«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики".

В данной статье дается определение проектной деятельности в условиях реализации ФГОС, рассказывается где и как можно использовать проектно-исследовательскую деятельность, какие методы можно использовать, какое место занимает проектная и исследовательская деятельности в урочное и внеурочное время, как подвести и настроить учащихся на проектную и исследовательскую деятельность, даётся последовательность составления проекта и дальнейшая его реализация.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки



ГБОУ РО «Новочеркасская общеобразовательная школа-интернат»









Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики








Выполнила Бондаренко Надежда Ивановна

учитель математики высшей квалификационной категории.








г. Новочеркасск


2019 г.




В наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приоритетной задачей является развитие индивидуальности каждого ученика, его творческих начал, самостоятельности в продвижении в информационном поле.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.

Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

В настоящее время в школе большое значение уделяется повышению качества учебного процесса. Напрашивается вопрос: «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?».

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

Проектно-исследовательская деятельность - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?

Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия, либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Цели и задачи в создании проекта:

Цель проектно-исследовательской деятельности: формирование условий для введения проектно - исследовательской деятельности как основы саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.

Задачи:

  1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

  2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

  3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Гипотеза: управление качеством образования через технологию проектно - исследовательской деятельности создаст условия для саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения

Модель исследовательской деятельности учащихся

  1. Постановка проблемы; 2. Прояснение неясных вопросов; 3.Формулирование гипотезы исследования; 4. Планирование учебных действий; 5. Сбор данных; 6. Анализ и синтез данных; 7. Подготовка сообщений; 8. Выступление с сообщениями; 9. Ответы на вопросы, корректировка; 10. Обобщения, выводы; 11. Самооценка.

Структура исследовательской работы

Структура исследовательской работы: название, план, введение, основная часть, заключение, библиография, приложения (если они необходимы).

Проектно-исследовательская деятельность классифицируется:

по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Основные этапы

Основными этапами проектной деятельности являются:

  1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

  2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

  3. Выполнение запланированных технических операций, внесение необходимых изменений;

  4. Подготовка и защита презентации;

  5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Типы проектно-исследовательских работ

Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и

исследовательские.

С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников?

Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражаются результаты деятельности.

Степень активности учеников и учителя на разных этапах.

Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности

Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.

Ожидаемые результаты проектно-исследовательской деятельности:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов , проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Требования к учащимся по освоению курса:

Знать:

  1. Структуру проектно-исследовательской работы;

  2. Типы проектно-исследовательских работ;

Уметь:

  1. Обозначать цели и задачи проектно-исследовательской работы;

  2. Выдвигать гипотезу работы;

  3. Осуществлять поиск необходимой информации для написания работы;

  4. Формулировать результаты исследования;

  5. Оформлять проектно-исследовательскую работу

  6. Защищать результаты исследования посредством презентации.


Использование проектной деятельности при обучении математики

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение нескольких целей: воспитание гражданина и патриота, развитие способности к социальной адаптации, освоение знаний математики, овладение умениями анализа, но самое главное – это применение полученных знаний и умений в собственной практике. Вся система образования направлена на развитие у учеников самостоятельности, умения находить нужный материал, использовать его в соответствии с темой и целью работы.

Использование проектной деятельности на уроках математики позволяет работать над формированием всех выше перечисленных целей.

С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников?

Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся. На основе полученных данных создался образ класса, была спланирована дальнейшая работа. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражаются результаты деятельности.

Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.

Как же происходит выбор темы? Сначала дети знакомятся с предложенной темой учебника. Каждый ученик вправе выбрать свою подтему. По выбранной добровольно теме дети собирают сведения. На данном этапе они учатся ставить цели  и задачи, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации, обрабатывать собранный материал. Учащиеся посещают библиотеки , ищут материал в интернете и различных других источниках. Можно организовать встречи с интересными людьми, занимающимися наукой или имеющими какие-либо увлечения.
В процессе работы над темами учащиеся готовят мини-доклады, оформляют фотоальбомы, стенды, выставки своих работ. Они используют различные источники: книги, энциклопедии, справочники, телепередачи, документальные фильмы. Учитель выступает в роли консультанта, корректора, источника знаний.
После этого идёт выбор проекта и организуется работа над проектами и  исследованиями. При выполнении проектов  дети могут работать индивидуально или группами, т.е. им предоставляется выбор. Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся.

Удачные находки становятся достоянием всего класса Работа над проектами завершается их защитой. Формы защиты различны. Это может быть конференция, смотр-конкурс, мультимедийная презентация, сборник работ учащихся.

На своих уроках я часто применяю ИКТ. Уроки становятся «живыми», интересными, а учащиеся работают более активно.

Использование презентаций к уроку позволяет не только сделать урок наглядным, красочным, но и сэкономить время, работать с учащимися в быстром темпе, выполнять разнообразные задания.

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока.

Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, что связано с советом, активным поиском нового.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.

Чтобы каждый проект был доведён до успешного завершения, чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат, для этого в процессе работы над проектом или исследованием учитель должен не только помогать детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над своим проектом, ученик имел возможность рассказать и показать, что у него получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Очень уместно высказывание В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчество»






Список литературы:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.

  5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

  7. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

  8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

  9. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее