«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа "Окружающий мир" 2-4 класс УМК "Школа России"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО» на основе Примерной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)). Обеспечена УМК «Школа России» для 2-4 классов.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»












Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

(2-4 классы)

2022-2023 учебный год






Составители:

Ибракова Т.Г., учитель начальных классов,

Лобода В.Э., учитель начальных классов,

Кирюшина М.И., учитель начальных классов,















г. Надым, 2022 год



  1. Пояснительная записка

1.1. Основание для разработки



Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО» на основе Примерной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)). Обеспечена УМК «Школа России» для 2-4 классов.


    1. Перечень учебников и пособий:



  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2018.

  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022

  3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.

  4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022

  5. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.Окружающий мир. 4 класс.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2020

  6. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022

Учебники входят в федеральный перечень и допущены к использованию при реализации ООПНОО приказами Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 г № 254, от 23.12.2020 № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254".


1.3 Место учебного предмета в учебном плане.



«Окружающий мир» изучается во 2-4 классах по 2 часа в неделю: - по 68 часов (34 учебные недели).



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Метапредметные результаты:


Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнёра;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Выпускник научится:

– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

– организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке;

подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

– собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

– редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений;

– пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;

– искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

– заполнять учебные базы данных.

создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

– создавать простые сообщения в виде аудио и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

– создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

– пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

проектировать и моделировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы.


Предметные результаты:

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;

приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа

Выпускник научится:

– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

– использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


  1. Содержание учебного предмета


Человек и природа

Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей


Учебно-тематический план



2 класс


раздела

Название раздела

Количество часов

Где мы живем?

4

Природа

20

Жизнь города и села

10

Здоровье и безопасность

9

Общение

7

Путешествия

18

Итого

68


3 класс


раздела

Название раздела

Количество часов

Как устроен мир

7

Эта удивительная природа

19

Мы и наше здоровье

10

Наша безопасность

8

Чему учит экономика

12

Путешествие по городам и странам

12

Итого

68


4 класс


раздела

Название раздела

Количество часов

Земля и человечество.

9

Природа России.

11

Родной край – часть большой страны.

12

Страницы всемирной истории.

6

Страницы истории России.

21

Современная Россия.

9

Итого

68



  1. Календарно-тематическое планирование учебного материала

2 класс


п/п

Дата

Тема


Где мы живём (4 часа)

01.09

Родная страна (постановочный).

06.09

Город и село (освоение нового материала).

08.09

Проект «Родной город»

13.09

Природа и рукотворный мир. Проверим себя (решение частных задач).

Природа (20 часов)

15.09

Неживая и живая природа. Экскурсия

16.09

Явления природы. Практическая работа

20.09

Что такое погода (освоение нового материала)

22.09

В гости к осени. Экскурсия

27.09

В гости к осени

29.09

Звёздное небо (освоение нового материала).

04.10

Заглядываем в кладовые земли. Практическая работа.

06.10

Про воздух…(освоение нового материала)

11.10

И про воду (освоение нового материала

13.10

Какие бывают растения. ( освоение нового материала)

18.10

Какие бывают животные

20.10

Невидимые нити

25.10

Дикорастущие и культурные растения

27.10

Дикие и домашние животные

08.11

Комнатные растения. Практическая работа

10.11

Животные живого уголка. Практическая работа

15.11

Про кошек и собак

17.11

Красная книга

22.11

Будь природе другом! Проект "Красная книга или возьмём под защиту"

24.11

Проверим себя и оценим свои достижения

Жизнь города и села ( 10 часов)

29.11

Что такое экономика

01.12

Из чего что сделано. Практическая работа

06.12

Как построить дом.

08.12

Какой бывает транспорт

13.12

Культура и образование.

15.12

Все профессии важны. Проект «Профессии»

20.12

В гости к зиме. Экскурсия

22.12

В гости к зиме

29.12

Проверим себя и оценим свои достижения

10.01

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», «Профессии»

Здоровье и безопасность (9 часов)


12.01

Строение тела человека

17.01

Если хочешь быть здоров

19.01

Берегись автомобиля

24.01

Школа пешехода. Практическая работа

26.01

Домашние опасности

31.01

Пожар! (решение частных задач)

02.02

На воде и в лесу

07.02

Опасные незнакомцы (решение частных задач).

09.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Общение (7 часов)

14.02

Наша дружная семья

16.02

Проект «Родословная»

21.02

В школе (решение частных задач).

28.02

Правила вежливости (решение частных задач).

02.03

Ты и твои друзья (решение частных задач).

07.03

Мы – зрители и пассажиры (решение частных задач).

09.03

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Путешествия (18 часов)

14.03

Посмотри вокруг (постановка учебной задачи, поиск ее решения).

16.03

Ориентирование на местности (освоение нового материала)

28.03

Ориентирование на местности. Практическая работа.

30.03

Формы земной поверхности. (освоение нового материала)

04.04

Водные богатства (освоение нового материала).

06.04

В гости к весне. Экскурсия (решение частных задач)

11.04

В гости к весне (решение частных задач).

13.04

Россия на карте. Практическая работа

18.04

Проект «Города России»

20.04

Путешествие по Москве. Виртуальная экскурсия

25.04

Московский Кремль (решение частных задач).

27.04

Город на Неве. Виртуальная экскурсия

04.05

Путешествие по планете. Виртуальная экскурсия

11.05

Путешествие по материкам. Виртуальная экскурсия

16.05

Страны мира. Проект «Страны мира»

18.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу (контроль знаний).

23.05

Впереди лето (обобщение и систематизация знаний).

24.05

Презентация лучших проектов ( обобщение и систематизация знаний)




3 класс

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Как устроен мир (7 ч)

02.09

Природа

07.09

Человек

09.09

Общество

14.09

Проект «Богатства, отданные людям»

16.09

Российская Федерация

21.09

О чём расскажет план

23.09

Что такое экология

Проверим себя и оценим свои достижения.

Эта удивительная природа (19 ч)

28.09

Звёздное небо – Великая книга Природы.

30.09

Тела, вещества, частицы.

05.10

Разнообразие веществ.

07.09

Воздух и его охрана.

12.10

Вода

14.10

Превращения и круговорот воды.

19.10

Берегите воду!

21.10

Что такое почва.

26.10

Разнообразие растений.

28.10

Солнце, растение и мы с вами.

09.11

Размножение и развитие растений.

14.11

Охрана растений.

16.11

Разнообразие животных.

18.11

Кто что ест?

23.11

Проект «Разнообразие природы родного края».

25.11

Размножение и развитие животных.

30.11

Охрана животных.

09.12

В царстве грибов.

02.12

Великий круговорот жизни. Итоговая контрольная работа №1 по теме «Эта удивительная природа».

Мы и наше здоровье (10 ч)

07.12

Анализ контрольной работы. Организм человека.

09.12

Органы чувств.

14.12

Надёжная защита организма.

16.12

Опора тела и движение.

21.12

Наше питание.

23.12

Проект «Школа кулинаров».

28.12

Дыхание и кровообращение.

11.01.23

Умей предупреждать болезни.

13.01

Здоровый образ жизни.

18.01

Как устроены и работают наши органы чувств. Проверим себя и свои достижения.

Наша безопасность

(8 ч)

20.01

Огонь, вода и газ.

25.01

Чтобы путь был счастливым.

27.01

Дорожные знаки.

01.02

Проект «Кто нас защищает».

03.02

Опасные места.

08.02

Природа и наша безопасность.

10.02

Экологическая безопасность.

15.02

Проверим себя и свои достижения по разделу «Наша безопасность».

Чему учит экономика (12 ч)

17.02

Для чего нужна экономика.

22.02

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

24.02

Полезные ископаемые.

01.03

Растениеводство.

03.03

Животноводство.

10.03

Какая бывает промышленность?

15.03

Проект «Экономика родного края».

17.03

Что такое деньги

29.03

Государственный бюджет.

31.03

Семейный бюджет.

05.04

Экономика и экология

07.04

Итоговая контрольная работа №2 по теме «Чему учит экономика».

Путешествие по городам и странам (12 ч)

12.04

Анализ контрольной работы. Золотое кольцо России.

14.04

Проект «Музей путешествий».

19.04

Наши ближайшие соседи.

21.04

На севере Европы.

26.04

Что такое Бенилюкс.

28.04

В центре Европы.

05.05

По Франции и Великобритании.

10.05

На юге Европы.

12.05

Всемирное наследие.

17.05

По знаменитым местам мира.

19.05

Обобщение по теме: «Путешествия по городам и странам»

24.05

Экскурсия



4 класс

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Земля и человечество (9 ч)

01.09

Мир глазами астронома.

06.09

Планеты Солнечной системы.

08.09

Мир глазами географа.

13.09

Мир глазами историка.

15.09

Когда и где?

20.09

Мир глазами эколога.

22.09

Международная Красная книга.

27.09

Наши проекты

29.09

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Земля и человечество».

Природа России (11 ч)

04.10

Равнины и горы России.

06.10

Моря, озёра и реки России.

11.10

Природные зоны России.

13.10

Зона Арктических пустынь.

18.10

Тундра.

20.10

Леса России.

08.11

Лес и человек.

10.11

Зона степей.

15.11

Пустыни.

17.11

У Черного моря. Обобщение по разделу.

22.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа России».

Родной край – часть большой страны (12 ч.)

24.11

Поверхность нашего края.

29.11

Водные богатства нашего края.

01.01

Наши подземные богатства.

06.12

Земля – кормилица.

08.12

Жизнь леса.

13.12

Жизнь луга.

15.12

Жизнь в пресных водах.

20.12

Экскурсия в природные сообщества родного края.

22.12

Растениеводство в нашем крае.

27.12

Животноводство в нашем крае. Обобщение по разделу.

10.01

Проверочная работа по разделу: «Родной край – часть большой страны». Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

12.01

Наши проекты.

Страницы всемирной истории (6 ч)

17.01

Мир древности: далекий и близкий.

24.01

Средние века: время рыцарей и замков.

26.01

Новое время: встреча Европы и Америки.

02.02

Новейшее время: история продолжается сегодня. Обобщение по разделу.

07.02

Экскурсия в музей

09.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы всемирной истории»

Страницы истории России (21 ч)

14.02

Государство Русь

14.02

Страна городов.

16.02

Из книжной сокровищницы Руси.

21.02

Трудные времена на Русской земле.

28.02

Русь расправляет крылья.

02.03

Куликовская битва.

07.03

Иван Третий.

09.03

Россия в правлении царя Ивана Васильевича Грозного

14.03

Патриоты России.

16.03

Петр Великий.

28.03

Михаил Васильевич Ломоносов.

30.03

Екатерина Великая.

04.04

Отечественная война 1812 года.

06.04

Страницы истории XIX века.

11.04

Россия вступает в XX век.

13.04

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

18.04

Великая Отечественная война и Великая Победа.

20.04

Страна, открывшая путь в космос. Обобщение по разделу.

25.04

Экскурсия в музей/ библиотеку.

27.04

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы истории России».

02.05

Наши проекты.

Современная Россия (8+1ч)

04.05

Основной закон России и права человека.

11.05

Мы - граждане России.

11.05

Славные символы России.

16.05

Такие разные праздники.

16.05

Путешествие по России. По дальнему востоку. По Сибири.

18.05

Путешествие по России. По Уралу. По северу Европейской части России

18.05

Драгоценное ожерелье старинных русских городов. Обобщение по разделу.

23.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия».

23.05

Экскурсия



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2018.

  2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022

  3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2019.

  4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022

  5. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.Окружающий мир. 4 класс.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2020

  6. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические рекомендации «Окружающий мир» 2-4 класс. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений: А.А. Плешаков, М.А. Ионова, О.Б. Кирпичева, А.Е. Соловьева.

М.: «Просвещение»
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» для 2-4 класса, авт. Е.П. Фефилова, Е.А.

Поторочина, издательство «Вако» Москва
Поурочные разработки. Технологические карты уроков «Окружающий мир», 2-4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: Ю.И.Глаголева, Л.С.Ильюшин, Т.Г.Галактионова.

Н.И.Роговцева. – М., Спб.: Просвещение
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение
Тесты к учебнику для 2-4 класса «Мир вокруг нас» (авт. А. А. Плешаков, М.: Просвещение Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для уч-ся нач. классов, М: Просвещение

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова http://school-collektion.edu/ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru

оборудования и электронных образовательных

ресурсов для общего образования 1-4 класс

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]- Режим доступа: /school-collection.edu.ru/.

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире [Электронный ресурс]- Режим доступа:/ http://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html.

Умники. Изучаем жизнь-полная версия [Электронный ресурс]- Режим доступа:/smallgames.ws/10010-umniki-izuchaem-zhizn.html.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26995.

Энциклопедия животных онлайн [Электронный ресурс]- Режим доступа: /onlinevsem.ru/obuchenie/enciklopediya-zhivotnyx-onlajn.htm.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр, гербарий, коллекция "Горные породы"



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее