«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Развитие социальных компетенций обучающихся в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности

Развитие социальных компетенций обучающихся в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Развитие социальных компетенций обучающихся в условиях реализации дополнительной общеобразовательной программы социально-гуманитарной направленности

Джораева А.С.

педагог дополнительного образования

МАУДО «Дом детства и юношества»

г. Златоуст, Челябинская область




Развитие социальных компетенций является неотъемлемой частью воспитания обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Объект исследования: развитие социальных компетенций у обучающихся в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия развития социальных компетенций обучающихся в условиях реализации дополнительно образовательных программ социально – гуманитарной направленности

Цель: выявить и апробировать педагогические условия развития социальной компетенции обучающихся в рамках реализации программы общеобразовательной программы «Школа вожатых».

В настоящее время в науке представлены различные подходы к изучению социальных компетенций подрастающего поколения. Так, Н.В. Калинина, И.И. Лукьянова социальные компетенции соотносят с закономерностями личностного развития, ведущими потребностями и задачами каждого возрастного периода. В исследованиях Андрея Викторовича Хуторского социальные компетенции интегрируются в систему образовательных компетенций

В своей работе мы придерживаемся вслед за Людмилой Владимировной Хорошко следующего понятия социальных компетенций: социальные компетенции представляют собой интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие воспитанникам оптимально не только адаптироваться, а и интегрироваться в обществе, эффективно взаимодействовать с социальным окружением, результативно разрешать проблемы в социальной среде.

В развитии социальных компетенций дополнительное образование является основоположным, в связи с тем, что способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Социально-гуманитарная направленность дополнительно образовательных программ является одной из важных в формированиях социальных компетенций учащихся.

Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А развитие компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

Рассмотрим педагогические условия развития социальных компетенций обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа вожатых». Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 14 - 17 лет. Форма организации образовательной деятельности – групповая. Количество обучающихся в группе 8 человек. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год)

Отличительной особенностью программы является использование разнообразных методов и приемов организации учебной деятельности обучающихся, что способствует развитию организаторских и коммуникативных способностей обучающихся. Социализация обучающихся проходит через обучение вожатскому мастерству.

Целью программы «Школа вожатых» является раскрытие творческого потенциала обучающихся посредством освоения знаний и навыков в области организации досуга детей в рамках практической подготовки обучающихся к работе помощника вожатого в образовательных организациях через развитие социальных компетенций.

Ключевые компоненты развиваются через реализацию ряда педагогических условий, создающих необходимую образовательную среду:

а) организационно-педагогические:

- применение современных педагогических технологий на основе учета возрастных особенностей обучающихся;

- использование форм и методов обучения, способствующих раскрытию творческого потенциала и способностей обучающихся (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных);

б) организационно-методические:

- разработка и реализация современных дополнительных общеобразовательных программ с учетом запросов потребителей;

- удовлетворение потребностей обучающихся в соответствии с их индивидуальными интересами и особенностями, а так же задачами возрастной социализации;

- развитие активной позиции обучающегося и педагога в образовательном процессе как субъектов образовательной среды и собственного развития;

В целях развития социальных компетенций при реализации программы применяются современные технологии, учитывающие возрастные особенности обучающихся, такие как:

  • проектные технологии 

  • игровые технологии 

  • информационно-коммуникационные технологии 

  • коллективно-творческая деятельность 

  • социальное проектирование 

Таким образом нами были решены поставленные задачи:

  • изучены различные теоретические подходы к определению понятия «социальная компетенция» в научно-методической литературе.

  • раскрыта роль дополнительного образования детей в развитии социальных компетенций обучающихся.

  • определены педагогические условия развития социальных компетенций обучающихся в рамках реализации программы общеобразовательной программы «Школа вожатых».

 Занимаясь вожатской   деятельностью, я ориентирую ребят на разработку внеклассных мероприятий, направленных на оптимизацию воспитательной деятельности школы; организацию школьных и городских акций, направленных на освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; участие в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха с целью личностного саморазвития. 

Практический результат изменений:

  • обучающиеся  испытывают чувства успеха,  избавляются от комплекса неполноценности; развивают свои творческие способности, умения, и навыки;

  • вовлечённость в вожатскую деятельность учит общению, взаимопомощи, ответственности, развивает навыки самостоятельной работы, формирует общественное мнение;

  • расширяется кругозор.

В рамках реализации программы была организованно социальное взаимодействие с центром занятости ЗГО, школами города о прохождении практики на базе пришкольных лагерей. В ходе подготовки к летней кампании за вожатыми закреплены отряды начальной школы, в которых есть возможность организовывать интеллектуальные, развлекательные,  патриотические мероприятия, конкурсы, викторины, тематические дни и т.д.

Таким образом, педагогические условия развития социальных компетенций обучающихся в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа вожатых» в своем взаимодействии создают образовательную среду и решают общую задачу по развитию социальных компетенций обучающихся путем создания педагогических условий



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее