«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Предельные углеводороды. Алканы (Занятие 1)

Данная разработка урока предназначена для знакоства с предельными УВ (Алканы), понятием "углеводороды, электронным строением на примере метана, изомерией, гомологичесим рядом и номенклатурой"

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Дисциплина: Химия

Дата __________________ Группа __________________

Тема раздела: Углеводороды и их природные источники

Тема: Предельные углеводороды. Алканы. (Занятие 1)

Цель: дать представление о предельных углеводородах-алканах, используя материалы предыдущих занятий

Задачи:

Обучающая: используя материал предыдущих занятий раскрыть понятие предельных углеводородов алканов, начать формирование умения называть углеводороды по формуле и наоборот.

Развивающая: создать условия для развития внимания, умения слушать друг друга.

Воспитательная: чувство патриотизма, интереса к предмету.

Тип урока: получение новых знаний.

Средства обучения: учебник, компьютер, презентация, плакат «Сравнение углеводородов», набор шаростержневых моделей.

Ход занятия:

1. Организационный момент – 2мин.

Приветствие обучающихся. Староста озвучивает имена отсутствующих обучающихся.

Проверка готовности обучающихся к занятию.

2. Актуализация знаний- 8 мин.

Даю для проверки знаний разноуровневые задания. Время выполнения 8 минут. (Приложение 3 )

3. Изучение нового материала-15 мин.

-Введение понятия «углеводороды».

Обучающиеся самостоятельно выписывают из учебника определение «Алканы» стр. 71 в рамке.

-Электронное и пространственное строение метана.

Зарисовывают себе в тетрадь.

- Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.

Выписать определение «гомологического ряда» и какой вид изомерии характерен алканам.

Вывести общую формулу алканов.

Записать гомологический ряд алканов в тетрадь.

Преподаватель демонстрирует шаростержневые модели структурных изомеров пентана и записывает их на доске (пентан, изопентан, 2,2-диметилпропан). Первым 2-м даются названия, но возникает проблема как назвать третий изомер?

Обучающиеся вспоминают алгоритм составления названий органических соединений.

Раздаю обучающимся раздаточный материал: «Гомологический ряд алканов», «Алгоритм составления названия алканов», вклеивается в тетрадь. (ПРИЛОЖЕНИЯ 1,2)

4. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

5. Закрепление материала

К доске идут 2-ое обучающихся и пишут структурные формулы

2,3-диметилпентан 3-метил-3-этилпентан

Остальным обучающимся даю творческое задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

6. Рефлексия

Метод облако "тегов". Дополните начатые предложения:

-сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог…было интересно узнать, что…

7. Варианты домашнего задания:

§ 4.1 и 4.2 Составить изомеры и гомологи вещества состава С6Н14. Дать им названия.

Дополнительно: стр. учебника № 77 № 5,6.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1




































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Алгоритм составления названия алканов

Этапы составления названия

Пример

1. Найдите по структурной формуле самую длинную цепь атомов углерода

СН3-СН2-СН-СН3

׀

СН3

2. Пронумеруйте атомы углерода в ней, начиная с того конца, к которому ближе разветвление

4 3 2 1

СН3-СН2-СН-СН3

׀

СН3

3. Перед основой названия укажите номер атома углерода, у которого есть разветвление (радикал-заместитель), и дайте ему название*


2-метил…..

4. Назовите главную углеродную цепь (в ней 4 атома углерода)- основу названия

2-метилбутан

* Если радикалов несколько, нумерацию начинайте с того конца, к которому ближе старший заместитель (старшинство определяется по алфавиту)

1 2 3 4 5

СН3-СН-СН-СН2-СН3

׀ ׀

СН3 С2Н5

2-метил-3-этилпентан

Если радикалы одинаковые, используйте приставки: ди-, три-, тетра-. Число цифр в названии равно количеству радикалов

СН3

׀

СН3−С−СН3

׀

СН3

2,2-диметилпропан




Алгоритм составления названия алканов

Этапы составления названия

Пример

1. Найдите по структурной формуле самую длинную цепь атомов углерода

СН3-СН2-СН-СН3

׀

СН3

2. Пронумеруйте атомы углерода в ней, начиная с того конца, к которому ближе разветвление

4 3 2 1

СН3-СН2-СН-СН3

׀

СН3

3. Перед основой названия укажите номер атома углерода, у которого есть разветвление (радикал-заместитель), и дайте ему название*


2-метил…..

4. Назовите главную углеродную цепь (в ней 4 атома углерода)- основу названия

2-метилбутан

* Если радикалов несколько, нумерацию начинайте с того конца, к которому ближе старший заместитель (старшинство определяется по алфавиту)

1 2 3 4 5

СН3-СН-СН-СН2-СН3

׀ ׀

СН3 С2Н5

2-метил-3-этилпентан

Если радикалы одинаковые, используйте приставки: ди-, три-, тетра-. Число цифр в названии равно количеству радикалов

СН3

׀

СН3−С−СН3

׀

СН3

2,2-диметилпропан



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточка 1.

1. Закончите определение.

Вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но различное химическое строение и свойства называют……………….

2. Подпишите название орбиталей:





3. Основной элемент органических веществ:

а) сера

б) азот

в) углерод

4. Валентность углерода в органических соединениях всегда равна:

а) IV

б) III

в) II

5. Создатель теории химического строения органических соединений:

а) А.М. Бутлеров

б) Д.И. Менделеев

в) Й.Я. Берцелиус


Карточка 2.

1. Закончите определение.

Способность атомов химических элементов образовывать определенное число связей с другими элементами называют…………..

2. Зарисуйте формы s, p, d – орбиталей.

3. Атому какого химического элемента соответствует электронная формула: 1s 22s 22p 63s 23p2 ?

4. «Дедушкой» органической химии считают:

а) Д.И. Менделеев

б) Й.Я. Берцелиус

в) А.М. Бутлеров

5. В органических веществах углерод четырехвалентен. Изображая валентную связь черточками, составьте структурные формулы веществ: CH4- метан, C2H6-этан, C3H8-пропан.


Карточка 3.

1. Напишите электронно-графическую формулу атома углерода в спокойном и «возбужденном» состояниях. В каком состоянии углерод находится в органических соединениях.

2. Вычислите массовую долю углерода в метане, этане. На основании расчетов объясните, почему метан горит голубоватым пламенем, этилен- желтым пламенем?

3. Напишите схему образования сигма-связи в молекуле водорода.


Карточка 4.

1. За счет перекрывания орбиталей какого типа образованы химические связи в молекулах H2, HF, F2?

2. Напишите структурные формулы изомеров возможных изомеров, имеющих состав С6Н14. Назовите их.

3. Среди названных ниже веществ выберите изомеры: а) 2,2-диметилпентан б) 4-метилгептан

в)3-этилпентан г) 2-метилпентан д) 2,2,3-триметилбутан е) гептан

Критерии оценивания:

Карточки 1, 2.

Все задания оцениваются в 1 бал

«5»-5 балов

«4»- 4 бала

«3» - не менее 3 балов

«2»- 2 бала и менее


Критерии оценивания:

Карточки 3, 4.

Все задания оцениваются в 2 бала

«5» -6 балов

«4»- 5-4 бала

«3» - не менее 4 балов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.

Д

Н

Б

О

П

Т

Е

О

У

К

Р

А

К

Н

Г

Т

О

Г

А

А

Е

А

П

Е

Н

Н

П

Н

А

К

М

Е

Т

А

Н

С

Э

Т

А

Н

Н

А

П

Е

Н

Т

А

Н




Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.

Д

Н

Б

О

П

Т

Е

О

У

К

Р

А

К

Н

Г

Т

О

Г

А

А

Е

А

П

Е

Н

Н

П

Н

А

К

М

Е

Т

А

Н

С

Э

Т

А

Н

Н

А

П

Е

Н

Т

А

Н




Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.

Д

Н

Б

О

П

Т

Е

О

У

К

Р

А

К

Н

Г

Т

О

Г

А

А

Е

А

П

Е

Н

Н

П

Н

А

К

М

Е

Т

А

Н

С

Э

Т

А

Н

Н

А

П

Е

Н

Т

А

Н









Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.

Д

Н

Б

О

П

Т

Е

О

У

К

Р

А

К

Н

Г

Т

О

Г

А

А

Е

А

П

Е

Н

Н

П

Н

А

К

М

Е

Т

А

Н

С

Э

Т

А

Н

Н

А

П

Е

Н

Т

А

Н




Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога.

Д

Н

Б

О

П

Т

Е

О

У

К

Р

А

К

Н

Г

Т

О

Г

А

А

Е

А

П

Е

Н

Н

П

Н

А

К

М

Е

Т

А

Н

С

Э

Т

А

Н

Н

А

П

Е

Н

Т

А

Н




Задание: Зачеркните названия предельных углеводородов и из оставшихся букв составьте название недостающего гомолога

Д

Н

Б

О

П

Т

Е

О

У

К

Р

А

К

Н

Г

Т

О

Г

А

А

Е

А

П

Е

Н

Н

П

Н

А

К

М

Е

Т

А

Н

С

Э

Т

А

Н

Н

А

П

Е

Н

Т

А

Н


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее