«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Развитие познавательных способностей младших школьников"

Познавательные способности - сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Развитие познавательных способностей у младших школьников    в рамках реализации ФГОС второго поколения

Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Цель:   создание условий для развития  познавательных способностей учащихся через внедрение технологии  системно - деятельностного подхода к обучению в рамках реализации ФГОС Задачи : повышение качества проведения учебных занятий  на основе внедрения новых технологий; внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения успешности учащихся; использование технологии системно- деятельностного подхода  в обучении с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков; воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

Цель:   создание условий для развития

познавательных способностей учащихся

через внедрение технологии

системно - деятельностного подхода к обучению

в рамках реализации ФГОС

Задачи :

  • повышение качества проведения учебных занятий

на основе внедрения новых технологий;

  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования

ключевых компетентностей и повышения успешности учащихся;

  • использование технологии системно- деятельностного подхода

в обучении с целью формирования УУД, знаний, умений, навыков;

  • воспитание патриотических чувств,

приобщение к национальной культуре и традициям,

воспитание нравственных и духовных качеств личности;

Познавательные способности  сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира.

Познавательные способности

сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира.

Познавательные способности интеллектуальные Сенсорные осмысление мышление Восприятие Внимание Память Воображение

Познавательные способности

интеллектуальные

Сенсорные

осмысление

мышление

Восприятие

Внимание

Память

Воображение

Восприятие Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение  объективной реальности и ориентировку  в окружающем мире. дифференцированность   ( различительная чувствительность) аналитичность ( способность к анализу ) конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей), видение последствий, точность .

Восприятие

Восприятие – сложный процесс

приема и преобразования информации,

обеспечивающий отражение

объективной реальности и ориентировку

в окружающем мире.

  • дифференцированность

( различительная чувствительность)

  • аналитичность ( способность к анализу )
  • конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей), видение последствий, точность .

Практические задания. - На доске написаны печатные буквы : Б Ю В П О Н. - Найдите среди этих букв похожие друг на друга. Запишите их парами. (Ответ: Б –В, Н – П, О – Ю). Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков вы услышите в слове.  Слова: рот, рама, говорит. Прослушайте слова . Найдите в них общий звук и обозначьте его буквой. Прослушайте слова . Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова различаются. Игра – соревнование «Кто больше?» Задание: Составьте из букв слова гастроном другие слова и запишите их.

Практические задания.

- На доске написаны печатные буквы : Б Ю В П О Н.

- Найдите среди этих букв похожие друг на друга. Запишите их парами.

(Ответ: Б –В, Н – П, О – Ю).

  • Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков вы услышите в слове.

Слова: рот, рама, говорит.

Прослушайте слова . Найдите в них общий звук и обозначьте его буквой.

Прослушайте слова .

Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова различаются.

Игра – соревнование «Кто больше?»

Задание: Составьте из букв слова гастроном

другие слова и запишите их.

Какие четыре разные буквы можно напечатать,  если начинать написание всегда одинаково – с большой палочки.  Добавлять разрешается по одному элементу – Р,Г,Ь,Т).  Угадайте начало ,конец или середину слов: По…га (подруга), …уга (радуга),те… (тесто ,тепло, тесно), со.. ка(собака), …та (карта, парта, кофта, лента, муфта). Продолжить фразу: Миша вышел на улицу и вдруг увидел ……. (ту самую машину, своего обидчика, маленькую собачку).

Какие четыре разные буквы можно напечатать,

если начинать написание всегда одинаково – с большой палочки.

Добавлять разрешается по одному элементу

Р,Г,Ь,Т).

Угадайте начало ,конец или середину слов:

По…га (подруга), …уга (радуга),те… (тесто ,тепло, тесно),

со.. ка(собака), …та (карта, парта, кофта, лента, муфта).

Продолжить фразу:

Миша вышел на улицу и вдруг увидел …….

(ту самую машину, своего обидчика, маленькую собачку).

Внимание Внимание - сквозной психический процесс,  заключающийся в сосредоточении сознания человека  на определенных предметах или явлениях  при одновременном отвлечении от других. переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой; объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно небольшой промежуток времени; распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов; устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте; концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Внимание

Внимание - сквозной психический процесс,

заключающийся в сосредоточении

сознания человека

на определенных предметах или явлениях

при одновременном отвлечении от других.

  • переключение - осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • объем - количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно небольшой промежуток времени;
  • распределение - возможность одновременного удержания в сфере внимания нескольких объектов;
  • устойчивость - достаточная длительность сосредоточения внимания на объекте;
  • концентрация - степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Практические задания. Числовые лабиринты Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами Отыскание чисел по таблицам Найди, кто спрятался Найди сходство и различие Прочитай рассыпанные слова

Практические задания.

  • Числовые лабиринты
  • Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
  • Отыскание чисел по таблицам
  • Найди, кто спрятался
  • Найди сходство и различие
  • Прочитай рассыпанные слова

Обнаружение ошибок в тексте .  На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек.  Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Обнаружение ошибок в тексте .

На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут.

Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился.

Грчи вют гнезда на деревьях.

На повогодней елке висело много икрушек.

Грачи для птенцов червей на пашне.

Охотник вечером с охоты.

В тетради Раи хорошие отлетки.

Нашкольной площадке играли дети.

В траве стречет кузнечик.

Зимой цвела в саду яблоня.

Корректурные задания. Подчеркнуть все буквы а  О подчеркнуть, м зачеркнуть

Корректурные задания.

  • Подчеркнуть все буквы а
  • О подчеркнуть, м зачеркнуть

Найди слова  Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Найди слова

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Память это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что  мы раньше воспринимали, переживали или делали. Зрительная Слуховая Наглядно-образная Словесно-логическая

Память

это запоминание, сохранение

и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

  • Зрительная
  • Слуховая
  • Наглядно-образная
  • Словесно-логическая

Практические задания Запомни числа. Цепочка слов. Рисуем по памяти узоры. Запомни и воспроизведи рисунки Зрительные диктанты Слуховые диктанты

Практические задания

  • Запомни числа.
  • Цепочка слов.
  • Рисуем по памяти узоры.
  • Запомни и воспроизведи рисунки
  • Зрительные диктанты
  • Слуховые диктанты

Мнемотехника

Мнемотехника

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть  в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов  чувств детей — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания .

Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть

в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов

чувств детей — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус — приняли участие в акте запоминания .

Мышление Мышление  - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения)  окружающего мира. наглядно-действенное наглядно-образное  словесно-логическое.

Мышление

Мышление  - это процесс

опосредованного и обобщенного познания

(отражения)

окружающего мира.

  • наглядно-действенное
  • наглядно-образное
  • словесно-логическое.

Развитие мышления Задачи на смекалку Задачи шутки Числовые фигуры Задачи с геометрическим содержанием Логические упражнения со словами Математические игры и фокусы Кроссворды и ребусы Логические задачи

Развитие мышления

  • Задачи на смекалку
  • Задачи шутки
  • Числовые фигуры
  • Задачи с геометрическим содержанием
  • Логические упражнения со словами
  • Математические игры и фокусы
  • Кроссворды и ребусы
  • Логические задачи

Проблемное обучение Проблемная ситуация Проблемный вопрос Предъявление противоречивых фактов Противоречие между житейским и научным фактом «Яркое пятно»          Проблемное обучение   — организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций  и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению , в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Проблемное обучение

  • Проблемная ситуация
  • Проблемный вопрос
  • Предъявление противоречивых фактов
  • Противоречие между житейским и научным фактом
  • «Яркое пятно»

         Проблемное обучение   — организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению , в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Дидактические игры Игра « Почтальон» Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили: огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк. гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки ло-ки  Задания : Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. Составить предложения, используя данные слова.

Дидактические игры

Игра « Почтальон»

Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили:

огород, парк, море, школа, столовая, зоопарк.

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки ло-ки

Задания :

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

Игра « Шифровальщики» Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыил ански кьоинк лыжи санки коньки Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок) Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка) Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Игра « Шифровальщики»

Играют в парах: один в роли шифровальщика,

другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Игра « Клички» Цель : формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход : Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Игра « Клички»

Цель : формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход : Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

РПС – развитие познавательных способностей

РПС – развитие познавательных способностей

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 24 24

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА

ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СОВРЕМЕННЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

РАЗНОУРОВНЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

24

24

Источники Информационные ресурсы сети Интернет 24

Источники

  • Информационные ресурсы сети Интернет

24

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее