«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по письму 4 класс коррекционная школа

Разработка рабочей программы по письму и развитию речи 4 класса коррекционной школы

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка»



Утверждена приказом ОУ

от 31.08.2017г. № 60

Директор школы ________ О.Н.Самойлова












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

для 4 класса

на 2017-2018 учебный год


















Рассмотрена

на методическом Совете

протокол от 30.08.2017г.№1


I.Пояснительная записка


    1. Цели и задачи


Цели:

- расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

- подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.


Задачи:

- образовательные: обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков; формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;

- коррекционные: целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи; совершенствование произносительной стороны речи;

- воспитательные: уточнение, расширение и активизация словарного запаса.


1. 2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП)

1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

2. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа2015г., регистрационный N38528).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и информационного письма Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016г. №нт-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями учебными пособиями».

4. Инструктивные письма Министерства образования и науки;

5. Приказ Министерства Образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

7.Учебный план Государственного бюджетного (общеобразовательного) учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка».


1.3. Общая характеристика учебного предмета

Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту св В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.


1.4. Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 167 часов в год (5часов в неделю).

Плановых контрольных работ – 7. Административных контрольных работ – 3.

Уровень обучения – базовый.


1. 5.Формы организации образовательного процесса.

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - игра.


1. 6.Технология обучения.

- традиционные технологии:

- объяснительно-иллюстративные

- педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

- гуманно – личностная;

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).


1.7. Виды и формы контроля:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- контрольное списывание;

- контрольные и самостоятельные работы.


1.8. Личностные и предметные результаты освоения письма и развития речи:

личностные

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности.

- овладение начальными навыками адаптации.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося.

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

предметные

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

- владение умением проверять написанное.


4 класс

Письмо и развитие речи

I. Цель и задачи

Цели:

расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи:

- образовательные: обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений; целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

- коррекционные: совершенствование произносительной стороны речи; формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;

- воспитательные: уточнение, расширение и активизация словарного запаса.


II. Содержание учебного предмета

ПОВТОРЕНИЕ

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

ЗВУКИ И БУКВЫ

- Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.

- Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

- Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.

- Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

СЛОВО

- Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.

- Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.

- Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами.

- Разделительный ъ.

- Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).

- Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.

- Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.

- Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

- Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

- Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.

- Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.

- Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам.

- Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.

- Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.

-Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.

ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

- Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.

- Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

- Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.

- Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

- Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.

- Выборочное списывание по указанию учителя.

- Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.

- Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

УСТНАЯ РЕЧЬ

- Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя).

- Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.

- Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.

- Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий.

- Повторение пройденного.


III. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;

- писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

Учащиеся должны знать:

- алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.



IV. Тематическое планирование

Общее количество часов, отведённое на изучение предмета - 169

урока

Содержание

Общее кол-во часов по разде

лу

Кол-во

ча

сов





I четверть – 41 час






Повторение


10


1

Практическое построение простого предложения.


4

2

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.


4

3

Административный контрольный диктант по теме «Повторение».


1

4

Работа над ошибками.


1


Звуки и буквы

71


5

Алфавит.


4


6

Мягкий знак на конце и в середине слова.


6

7

Разделительный мягкий знак.


8

8

Гласные после шипящих.


5

9

Контрольный диктант по теме «Мягкий знак. Гласные после шипящих».


1

10

Работа над ошибками.


1

11

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.


7



II четверть – 39 часов



1

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.


10

2

Ударные и безударные гласные.


7

3

Правописание безударных гласных.


10

4

Административный контрольный диктант по теме «Ударные и безударные гласные».


1


Работа над ошибками.


1

5

Непроверяемые безударные гласные.



10


III четверть – 48 часов




Слово


75


1

Названия предметов, действий и признаков.


17

2

Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков».


1

3

Работа над ошибками.


1

4

Имена собственные.


6

5

Предлоги.


6

6

Разделительный твёрдый знак.


1

7

Родственные слова.


8

8

Предложение.



6


9

Контрольный диктант по теме «Родственные слова».


1

10

Работа над ошибками.


1


IV четверть – 41 час



1

Предложение.


7

2

Знаки препинания в конце предложения.


9

3

Главные и второстепенные слова в предложении.


9

4

Контрольный диктант по теме «Предложение».


1

5

Работа над ошибками.


1


Повторение пройденного

13



6

Алфавит.


1

7

Родственные слова.


2

8

Административный контрольный диктант по теме «Предложение».


1

9

Работа над ошибками.


1

8

Правописание безударных гласных.


3

9

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.


1

10

Предлоги.


1

11

Главные и второстепенные слова в предложении.


1

14

Повторение.


3



V. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.Наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

2.DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;

3.Компьютеры.

4.Раздаточный материал включает реальные объекты, изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы – заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный материал), карточки со словарными словами.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее