Практическая работа:

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю..

Тема 14. Выделение (1ч.).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 15. Обмен веществ (1ч.).

 Тема 16. Скелет- опора движения(1ч.).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа:

  1. Разнообразие опорных систем животных.

       Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 17. Движение Простейшие, дождевой червь. (1ч.).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных  и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторные работы:

  1. Движение инфузории – туфельки.

  2. Перемещение дождевого червя.

Тема 18. Движение Простейшие, рыбы, птицы. (1ч.).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных  и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Тема 19. Координация и регуляция на примере гидры и дождевого червя. (1ч.).

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система. Особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Демонстрация микропрепаратов нервной ткани коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 20. Координация и регуляция на примере позвоночных (1ч.)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система. Особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Демонстрация микропрепаратов нервной ткани коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 21. Бесполое размножение. Деления. Почкование (1ч.).

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Тема 22. Бесполое размножение. Спорообразные. Вегетативное размножение.

Практическая работа:

  1. Вегетативное размножение комнатных растений.        

Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий

Тема 23. Половое размножение животных. Партеногенез.

Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Тема 24. Половое размножение растений. Опыление . оплодотворение.

Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Тема 25. Контрольная работа на тему жизнедеятельность организмов.

Тема 26. Рост и развитие растений цветковые ((1ч.).

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Тема 27. Рост и развитие животных. Дробление.

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие.

Тема 28. Прямое и не прямое развитие.

Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы:

  1. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

        Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

Тема 29. Контрольная работа на теме развитие и рост растений, животных.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

Понятие и термины: «почвенное питание», «воздушное и питание», «хлоропласт», «Фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»

Учащиеся должны уметь:

-описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных, определять их, показывать на таблицах;

-называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;

-обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой;

-сравнить процессы жизнедеятельности различных организмов;

-наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

-исследовать строение отдельных органов растительных и животных организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

-соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

-организовывать свою учебную деятельность;

-планировать свою деятельность под руководством учителя

-составлять план работы

-участвовать в групповой работе

-использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы интернета

-работать с текстом параграфа и его компонентами

-составлять план ответа;

-составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

-узнавать изучаемые объекты на таблицах;

-оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Личностные результаты обучения.

-формировать ответственного отношения к обучению;

-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;

-развитие навыков обучения;

-формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома идр.;

-формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

-осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

-осознание значение семьи в жизни человека, воспитание уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.



Раздел 3. Организм и среда (5ч.).

Тема 31. Среда обитания. Экологические факторы среды (1ч.).

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимодействие живых организмов. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

Тема 32 Экологические факторы среды (1ч)

Тема 32. природные сообщества (1ч.).

Природное сообщество  и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Тема 33 . Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды.


Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

1) В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Тематическое планирование учебного материала


№ п/п


Наименование разделов и тем

Часы по планированию (рабочей программе)

В том числе на:


Лабораторно-

практические

работы


Проверочные (контрольные)

работы


1

Раздел 1. Строение живых организмов.

10

Л\Р- 4


2

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

20

П/Р-3

1

3

Раздел 3. Организм и среда

5


1

4

Итого:

35

7

2





























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее