Гусятникова Марина Дмитриевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка урока по математике в 6 классе по теме:
«Задачи на проценты» с использованием технологий АМО.
Учитель математики – Гусятникова Марина Дмитриевна
Организационная информация | |
Автор урока | Гусятникова Марина Дмитриевна |
Предмет | математика |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 6 класс, общеобразовательный, 30 учащихся |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут |
Методическая информация | |
Тема урока /занятия/ мероприятия | Задачи на проценты |
Автор учебника или УМК, по которому ведется обучение (если имеется) | Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б., издательство Просвещение, ФГОС, 2014г. |
Классификация урока/занятия/ мероприятия в системе образовательных мероприятий | Комбинированный урок |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/ группы | В классе учится 30 человек, из них 14 мальчиков и 16 девочек. В целом дети воспитываются в полных, хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Класс активный, ребята принимают участие во многих мероприятиях школы, поселка и района. Многие ребята обладают выраженными чертами лидера. На переменах дети подвижны, активны. На уроках также проявляют активность, хорошо воспринимают новый материал. Ребята помогают друг другу, сопереживают, проявляют заботу друг о друге, не стесняются выражать свои чувства. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, между ними сложились доброжелательные отношения. Критическое отношение к своим неудачам и недостаткам проявляется не всегда, но большинство ребят может оценить свою работу, проконтролировать свое поведение и действия. Ребята учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, отдавать отчет своим поступкам. Также умеют оценивать деятельность своих одноклассников. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Ребята очень добросовестно и с большим желанием выполняют поручения, любят труд. Это ярко проявляется во время проведения уборки территории вокруг школы. Все ребята активно работают, помогают друг другу, действуют сообща, проявляют инициативу. В целом ребята ведут себя дисциплинированно. В классе отсутствуют «изгои», «отвергаемые». Ребята не делятся на группы, общаются все вместе, всем классом. На основании анализа результатов наблюдений можно утверждать, что класс является сплоченным и дружным коллективом. Учебная мотивация носит разнообразный характер. В целом, ребята проявляют высокую степень активности, как в урочное, так и внеурочное время. Желания получать новые знания, демонстрировать свои знания, полученные ранее, проявляются на высоком уровне.
|
Цели урока | Создание условий для формирования умения сравнивать различные процентные соотношения, решать задачи на «простые» и «сложные» проценты через организацию совместной деятельности по обобщению и структурированию предметного материала. |
Задачи урока | Образовательные: - сформировать умение решать задачи на «простые» и «сложные» проценты Развивающие: - развивать логическое мышление, математическую речь учащихся, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию, формировать умение анализировать и делать выводы Воспитательные: - воспитывать внимательность, доброжелательность к членам коллектива, ответственность за результаты своей работы, формировать способность самооценки, отрабатывать навыки коллективной работы в малой группе и умение определить в ней свою роль; - способствовать выявлению и раскрытию индивидуальных способностей |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ и др. ученики/коллектив в ходе урока /занятия/ мероприятия |
|
Планируемые образовательные результаты | Предметные: - учащиеся знают основные задачи на проценты - учащиеся умеют переводить проценты в десятичные дроби, оценивать математические «отношения» через дроби и десятичные числа. Метапредметные: - регулятивные: понимают, принимают и сохраняют учебную задачу, а также решают ее в сотрудничестве с одноклассниками в ходе коллективной деятельности, оценивают достижения своей деятельности в соответствии с заданной целью; - познавательные: описывают результаты учебных действий, используя математические термины и записи; применяют полученные знания в измененных условиях; осваивают способы решения задач творческого и поискового характера; осуществляют сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - коммуникативные: адекватно используют речевые средства, используя математическую терминологию; самостоятельно организовывают совместную деятельность в группах, формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: - проявляют уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; - умеют проводить самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности; - осознают личную ответственность за совместно проделанную работу.
|
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его проценту. Скидки (выгодно – не выгодно). Надо ли брать кредит? Нужны ли распродажи со скидками? Проценты в нашей жизни (диаграммы, соц.опросы, выборы и т.д.) |
Подробный конспект урока /занятия/
Фаза урока (занятия)
| Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) | Подробное описание АМО по установленной схеме: - цели и задачи метода – необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия) | |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
| Приветствие (знакомство) | Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад | 2 мин | «Комплимент» | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: Создание творческой атмосферы, позитивного настроя. Необходимые материалы (канцелярские товары и др), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): нет | Учитель проговаривает инструкцию и по команде поворачиваясь друг к другу говорят комплимент | Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в группе. Регулятивные УУД: умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс | Социальная компетентность: умение сотрудничать, способность уважать других | Обучающиеся полностью погружаются в рабочий процесс | |
Вхождение в тему урока | Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения | 3 мин | «История личности» | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: Установление взаимосвязи законов математики и «законов жизни». Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): цитата на слайде | Учитель читает цитату: математика «учит не мыслям, а мыслить» и предлагает учащимся ответить на вопрос: «Как вы понимаете эти слова?» | Личностные УУД: смыслообразование Регулятивные УУД: умение целепологать. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Информационная компетентность: умение вести наблюдение, упорядочивать и интерпретировать данные . Учебно-познавательная компетентность: иметь опыт восприятия картины мира | Обучающиеся ставят цели обучения самостоятельно | ||
| Определение ожиданий и опасений учащихся
| Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически комфортной обстановки | 5 мин | «Билет» | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: установление взаимосвязи законов математики и «законов жизни». Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): билет из двух частей. | Класс делится на три группы. Каждой группе предоставляется билет, состоящий из двух частей. На одной части учащиеся пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой - свои опасения. Область контроля (опасения) учитель забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остаются у группы. После этого обобщается полученный результат | Личностные УУД: смыслообразование. Регулятивные УУД: умение целепологать. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Информационная компетентность: умение вести наблюдение, упорядочивать и интерпретировать данные. Учебно - познавательная компетентность: иметь опыт восприятия картины мира. | Обучающиеся ставят цели обучения самостоятельно | |
Фаза 2 «Работа над темой»
| Инпут (интерактивная лекция) | Сообщение нового знания | 10 мин | «Мозговой штурм» | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: оживление внимания при введении новых понятий. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: подготовленный плакат: в центре надпись «Проценты». Предварительная подготовка (если требуется): нет | Учитель вывешивает плакат с надписью «обыкновенные дроби» в центре и делит лист на три части. Предлагает учащимся догадаться почему частей три. Заполняет сектора, показывает дроби правильные и неправильные. Проговариваются определения (при необходимости записываются в справочники) | Познавательные, включая общеучебные и логические УУД: умение осуществлять логические действия, анализ, синтез, обобщение | Учебно-познавательная компетентность: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы;. Информационная компетентность: организовывать взаимосвязь своих знаний | Погружение в новую среду посредством беседы, направленной на умение осознать новую информацию, выбирать необходимую. | |
| Проработка содержания темы | Усвоение нового материала и ЗУН и К | 10 мин | «Инфоугадайка» | Заимствованный | Цель: закрепление понятий, выработка перевода десятичных дробей в проценты и наоборот. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: карточки с заданиями в парах. Предварительная подготовка (если требуется): карточки с заданиями готовит учитель заранее | Учитель предлагает выполнить задания на карточках, работа в парах | Познавательные, включая общеучебные и логические УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: способность к самоконтролю. Коммуникативные УУД6 взаимодействие с соседом по парте | Учебно-познавательная компетентность: самостоятельно заниматься обучением. Коммуникативная компетентность: владение способами совместной деятельности в паре | Во время выполнения этого задания обучающиеся могут проявлять творческую инициативу. Комментируя нарисованное, они учатся выражать свои мысли, тем самым развиваются регулятивные и коммуникативные УУД. | |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Снятие напряжения и усталости, расслабление и восстановление энергии | 5 мин | «По порядку становись» | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: снять напряжение. Необходимые материалы ( канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): нет. | Учащиеся стоят возле своих парт. Каждый ряд по команде учителя должен выстроиться в ряд. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума. | Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в группе. Регулятивные УУД: умение расслабляться, мобилизовать свои силы. | Коммуникативная компетентность: владение способами совместной деятельности в группе | Участники расслабляются, снимают возникшие перенапряжение и усталость | |
рефлексия | Получение эмоциональной содержательной оценки процесса и результатов обучения | 5 мин | «Наши достижения» | Заимствованный, но измененный или адаптированный | Цель: подведение итогов урока. Необходимые материалы (канцелярские товары и др), которые понадобятся для успешного проведения метода: нет. Предварительная подготовка (если требуется): нет. | Учитель предлагает учащимся высказаться, что усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание | Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли в монологической и диалогической речи. Личностные УУД: понимание ценности знания. Регулятивные УУД: умение оценивать результат своей деятельности (в группе или на уроке в целом) | Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности. Социальная компетентность: способность к анализу. | Обучающиеся самостоятельно оценивают свою деятельность в группе или на уроке | ||
Аналитическая информация | |||||||||||
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: 1) выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока /занятия); 2) выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) – т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | Целью применения модерации является эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов: визуализация, мотивация, интеракция, коммуникация, мониторинг, рефлексия, анализ, оценка. Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения. Для каждого этапа урока применяются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи данного этапа. | ||||||||||
Ожидаемые /полученные результаты урока /занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося
Анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы / приобретены/ закреплены). | Предметные: уметь решать уравнения Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/ не успеха в учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. | ||||||||||
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Данный вид АМО позволил организовать процесс обучения на основе компетентностного и деятельностного подходов, что является основным требованием новых стандартов. Выбор нетрадиционной формы проведения урока позволил сделать его интересным для учащихся, о чем свидетельствуют результаты рефлексии. | ||||||||||
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют: - стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; - согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся; -обеспечивать приобретение обучающимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; - воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу. | ||||||||||
Методическая ценность урока /занятия | Оптимизация учебно-воспитательного процесса направлена на использование эффективных форм и методов обучения учащихся. Важно отказаться от шаблона и стереотипа, ведущих к формализму в учении. Данный АМО – это не самоцель, а один из путей превращения учащихся из объекта в субъект обучения, как средство успешного решения учебно-воспитательных задач. | ||||||||||
Дополнительная информация | |||||||||||
Указание приложений к уроку /занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). | Презентация «Проценты», интерактивная доска, раздаточный материал, дидактический материал. |