«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Проект "Река моего детства"(Изучение антропогенного воздействия на состояние водной экосистемы малой реки Терешка на территории посёлка Радищево)

Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать невозможно. Вот почему меня заинтересовала данная тема, которая остается актуальной и сейчас.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Кратка аннотация к работе
«
Река моего детства»

Место и время выполнения работы:

-р.п. Радищево, Ульяновская обл., сентябрь 2016 – январь 2017г.

Объект исследования:

-окружающая среда

Предмет исследования:

-река Терешка

Гипотеза:

Река моего детства – Терешка на гране исчезновения.

Цель работы:

-оценить экологическое состояние реки Терешка, протекающей по рабочему посёлку Радищево

Задачи работы:

-ознакомление с основными видами антропогенных загрязнений окружающей среды;

-выявление уровня и причин загрязнённости реки Терешка;

-формирование убеждений бережного отношения к природе, необходимости её охраны

Методы исследования:

1)Изучение научной литературы и источников интернета по данной теме

2)Наблюдение (фотомониторинг)

3)Эксперимент

Методики исследования:

1)Рекогносцировочное обследование фотомониторинга

2)Определение качества речных вод методом классификации проб зообентоса



Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Радищевская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Д. П. Полынкина»









Экологический проект
«Река моего детства»

( Изучение антропогенного воздействия на

состояние водной экосистемы малой реки Терешка

на территории посёлка Радищево)







Выполнил:

Ученик 10 класса

МБОУ «Радищевская сш №1

имени Героя Советского Союза Д.П.Полынкина»

Дорогов Илья Олегович

Руководитель проекта :

Турутина Людмила Юрьевна , учитель биологии и химии











Ульяновская обл.
р.п.Радищево
2016-2017 уч. год

Краткая аннотация к работе
«Река моего детства» ( Изучение антропогенного воздействия на
состояние водной экосистемы малой реки Терешка
на территории посёлка Радищево)

Место и время выполнения работы:
-р.п. Радищево, Ульяновская обл., сентябрь 2016 – январь 2017г.
Объект исследования:
-окружающая среда
Предмет исследования:
-река Терешка
Гипотеза:
Река моего детства – Терешка -загрезнена.
Цель работы:
-оценить экологическое состояние реки Терешка, протекающей по рабочему посёлку Радищево
Задачи работы:
-ознакомление с основными видами антропогенных загрязнений окружающей среды;
-выявление уровня и причин загрязнённости реки Терешка;
-формирование убеждений бережного отношения к природе, необходимости её охраны
Методы исследования:
1)Изучение научной литературы и источников интернета по данной теме
2)Наблюдение (фотомониторинг)
3)Эксперимент
Методики исследования:
1)Рекогносцировочное обследование фотомониторинга
2)Определение качества речных вод методом классификации проб зообентоса




Оглавление.

Глава 1. Теоретическая часть- Маые реки-боьшие пробемы ………………………….……………………5-9

Глава 2. Исследовательская часть(эксперименты)

а) Эксперимент №1 - рекогносцировочное, или визуальное обследование экологического состояния участка малой реки Терешка…………………………………………………………….................9-11
б) Эксперимент №2 - определение качества речных вод методом классификации проб макрозообентоса, методика стандартная.….….......11-13

Выводы…………………………………………………………………….…...13

Заключение…………..………………………………………………………...14

Исполнения проекта и его перспективы …..................…………………...15

Источники информации………...………………………………………..15-16


























3

Введение.

«Послушайте!

Речушка вдоль которой околицы текла

Негромкая…

Но мы её любили, дети,

Она ведь первою была

Для нас и, значит

Лучшею рекой на свете,

Сейчас в ней всякий хлам

И ржавь, и слизь зелёная,

И хвощ болотный вылез…

Как будто люди целью задались

Убить её –

И своего добились.»

В последние годы во всём мире идёт озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких, иногда даже безымянных рек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившись из земли, ключик без пользы уже не течёт. Но кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы – на малых реках.
Я попробовал разобраться , что ,на самом деле река моего детства –Терешка на гране исчезновения .
Актуальность.
Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий

4

живой организм, сконструировать невозможно. Вот почему меня заинтересовала данная тема, которая остается актуальной и сейчас.



Глава 1
Теоретическая часть
Малые реки – большие проблемы
Разностороннее использование больших и малых рек и их охрана теснейшим образом переплетаются между собой, хотя характер использования и формы охраны большей частью неодинаковы.
Специфика проблемы малых рек связана с экономикой района, с его сельскохозяйственным освоением и урбанизацией, с задачами, выдвинутыми здравоохранением, с климатическими и другими природными особенностями района, с местными демографическими проблемами.
Сейчас во всем мире, наверное, практически не осталось рек, имеющих первозданный вид, у которых водный поток, русло и берега не носили бы, как минимум, следов, а ещё чаще – чёткого отпечатка, деятельности человека.
Однако, что же следует понимать под термином «малые реки». Напомню, что рекой, в отличие от ручья, балки, канавы принято считать образовавшийся изначально естественным путём постоянно действующий водоток, функционирующий круглый год (а если и пересыхающий или перемерзающий, то на очень короткое время, притом не ежегодно). Поскольку в разных ландшафтных зонах размеры временно пересыхающих, перемерзающих водотоков очень отличается один от другого, различными будут и размеры реки, которую принято считать малой, разница может составлять десятки километров.
Нужно подчеркнуть, что при любом способе подсчёта, при любом критерии, положенном в основу классификации рек. Малые реки составляют подавляющее большинство. Реки длиной менее 100 км составляют около 99% общего числа рек страны и более 92% их общей протяжённости.
В последнее время всё большее значение приобретают методы прямой оценки токсичности водной среды с помощью чувствительных 5

гидробионтов. На сегодняшний день биотестирование и биоиндикация стали обязательными элементами системы оценки и контроля качества воды, введёнными в правила охраны поверхностных вод ещё в 1991 году. При проведении биоиндикации и биомониторинга выделяются информативные биологические объекты (особи одного вида или группы в сообществе), называемые биоиндикаторами. По наличию, состоянию и поведению биоиндикаторов судят об изменении в водной среде, присутствии и концентрации загрязнителей, делают оценку интенсивности и последствий длительного загрязнения окружающей среды.
Гидробиологический анализ даёт возможность судить о влиянии загрязнений на биотопу, степени и характере нарушения водных экосистем, поскольку многие жизненные формы гидробионтов распределены в водоёмах не случайно, а в соответствии с определёнными для каждого из них условиями существования.
Таким образом, взяв пробы, например, бентосных организмов и определив их видовой состав, можно определить уровень загрязнения изучаемого водоёма.
Живые индикаторы имеют существенные преимущества, устраняя порой применение дорогостоящих и трудоёмких физико-химических методов для определения степени загрязнения окружающей среды. Они суммируют все без исключения биологически важные данные о загрязнителях, указывают скорость происходящих изменений, пути и места скоплений в экосистемах различного рода токсикантов, также позволят судить о степени вредности тех или иных веществ для живой природы человека.
Макрозообентос – это совокупность беспозвоночных животных (с размером тела свыше 2 мм), населяющих дно водоёма (бенталь), водную растительность (фиталь), а также субстраты, в том числе гидротехнические сооружения. Население макрозообентоса представляют черви (планарии, олигохеды, пиявки, нематоды), моллюски (брюхоногие, двустворчатые), ракообразные (амфипиоды, изоподы, декоподы и др.), паукообразные, насекомообразные (хирономиды, гелеиды, подёнки, веснянки, ручейники, стрекозы и др.) и т.д. Многие из этих организмов обитают в толще воды (пелагиали): насекомые, ракообразные, пауки и прочие. Жизнедеятельность других донных животных тесно связана с поверхностью воды, её 6 поверхностной плёнкой (нейсталью). В функциональном отношении Макрозообентос является важной частью гетеротрофного компонента водных экосистем. Он участвует в процессах трансформации вещества с использованием энергии поступающей извне.
Анализ многочисленных публикаций и опыта многолетних наблюдений в нашей стране позволяет говорить об информативной несомненной значимости бентоса для характеристики качества воды. Высокая стенобионтность целого ряда видов (экологическая непластичность, низкая выносливость видов к действию факторов среды), формирование сложных многокомпонентных систем, приуроченность к определённым субстратам, относительная малоподвижность по сравнению с быстро распространяющимися загрязняющими веществами позволяют использовать макрозообентос для регистрации антропогенного воздействия на видовые экосистемы. При этом учитывается видовое разнообразие бентосных организмов в водных объектах: с возрастанием степени загрязнения водных масс экосистема упрощается, остаются лишь стойкие к загрязнению виды.

Физико-географическая характеристика района исследований
Краткое гидрографическое описание рек Ульяновской области

Территория Ульяновской области, за исключением Заволжья, входит в состав обширной Приволжской возвышенности, которая представляет собой высокую равнину, глубоко расчленённую речными долинами, оврагами и балками.
Возвышенности высокого плато, расположенные на юге области, образуют южно-ульяновский водораздел (Н=330-350 м), с которого Свияга, Сура и Барыш текут на север, Терешка на юг, Сызрань и Уса на восток, Инза на северо-запад. Таким образом, от водораздельных возвышенностей реки расходятся в разные стороны и образуют радиально расходящийся рисунок речной сети.
На основании кадастра малых рек поверхностные водные ресурсы Ульяновской области формируются Куйбышевским водохранилищем, 2030 реками, речками ручьями общей протяжённостью 10304 км, 1223 озёрами,

7

742 прудами и более чем 1200 родниками, и 493 болотами. Преобладают реки длиной менее 5 км, они составляют 72,2% общего числа всех водотоков. Реки длиной от 25 до 100 км составляют 3,1% и более 100 км всего 0,3%.
Характеристика реки Терешка
Истоки Терешки находятся на стыке Николаевского, Павловского и Старокулатинского районов. А впадает она в р.Волгу южнее г.Вольска Саратовской области. В верховьях реки расположены сёла Верхняя Терешка, Средняя Терешка, Новая Терешка. Сёла наименованы по названию реки. Гидроним Терешка иногда пытаются непосредственно связать с русским уменьшительным именем Терешка (от Терентий) или фамилией Терешонковы. Но такая связь представляется маловероятной. Во-первых, наименование столь протяжённой реки (около 270 км), надо полагать, утвердилось и существовало ещё до начала массового переселения русских в Среднее и Нижнее Поволжье. Во-вторых, как известно, название относительно крупных рек обычно связываются с фамильно-именными основами не только непосредственно, но даже и через наименования селений, расположенных на таких реках. Н.Н. Студенцов в книге «Саратовская область в географических названиях» рассматривает гидроним Терешка как результат приспособления ранее существовавшего нерусского наименования реки к созвучному имени Терентий, широкораспространённому во многих тюркских языках. В монгольском языке имеется нарицательное «тереши» - белопозник, кустарник.
Это слово очень близко к гидрониму Терешка и по звучанию, и по общему строению. Терешка, река, правый приток р. Волги, общая длина – 174,5 км. На отметках около 240 м., впадает в Саратовское водохранилище, ниже г. Вольска. Падение русла 220 м. в пределах Ульяновской области имеет 39 притоков: 19 левых, из наиболее крупных притоков на территории района следует отметить реки: Малую Терешку, мазку и Леплейку и 20 правых. Питание смешанное. Половодье в апреле. Летом резко выражена межень. Глубина реки, в среднем течении 0,5-1,5 м, ширина 10-20 м. Долина асимметрична, с одной стороны надпойменный террасой. Использование для

8

водоснабжения и полива сельскохозяйственных культур. Максимальный сток, имеет весной во времени снеготаяния. Высший уровень 560 см, средний – 336 см, низший уровень – 162 см.

Многолетняя характеристика вскрытия реки: раннее – 22 марта, среднее – 28 марта, позднее – 24 апреля. В период паводка, по рассказам старожилов, подъём уровня воды здесь возможен до 2 м², с затоплением поймы.
Терешка – река мелководная, дно её илистое, местами песчаное. Ширина поймы 0,5 км. На берегах реки расположены 5 населённых пунктов: р.п. Радищево, сёла Адоевщина, Богдановка, Рязановка, Новая Дмитриевка.



Глава 2
Исследовательская часть (эксперименты)

Эксперимент №1
-рекогносцировочное, или визуальное обследование экологического состояния участка малой реки Терешка.
Для получения первоначальной общей картины экологического состояния водотока Терешка на территории посёлка, я провёл визуальное обследование.
Рекогносцировка – предварительное обследование, основанное лишь на визуальном наблюдении и не требующее для проведения каких-либо специальных инструментов и оборудования. Результаты наблюдений заносят в протокол обследования участка реки. По внешнему виду воды, донного грунта, прибрежно-водной и водной растительности, берегов, поймы реки можно дать первичную оценку экологического состояния речной экосистемы. ( Приожение№1)
Протокол
обследования участка

Дата: 21.10.2016 год
Название реки по карте: Терешка, местное: (совпадает) Терешка.
Створ №1
Область: Ульяновская;
Район: Радищевский;
9

Ближайший постоянный ориентир: автомобильный мост. Принадлежность к бассейну р. Волги.
Морфометрические особенности реки (ориентировочно): ширина: 6 метров, глубина на середине реки: около 1 метра.
Характеристика русла реки: русло извилистое; на отдельных участках закоряжено, завалено сучьями, упавшими древостоем, опадом листвы. Наличие мелей, перекатов. На исследуемых участках запруды и плотины отсутствуют.
Характеристика дна реки: дно преимущественно илистое, на отдельных участках песчаное и каменисто-песчаное. Родники на дне водотока в районе исследуемых участков не обнаружены.
Внешний вид реки: наличие следов нефтепродуктов: отдельные пятна и плёнки на поверхности воды, мусор. Вода слегка мутная, сероватая. Запах слегка гнилостный. Интенсивность запаха в баллах: очень слабая.
Характеристика прибрежной зоны
Правый берег – пологий склон. Грунт Берега: подзолистый. Травяной покров частичен. Древесная растительность сплошная представлена преимущественно ивой и клёном. Береговые родники на исследуемых участках не обнаружены.
Левый берег – пологий склон. Травяной покров нарушен (вытоптан скотом). Древесная растительность редкая, представлена преимущественно ивой и клёном.
Долина асимметрична, с одной надпойменной террасой.
Прибрежно-водная растительность редкая, на участках с быстрым течением.
Водная растительность редкая, представлена нитчатыми водорослями (спирогира, элодея и другие).
Пойма правобережная с редкой растительностью.
Пойма левобережная залужённая.
Вода имеет тёмную, мутную, коричнево-зелёную окраску, это свидетельствует о наличии в ней частиц торфа, т.е. много отмирающих живых организмов. Наличие плёнки и пены на поверхности воды и растениях

10

указывает на загрязнение химическими и нефтяными продуктами.
Мутность воды, сероватый цвет дна и ила, гнилостный запах воды может быть вызван поступлением сточных вод, содержащих большие количества органических соединений, но, скорее всего, это из-за бытовых отходов.
Вывод: при рекогносцировочном обследовании речки Терешка, я установил, что характер загрязнения – частичное, интенсивное загрязнение гидронима длится в течение 10 лет, халатное отношение местных жителей к реке Терешка привело водоток к обезображенному виду.
Результаты
На реке местами наибольшего загрязнения я отмечаю 3 основных района:

1. Район автомобильного моста в центре посёлка, носящий наиболее тяжёлый характер загрязнения.
2. Район центрального парка, находящегося на берегу реки. (Свалки бытовых отходов, отбросов; наличие кострищ; сильно повреждённая растительность (более 50%))
3. Район поселковой больницы, расположенной недалеко от водотока и загрязняющей реку сточными водами, бытовыми отходами, нефтепродуктами и химическими веществами.

Эксперимент №2
-определение качества речных вод методом классификации проб макрозообентоса, методика стандартная.
Сбор индикаторных организмов осуществляется с помощью специальных приспособлений: скребка и драги. Отобранные пробы грунта промывают непосредственно в скребке, прополаскивая до просветления промывных вод. Весь оставшийся в скребке материал переносится в кювету для выборки организмов на месте.
Скребком можно собрать небольшие камни, соскоблить с подводной части сооружений прикрепившихся животных. При взятии проб на каменистом грунте извлечённые из воды камни споласкивают в скребке, смывая с них организмы. Площадь обловленных камней должна быть не менее 0,5м² . Во время отбора проб необходимо исключать облов мощных зарослей водной

11

растительности, которые, являясь сильнейшим фактором самоочищения водоёма, представляют собой «островки выживания» гидробионтов и часто сохраняют биоразнообразие даже при значительном загрязнении водотоков, что может исказить результаты анализа в сторону завышения качества вод.
Драгой пользуются с берега для облова удалённого участка реки, драгируя навстречу потоку. Извлечённая из драги проба промывается с берега в самой драге и обрабатывается.
Результат
После разбора проб отловленных в реке бентосных организмов и выведения с помощью атласа-определителя индикаторных таксонов по шкале класса качества речных вод в комплексе я обнаружил такие индикаторные таксоны:
-бокоплав
-нейреклипсис, брахицентрус
-плоские личинки подёнок
-дедки (личинки стрекоз)
-водяной клоп
-личинки вислокрылки
(Приожение №2)
Взяв пробы бентосных организмов и определив их видовой состав, можно определить уровень загрязнения изучаемого водоёма. По системе Грэхема, индекс загрязнения поверхностных вод колеблется от 1 до 6:
1- самые чистые воды
2- чистые воды
3- воды удовлетворительной чистоты
4- загрязнённые воды
5- грязные воды
6- очень грязные воды







12

Обнаруженные индикаторные таксоны



Расчеты опредеения качества вод





Касс качества воды

1

2

3

4

5

  1. Бокопав



*

*

*



  1. Нейрекипсис; Моанна; Брахицентрус




*

*



  1. Поские ичинки поденок




*

*

*


  1. Дедки (ичинки стрекоз)





*

*


  1. Водяной коп ( афеохирус)




*

*

*


  1. Ичинки високрыки




*

*

*



  1. Индикаторная значимость таксонов


25

6

5

7

20

  1. Общее коичество меток в кассе


1

5

6

4

0

  1. Суммарная кассовая значимость таксонов


25

30

30

28

0



Вывод
Максимальная величина 30 находится во 2 и 3 классах, значит на данном участке реки воды по качеству можно отнести ко 2-3 классам. Но эти значения близки к суммарной значимости 4 класса, значит вода в реке частично загрязнена. Я думаю, что загрязнение связано со свалками бытового мусора на побережье, закоряженностью русла реки, упавшим с побережья древостоем и сучьями. 13
Заключение
Данная тема выбрана мною потому, что беспокойство за судьбу малых рек всё растёт по мере усиления хозяйственной и экологической нагрузки на природу малой реки и её водосборной площади.
2017 год в России объявлен годом экологии (охраны окружающей среды). Для жителей нашего района он станет напоминанием о том, что до экологической беды рукой подать. Отрадно отметить, что в последнее время в нашем районе проблеме малых рек стало уделяться внимание со стороны администрации района. Началась очистка русла реки Терешка.
Моя гипотеза: Река моего детства – Терешка -загрезнена , подтвердилась.

Выводы:
В результате проделанной работы «Изучение антропогенного воздействия на состояние водной экосистемы малой реки Терешка на территории посёлка Радищево», я увидел, что река моего детства - Терешка загрязнена и изучил степень загрязнённости. Для более точных выводов я провёл оценку экологического состояния водной экосистемы р. Терешка.
1.Высокое антропогенное воздействие на реку Терешка становится губительным для флоры и фауны.
2.В результате проделанной работы я установил, что качество вод р. Терешка можно отнести ко 2-3 классу, значит на данном участке, вода в реке частично загрязнена.
3.Растения очищают природную среду от всевозрастающего количества загрязнений. Необходимо всячески расширять площадь зелёных насаждений и начинать нужно каждому там, где он живёт: дом, школа, улица. Оберегая и умножая зелёные богатства, мы тем самым охраняем себя, своё здоровье и будущее своей планеты.
4.Чтобы уменьшить степень загрязнения водотока, необходимо прежде всего очистить по возможности берега от бытового мусора, запретить населению использовать её как место свалки, а в случае нарушения: привлекать к административной ответственности, штрафовать.
14

Использование проекта и его перспективы
В перспективе дальнейшей разработки темы «Изучение антропогенного воздействия на состояние водной экосистемы малой реки Терешка на территории посёлка Радищево» я ставлю задачи:
1) Провести социологический опрос местного населения с целью выявления оценки жителями экологического состояния р. Терешка, путей решения экологических проблем и кем они должны быть решены.
2) С результатом исследования ознакомить заинтересованные организации: районный общественный экологический совет под руководством Родионова А. В., начальника районного центра Роспотребнадзора Юринова А.И. , главного специалиста экологии администрации Козлову Т. В., районную газету «Восход» и местное телевидение, а также школьников на уроках краеведения и экологии с целью формирования бережного отношения к природе, к малым рекам и их охране.

Список литературы:

  1. Растения и чистота природной среды. Москва «Наука», 1986г. - 174с. Артамонов В.И.

  2. Транспорт и охрана окружающей среды. Москва «Транспорт», 1986г. - 176с. Аксёнов И.Я., Аксёнов В.И.

  3. Сбережём Землю. Москва «Прогресс», 1985г. - 173с. Люсьен Матье (перевод с французского Черёмухиной Т.К.)

  4. Биология в школе. Научно-теоретический и методический журнал №2, 1995г. - 80с.

  5. Экология. Криксунов Е.А., Пассолик В.В., Сидорин А.П. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, 9 класс. Москва «Дрофа», 1995г.-240с.

  6. Экология России. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. Издательство 2-е, передат. и доп. - М.: АО МДС, 1996г. - 272с. С ил.

7.Практикум по экологии. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Г ущина Э.В. Учебное пособие / под редакцией Алексеева С.В, М.: АО МДС, 1996г.- 192с.





15

  • http://ru.wikipedia.org/

  • http://www.goodfon.ru/

  • http://yandex.ru/images/search?text

http://dic.academic.ru/

































16







ПРИЛОЖЕНИЕ









Приложение №1

















Приложение№2

Индикаторные таксоны

1) Бокоплав - отряд высших раков из надотряда Peracarida. Типичные бокоплавы имеют размеры менее 10 мм, но были зафиксированы и крупные экземпляры размером в 28 см. Обычно тело сплюснуто с боков. Грудные ноги бокоплавов неодинаковы по строению. Первые две пары заканчиваются ложными клешнями, служащими для захвата пищи. Следующие две пары ног заканчиваются коготками, направленными назад, а три последние пары — более длинные с направленными вперёд коготками.

2) Плоские личинки подёнок -  Это небольшие насекомые с удлиненным телом, тонкими нежными крыльями и тремя (иногда двумя) длинными хвостовыми нитями. Во взрослом состоянии подёнки живут очень недолго, откуда и их название, хотя продолжительность их жизни обычно все же превышает сутки (живут 2-3 дня, иногда долее). Из яиц выводятся личинки, ведущие водный образ жизни и являющиеся обычными объектами пресноводных экскурсий

3) Дедки - семейство из отряда стрекоз. Обычно от 40 до 70 мм в длине. Глаза разделены промежутком. Самка разбрасывает яйца поодиночке, ударяя полете концом брюшка по воде (яйцеклад отсутствует).

4) Водяной клоп (афелохирус) - водяных клопов можно выловить со дна большой реки, протаскивая драгу по плотному каменисто-песчаному или глинистому грунту. Широко овальное тело афелохируса (8-10 мм длины) уплощено еще более, чем у плавта; голова значительно уже переднегрудки; хоботок тонкий, острый и длинный. У личинок афелохируса с тонкими покровами тела и замкнутой трахейной системой дыхание кожное. Афелохирус может жить только в проточной, богатой кислородом воде. В мае-июне самка кладёт яйца.

5) Личинки вислокрылки - Длина тела 20—40 мм. Переднегрудка шире своей длины, прямоугольная. Простых глазков нет. Четвёртый членик лапок двулопастный. Личинки имеют длинные боковые жабры на брюшке в виде нитей.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Радищевская средняя школа №1 имени героя Советского Союза Д. П. Полынкина»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Радищевская средняя школа №1 имени героя Советского Союза Д. П. Полынкина»

Задачи работы:

Задачи работы:

Изучение научной Литературы и источников Интернета по Данной теме Наблюдение (фотомониторинг) Эксперимент

Изучение научной

Литературы

и источников

Интернета по

Данной теме

Наблюдение

(фотомониторинг)

Эксперимент

На основании кадастра малых рек поверхностные водные ресурсы Ульяновской области формируются Куйбышевским водохранилищем,  2030 реками, речками ручьями общей протяжённостью 10304 км, 1223 озёрами,  742 прудами и более чем 1200 родниками, и 493 болотами. Преобладают реки длиной менее 5 км,  они составляют 72,2% общего числа всех водотоков. Реки длиной от 25 до 100 км составляют 3,1% и  более 100 км всего 0,3%.

На основании кадастра малых рек поверхностные водные ресурсы

Ульяновской области формируются Куйбышевским водохранилищем,

2030 реками, речками ручьями общей протяжённостью 10304 км, 1223 озёрами,

742 прудами и более чем 1200 родниками, и 493 болотами. Преобладают реки длиной менее 5 км,

они составляют 72,2% общего числа всех водотоков. Реки длиной от 25 до 100 км составляют 3,1% и

более 100 км всего 0,3%.

Терешка, река, правый приток р. Волги, общая длина – 174,5 км. На отметках около 240 м., впадает в Саратовское водохранилище, ниже г. Вольска. Падение русла 220 м. в пределах Ульяновской области имеет 39 притоков: 19 левых, из наиболее крупных притоков на территории района  следует отметить реки: Малую Терешку, мазку и Леплейку и 20 правых. Питание смешанное. Половодье в апреле. Летом резко выражена межень. Глубина реки, в среднем течении 0,5-1,5 м, ширина 10-20 м. Долина асимметрична, с одной стороны надпойменный террасой.  Использование для водоснабжения и полива сельскохозяйственных культур. Максимальный сток, имеет весной во времени снеготаяния. Высший уровень 560 см, средний – 336 см, низший уровень – 162 см.

Терешка, река, правый приток р. Волги, общая длина 174,5 км.

На отметках около 240 м., впадает в Саратовское водохранилище,

ниже г. Вольска. Падение русла 220 м. в пределах Ульяновской области имеет 39 притоков: 19 левых, из наиболее крупных притоков на территории района

следует отметить реки: Малую Терешку, мазку и Леплейку и 20 правых.

Питание смешанное. Половодье в апреле. Летом резко выражена межень.

Глубина реки, в среднем течении 0,5-1,5 м, ширина 10-20 м.

Долина асимметрична, с одной стороны надпойменный террасой.

Использование для водоснабжения и полива сельскохозяйственных культур.

Максимальный сток, имеет весной во времени снеготаяния. Высший уровень 560 см, средний 336 см, низший уровень 162 см.

Эксперимент №1

Эксперимент №1

Результаты:

Результаты:

Вывод:

Вывод:

Эксперимент №2

Эксперимент №2

1 2 Самые чистые воды 3 Чистые воды Воды удовлетворительной чистоты 4 5 Загрязнённые воды 6 Грязные воды Очень грязные воды

1

2

Самые чистые воды

3

Чистые воды

Воды удовлетворительной чистоты

4

5

Загрязнённые воды

6

Грязные воды

Очень грязные воды

Обнаруженные индикаторные таксоны     Расчеты опредеения качества вод         Касс качества воды Бокопав 1 Нейрекипсис; Моанна; Брахицентрус     Поские ичинки поденок 2 *       * Дедки (ичинки стрекоз)   3     Водяной коп ( афеохирус)     * 4 *   * Ичинки високрыки     *   5 *                 Индикаторная значимость таксонов * * *   25 * Общее коичество меток в кассе   * *   1 6 Суммарная кассовая значимость таксонов     * * 5 5 25     * 6 30 7   4 30 20 28 0 0

Обнаруженные индикаторные таксоны

 

 

Расчеты опредеения качества вод

 

 

 

 

Касс качества воды

  • Бокопав

1

  • Нейрекипсис; Моанна; Брахицентрус

 

 

  • Поские ичинки поденок

2

*

 

 

 

*

  • Дедки (ичинки стрекоз)

 

3

 

 

  • Водяной коп ( афеохирус)

 

 

*

4

*

 

*

  • Ичинки високрыки

 

 

*

 

5

*

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Индикаторная значимость таксонов

*

*

*

 

25

*

  • Общее коичество меток в кассе

 

*

*

 

1

6

  • Суммарная кассовая значимость таксонов

 

 

*

*

5

5

25

 

 

*

6

30

7

 

4

30

20

28

0

0

В последнее время в нашем районе проблеме малых  рек стало уделяться внимание со стороны администрации района. Началась очистка русла реки Терешка.

В последнее время в нашем районе проблеме малых

рек стало уделяться внимание со стороны администрации района.

Началась очистка русла реки Терешка.

Моя гипотеза подтвердилась:

Моя гипотеза подтвердилась:

Оберегайте Землю, люди!» - Крикнем мы с тобой. - Оберегайте смело Любимый отчий дом.   Красотою славится Русская Земля. Ведь она красавица, Это точно знаю я.

Оберегайте Землю, люди!» -

Крикнем мы с тобой.

- Оберегайте смело

Любимый отчий дом.

 

Красотою славится

Русская Земля.

Ведь она красавица,

Это точно знаю я.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее