«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Программа внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Если вместе веселее» для учащихся 5 -6 классов.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кротовская средняя школа»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на педсовете Зам.директора по ВР Директор школы:

Протокол № ________Г.В.Соловьева ________Явкина И.М.

от «__»_____20__г. «___»______20___г. Приказ № от ________





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Если вместе веселее»





Направление: социальное

Возраст школьников: 11- 13 лет

Разработчик: Ямалеева Д.В.













г. Ульяновск, 2020 г.


1. Пояснительная записка

Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования.

Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Приоритетным направлением ФГОС второго поколения является развитие потенциала личности.

Человек (особенно это касается формирующейся личности) должен уметь успешно работать в группе, обладать немалой коммуникационной компетентностью, уметь выслушивать коллег и противников, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, с окружающим миром, с самим собой.

Сегодня общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.

Необходимо учитывать особенность возраста, и обратить на него внимание. Программа внеурочной деятельности «Если вместе веселее» учитывает, что у школьников 5 -6 класса сложный возрастной период, связанный с переходом в среднюю школу, но который одновременно является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.


Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на основе их искать путь самовоспитания, саморазвития.

Срок реализации программы: 1 час в неделю 34 часа в году.

За основу взяты программы: Р.Ф. Ханнановой «Если вместе веселее» О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему я: уроки психологиии в средней школе», Н.Слободяник «Уроки общения для младших подростков»

Адресат программы: учащиеся 5 - 6 класса.


Цель программы: Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.

Задачи:

1.  Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

2. Повышать самооценку.

3.  Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

4.   Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

5.    Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

6. Формировать положительную мотивацию к учению, речевую активность у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, групповая работа, практическая работа, тесты, опросники.

В результате изучения данного факультативного курса дети:

  • Овладеют определенными психологическими знаниями;

  • Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;

  • Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;

  • Совершенствуют навыки общения;










2. Календарно – тематическое планирование


п/п

Тема

Цель

Дата

1 1.

Вводное

Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования. Принять правила проведения занятий.


Развитие самопознания и рефлексии (6 часов)

2.

Общение в жизни человека

Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека.



3.

Самооценка

Кто я, какой я?

Навыки адекватной самооценки.


4.

Мое королевство

Уникальность моего мира.


5.

Мои внутренние друзья и внутренние враги.

Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей.


6.

Ярмарка достоинств.

Формировать адекватную самооценку. Способствовать формированию позитивного образа “Я”.

Развивать навыки общения.


7.

Ищу друга

Формирование понятия «дружба», умение находить друзей, формировать представления о качествах необходимых в дружбе;


Я и ты (3 часа)

4 8.


Я глазами других


Создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.


5 9.

Я и Мы

Способствовать сплочению классного коллектива, укреплению межличностных взаимодействий.


10.

Я и мои друзья.

Анкета на тему: «Я и мои друзья»

Развитие эмоциональной сферы детей по средствам арт-терапии, сказкотерапии.





Навыки позитивного общения (5 часов)

11.

Виды общения.


Рассмотреть различные виды общения и варианты их использования.



12.

Стратегии общения.

Рассмотреть различные стратегии общения и опробовать их на практике.


13.

Комплименты.

Навыки эмпатии.

"Зеркало".

Тест " Насколько я умею общаться?"

Овладеть навыками эмпатии и рефлексии для эффективного восприятия и понимания собеседника.


114.



Учимся слушать друг друга

Показать значимость собственного «Я».
Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.


15.

Как правильно дружить.

Развивать коммуникативные навыки;

вырабатывать положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение с тобой приносило радость;


Навыки конструктивного общения (5 часов)

16.

Уверенное и неуверенное поведение

Дать учащимся понятие о сильной личности.
Выработать навыки уверенного поведения.


17.

Как сделать так, чтобы тебя поняли без слов

Развить невербальные навыки общения, учиться познавать себя через восприятие другого; развивать творческие способности.



18.

Неверные средства общения

Познакомить с понятием «неверные средства общения»



19.

Правила ведения

дискуссии.

Научиться грамотно дискутировать.


20.

Психологические особенности публичного

выступления.

Выделить важные для публичного

выступления факторы







Разрешение проблем и конфликтов (4 часа)

21.

Нужна ли агрессия?

Дать учащимся представление об агрессивном поведении.
Выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.


9 22.

Почему люди ссорятся?

(Конфликт).

Получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.


1 23.

Мои права и права

других людей.

Получить понятие о правах личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими.


1 24.

Умение сказать нет.

Тренировка способности не

поддаваться чужому влиянию


Проблемы общения(5 часов)

25.

Мои проблемы

Научить осознавать проблемы и их обсуждать.
Отработать навыки решения проблем.



26.

Обиды и Критика

Выявить способы борьбы с обидой.

Отработать навыки правильного реагирования на критику.


27.

Комплименты или лесть?

Научить видеть положительные качества у других людей.


28.

Вежливость

Дать учащимся определение понятия «вежливость».
Помочь осмыслить свое отношение к окружающим.


Обучение навыкам культуры поведения (7 часов)

1 29.

Об этикете

Формировать у учащихся положительное отношение к этикету и общепринятым нормам поведения.


30.

Правила приветствия

Познакомить учащихся с правилами приветствия.
Обучить приветствиям


31.

Ведение беседы Принимаем гостей.

Познакомить учащихся с правилами ведения беседы.

Формировать навыки ведения беседы.

Познакомить учащихся с правилами приема гостей.


32.

Телефонный разговор


Познакомить участников с правилами ведения разговора по телефону.


33.

Занятие в театре.

Познакомить учащихся с правилами посещения театра.


34.

Последнее занятие. Чаепитие

Подведение итогов. Рефлексия





















3. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате освоения внеурочной программы «Познай себя» обучающийся должен уметь:

  • проявлять психологическую устойчивость в сложных ситуациях;

  • правильно управлять своими эмоциональными реакциями;

  • предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;

  • осуществлять поиск и использование необходимой информации;

  • устанавливать психологический контакт с окружающими;


должен знать:

  • основы волевой саморегуляции;

  • основы профилактики и разрешения конфликтов;

  • структуру общения, эффекты межличностного восприятия, барьеры в общении, препятствующие установлению психологического контакта с окружающими.












4. Предполагаемые результаты


Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы организации внеурочной деятельности ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.


Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.


Метапредметные результаты включают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.

Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:

· профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;

· улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;

· увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

· воспитание у детей толерантности.








5. Учебно – методическое обеспечение


  1. Е.А. Сорокоумова   Уроки самопознания»,/ Москва 2007 г.

  2. К. Фопель  Как научить детей сотрудничать? /Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006.

  3. Медиабезопасность школьника: опыт, проблемы, пути решения. /Сборник материалов областной научно-практической конференции. Под общ .ред. С.В.Вершинина. Ульяновск: УИПКПРО , 2014

  4. Н.П.Слободяник Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.:/ АЙРИС ПРЕСС - М., 2006

  5. О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)"/ Издательство: Генезис, 2005 г.

  6. Т.Л. Богатырева, Неповторимые МЫ. /Москва «просвещение 2007г.

  7. Р.Ф.Ханнанова Программа внеурочной деятельности учащихся по формированию основ социальной компетентности у обучающихся 5-6 классов «Если вместе- веселей»


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее