«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Методические материалы к семинару-практикуму № 1

из цикла семинаров «Особые дети. Психологическая поддержка педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Тема: «Психологическая характеристика обучающихся с ОВЗ»



Статистика о здоровье детей

(по данным Научного центра здоровья детей РАМН)



  • из 13,6 миллиона детей школьного возраста только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21 % – хронические заболевания 

  • абсолютно здоровых первоклассников всего 4,3 % против 8,7 в конце 90-х годов 

  • общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла за последние 10 лет на 9,3 %

  • при общем сокращении школ на 19,7 %, а численности школьников на 12,7 % на 8,3 % уменьшилось количество коррекционных школ.


Изменения государственной политики РФ в области детства:

( документы, регулирующие правовые основания)


  • Закон об образовании, принятый Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г

  • ФГОС ООО (I.Общие положения, п.1), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897

  • ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом

Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1598

  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761
    «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

  • Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы


Отнесение ребенка (подростка) к той или иной группе здоровья осуществляется в соответствии со специальной схемой, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ №621 от 30.12.2003.


Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков

используют группировку детей по состоянию здоровья,

разработанную С. М. Громбах и др.


Выделены следующие группы здоровья:

I группа – здоровые;

II группа – здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней;

III группа – больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и иным условиям жизни;

IV группа – больные с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и иным условиям жизни;

V группа – больные в декомпенсированном состоянии, инвалиды I и II групп.



Кто такие дети с ОВЗ?


Ребенок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ «Об образовании», 2012, гл. 1, ст. 2).

Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети с особыми образовательными потребностями

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Дети с нарушениями слуха.

У детей с нарушениями слуха происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Они страдают нарушениями ориентации в пространстве, координации движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата).

Дети с нарушениями зрения.

Слабовидящими называют детей, у которых острота зрения лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05 – 0,4. Обучение слабовидящих ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.

Дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития: при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Виды ЗПР (задержки психического развития)

  1. Задержка психического развития конституционного происхождения

  2. Задержка психического развития психогенного происхождения

  3. Задержка психического развития соматогенного происхождения

  4. Задержка психического развития церебрастенического происхождения


Дети с нарушениями речи.

Нарушение речи у детей означает, что существуют некие отклонения в развитии речевого аппарата у ребёнка при нормально функционирующем слухе и интеллекте.

Встречается много видов нарушений речи и проявляться они могут тоже в разных вещах. Либо в искаженном произношении, либо в неверном грамматическом построении речи, либо в скупости словарного запаса, а так же в нарушениях скорости и плавности разговора.


По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на:

  • те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе;

  • тяжелые нарушения, требующие специального обучения.


Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врождённый, так и приобретённый характер. Врождённые и приобретённые заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7% детей

Причины возникновения заболевания.

  1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

  2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и др.

  3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга и др.

Все эти дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.


Социальная адаптация идет по двум направлениям:


  • Первое имеет целью приспособить к ребёнку окружающую среду. Для этого существуют специальные технические средства передвижения, предметы обихода, пандусы, съезды на тротуарах.

  • Второй способ адаптации ребёнка с двигательным дефектом – приспособить его самого к обычным условиям социальной среды.


Дети с РДА (ранний детский аутизм)


РДА возникает при различных заболеваниях ЦНС и организма в целом. Чаще описывают при шизофреническом процессе, реже – при органической патологии мозга, врожденных дефектах обмена, хромосомных патологиях. Встречается во всех социальных классах, у всех народов с одинаковой частотой, соотношение между мальчиками и девочками 4:1.


Особенности детей с РДА


  • Недостаточность психического тонуса;

  • высокая сенсорная и эмоциональная чувствительность,

  • мозаичность в восприятии окружающего, затруднения в охвате целого, снижение активного внимания;

  • значительные нарушения целенаправленности и произвольности;

  • неравномерность интеллектуальной деятельности;

  • аутостимуляция в виде двигательных, речевых и др. стереотипов;

  • трудности контакта, страхи


Выделяют 4 группы детей с РДА (по Никольской О.С.):

1. Дети с аутистической отрешенностью (тяжелые нарушения психического тонуса и произвольности, мутизм, полевое поведение, полное отсутствие потребности в контакте и общения)

2. Дети с аутистистическим отвержением (множество стереотипий, манерность поведения, причудливые гримасы, позы, походка импульсивность движений, речь сохранна

3. Дети с аутистическим замещением (достаточная произвольность, патологические влечения, развернутый монолог при слабости диалога, низкая способность к сопереживанию, достаточное когнитивное развитие)

4. Дети со сверхтормозимостью (низкий аутистический барьер, робость, пугливость, особенно в контактах, эмоциональный симбиоз с матерью, парциальная одаренность.


Виды обучения для детей с ОВЗ


Общее образование.


  • «Обычный» ребёнок

  • «Обычные» педагоги

  • «Обычные» школы



Специальное образование.

  • Особый ребенок

  • Специальные педагоги

  • Специальные (коррекционные) школы


Интегрированное образование


  • Адаптация ребёнка к требованиям системы (коррекция, терапия, сопровождение)

  • Система остается неизменной

  • Ребёнок либо адаптируется к системе, либо становится для неё неприемлемым


Инклюзивное образование


  • Все дети разные

  • Все дети могут учиться

  • Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол

  • Адаптация системы к потребностям ребёнка


Интеграция (от лат. Integer – целый) это процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

Интегрированное обучение – совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Интеграция – процесс двусторонний, предполагающий встречную активность как самого ребенка и его родителей, так и школы, в которой предстоит обучаться ребенку.

Внешние условия:

  • Раннее выявление нарушения и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;

  • Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми сверстниками;

  • Наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;

  • Создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

Внутренние условия:

  • Уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкой к ней;

  • Возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

  • Психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.


Инклюзия (англ. inclusion) включение, добавление, прибавление, присоединение; инклюзия – односторонний процесс, представляющий «внедрение» кого-то куда-то, результатом которого является наличие в некоей среде инородного для нее «тела».

Инклюзия – глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова, 2008).

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

  4. Все люди нуждаются друг в друге.

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

  8. Разнообразие активизирует все стороны жизни человека.


Общие принципы и правила коррекционной работы

  • Индивидуальный подход к каждому ученику

  • Предотвращение наступления утомления с использованием разнообразных средств (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование красочного дидактического материала и средств наглядности) Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки

  • Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности


Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с особыми образовательными потребностями.


  • игровые ситуации

  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов

  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими

  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук


Методы социально-психологической адаптации детей с ОВЗ

  • ЛФК

  • занятия в специальной медицинской группе,

  • корригирующая гимнастика

  • занятия с психологом, логопедом, дефектологом

  • дополнительные занятия с использованием

компьютерных технологий.


Действия учителя, способствующие адаптации детей с ОВЗ

  • Создание атмосферы поддержки. Когда в классе развита атмосфера поддержки, дети рады опекать любого новичка. Они чувствуют себя ответственными за то, чтобы новичку было комфортно в классе и готовы присматривать за ним.

  • Помощь в появлении друга в течение первых недель обучения (иногда ребёнок, который имеет трудности в обучении или в поведении, сам выигрывает от того, что поддерживает другого).

  • Обучение детей в классе умению быть терпимыми, добрыми, уважающими чувства других, а также умению поддерживать друг друга, как в классе, так и за его пределами.

  • Создание гармоничной и счастливой атмосферы взаимопомощи для детей, так как они много времени проводят в школе и чувствуют себя комфортно именно в такой атмосфере. Даже дети с трудным поведением, которые уже получили душевную травму из-за того, что произошло в их жизни раньше, могут расцвести в благополучной атмосфере взаимопомощи.

  • Систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы.

  • Фиксация динамики развития обучающихся, учёт освоения ими общеобразовательных программ.

  • Совместно с педагогом-психологом заполнение карты сопровождения на каждого ребенка с ОВЗ.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее