«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Послушайте: Маяковский" (методическая разработка)

Методическая разработка - творческий зачёт (итоговый урок в 11 классе) по изучению творческого пути поэта В.Маяковского. Данная разработка входит в систему уроков литературы с интегрированным преподаванием предметов гуманитарного цикла (литература, история, мировая художественная культура). Урок поможет расширить представление учащихся о творчестве поэта Серебряного века, способствовать обогащению литературной компетенции и словарного состава слов учеников, способствует развитию творческих способностей детей, воспитывает внимание к художественному слову, интерес к чтению и искусству в целом.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тавенко Надежда Кондратьевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Школа № 120 города Донецка», Донецкая Народная Республика.


Послушайте: Маяковский

/ Методическая разработка - творческий зачёт (итоговый урок) в 11 классе

по изучению творческого пути поэта /


Я уже привык видеть в нём

первого поэта поколенья. Время

показало, что я не ошибся

Б.Пастернак


Данная разработка входит в систему уроков литературы с интегрированным преподаванием предметов гуманитарного цикла (литература, история, мировая художественная культура).


Ключевые слова: экспромт, экспромтом, лубок, шарж, книжная графика,

коллаж, авангард, конструктивизм, структура

Цели урока: создать благоприятную атмосферу раскованности и доброжелательности на уроке для самовыражения, выработать осознанное отношение к искусству, расширить представление учащихся о творчестве поэта Серебряного века, способствовать обогащению литературной компетенции и словарного запаса слов учащихся, воспитывать внимание к художественному слову и интерес к чтению в целом, развитие творческих способностей учащихся.

Наглядность: книги В. Маяковского, фотоальбомы, иллюстрации художников, портреты литераторов, творческие работы учащихся.

Словарная работа /пояснение слов на доске/

Экспромт – речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки в момент произнесения, исполнения, импровизация.

Экспромтом - сразу, без подготовки.

Лубок - старейший жанр графики, служивший на протяжении веков «книгой» для неграмотных людей.

Авторская монограмма - вязь из двух или более букв.

Шарж – шуточное или сатирическое изображение кого- либо с карикатурным подчёркиванием наиболее характерных внешних черт.

Книжная графика - искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда - с применением цветовых пятен).

Коллаж - в изобразительном искусстве: наклеивание на какую - н. основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом

Конструктивизм - направление в искусстве xx века, стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм.

Структура - строение, внутреннее свойство.

Авангардизм - общее название разных течений в искусстве XX века, отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения.


Ход урока

  1. Беседа учителя с учащимися (приём «Микрофон»)

- С каким настроением вы готовились к уроку?

- Ваши первые впечатления при подготовке к творческому зачёту


  1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и эпиграфа урока.

Удалившись от «серебряного века» на семь с лишним десятилетий, мы различаем то общее, что позволяет объединить вчерашних противников, представителей различных литературных направлений: все они опираются на искусство. Каждое из искусств развивалось не изолированно, а в теснейшем взаимодействии с другими искусствами. Синтез искусств коснулся творчества и самого Маяковского.

Всякое свидетельство о великом поэте драгоценно для потомства. Казалось бы, всё уже известно о В.В.Маяковском, изданы «первый» и «второй» слои творческих и биографических материалов поэта, но вот мы вновь встречаемся с Маяковским. Новое о поэте – штрихи, детали, наблюдения, воспоминания, записи мемуарного характера не только интересны сами по себе - они необходимы для воссоздания полной и достоверной картины жизни и творчества Маяковского. Ваше участие в проведении творческого зачёта поможет сделать образ Маяковского живым и близким. Нам также сегодня предстоит ответить на главный вопрос: Что волнует в Маяковском и что оставляет равнодушным?

Презентация результатов творческой работы представителями групп «литературоведов», «искусствоведов», «художников», участников литературного кружка, «литературных критиков». При необходимости представители групп знакомят учащихся с новыми словами - терминами

Учитель. С первого появления на форуме русской поэзии Маяковский обратил на себя удивлённое внимание почтенной публики загадочными, ни на что известное не похожими стихами, вызывающими декларациями. Борис Ефимов, народный художник, вспоминал о Маяковском: «Маяковский просто великолепно читал свои произведения, и сравниться с ним в этом отношении не смог ни один мастер художественного слова, ни один самый знаменитый артист. И рокотание его самого красивого мощного голоса и чёткая выразительная дикция - всё это захватывало слушателей, делало доходчивыми и понятными самые «сложные» его стихи.

/Выразительное чтение наизусть стихотворений (отдельных фрагментов) Маяковского несколькими учащимися/

Учитель. Детский писатель Корней Чуковский сразу разглядел блестящую одарённость, талантливость Маяковского, его демократизм. К страницам минувшего, к дневнику Корнея Чуковского, в котором автор делится с читателями о своих впечатлениях после встреч с Маяковским, обратилась группа учащихся литературоведов. /Сообщение группы литературоведов (отдельные эпизоды из дневника Чуковского) /

Страницы минувшего. Из дневника.

Корней Чуковский много пишет о Маяковском, имя поэта встречается в его рецензиях, в статьях, в воспоминаниях, в переписке, в дневнике. Из дневника Чуковского. Писатель пишет о личных качествах поэта, встретив его в Питере в декабре 1920 года: «Бросается в глаза именно то, чего прежде никто не замечал: основательность, прочность, солидность всего, что он делает. Он верный и надёжный человек: все его связи со старыми друзьями…остались добрыми и задушевными». Чуковский пишет и о других качествах характера поэта: «Он спокоен и уверенно прост. Не позирует нисколько, рассказывает, что в Москве». Маяковского знали, ждали его выступлений: «…пёрла публика на его выступления». Писатель пишет в своём дневнике о том, как выступает Маяковский: «Я заметил, что всех радуют те места, где Маяковский пользуется интонациями разговорной речи нашей эпохи, 1920 г.: это кажется и ново, и свежо, и дерзко…Аплодисменты были сумасшедшие». Чуковский вспоминает дальше: «Многие говорили мне: «Теперь мы видим, как верна ваша статья о Маяковском!» Писатель не забывает ни одной малейшей детали о Маяковском: и, что « публика лучше откликается на его юмор, чем на его пафос», что «Хорошо читает, произнося по-хохлацки у вместо в и очень вытягивая звук о - «Маякоооуский». Чуковский восхищён Маяковским, его поэзией: «Я любил его стихи, чуя в них, в глубинах, за внешним, и глубины, и лирику, и вообще большую духовную жизнь». В своём дневнике автор пишет и о значении творчества Маяковского в литературе: «…он был из тех, которые говорят в литературе ОГРОМНОЕ Слово».

/Знакомство с «литературными визитками» о Владимире Маяковском, чтение фрагментов понравившихся произведений Маяковского учащимися группы «литературоведов»/

Комментарий учителя. Безусловно, Чуковский Корней Иванович всегда с теплотой отзывался о Владимире Маяковском. В своей переписке он всегда откликался на книги о Маяковском и переводы его стихов, на посвящённые ему выставки и журнальные публикации.

Напоминанием далёкого времени, которое живёт и в наши дни, являются экспромты Владимира Маяковского. /Сообщение представителей группы «литературных критиков»/

Экспромты В.Маяковского

Поэт создавал стихотворные экспромты с лёгкостью и охотой. Сыпал ими налево и направо. В любой обстановке и по любому поводу, начиная с детской импровизации:

Мама рада, папа рад,

Что купили аппарат

Один из современников поэта, Сергей Спасский, рассказывал: «Ценя неожиданно образующуюся рифму, Маяковский извлекал её со сверкающей лёгкостью. Разбрасывал рифму щедро, подчас как серпом подрезая противников.

Есть много вкусов и вкусиков.

Одному нравлюсь я, а другому - Кусиков

Были среди экспромтов обычные, нейтральные, задумчиво недоумённые, иронические и беспощадные, саркастические. Экспромт Маяковского мог быть маленькой одой, случайная рифма превращалась в целую картину:

Экспромты были разные: остроты, ироническая ода и эпос, объявление, призыв и лозунг, дарственная надпись, пародия, марш. Мы попытались написать свои экспромты.

/Презентация творческих работ (экспромты на темы школьной жизни) представителей группы «литературных критиков»./

Милые и

добрые

детишки

День за днём

вершат

дела:

Зрелищно и ярко

расписывают

книжки,

Оставляя

автографы

на века

Комментарий учителя. Конечно, нельзя утверждать, что все экспромты - великие поэтические произведения, но их написал Маяковский, и в этом их ценность. Изучение экспромтов Маяковского поможет расширить корпус сочинений поэта и понять «экспромтный» характер многих его произведений. Их достаточно в «Красноармейской азбуке», а тексты «Окон РОСТА»? А рекламные тексты?

Как поэт своего времени Маяковский осознавал, «что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому и настают «дни и ночи РОСТА».

«Дни и ночи РОСТА»

/Сообщение группы художников и презентация творческих работ/

В первые годы после Октября Маяковский пишет мало стихов: занимается пропагандистской и организаторской работой. Он пишет плакаты и подписи к ним. Это были годы величайшего напряжения. Все работы были написаны «на злобу дня». Это была агитационная работа. Маяковский считал, что «Агитация должна быть конкретной». Маяковский сделал самый смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. «Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей»,- пишет поэт.

Плакаты готовились вручную, вывешивались в людных местах.

/Защита творческих работ не темы сегодняшнего дня с использованием отдельных фраз Маяковского (демонстрация плакатов, выполненных коллективно)/

«Я смотрю,

и злость

меня берёт

На укрывшихся

за каменный фасад».

На тех, с сигаретой,

кто себя

не бережёт,

Решив

со здоровьем

идти в разлад


Учитель. Маяковский - один из самых талантливых сатириков XX века. Его драматургические произведения носят преимущественно сатирический характер. «Театр должен «врываться в жизнь»,- считал поэт. Маяковский развивает традиции народного театра, стремится приобщить народ к высокой художественной культуре.

/Выступление группы «театральных критиков» и «актёров», инсценировка эпизодов драматургических произведений поэта/

Театр должен «врываться в жизнь»

Талант Маяковского - сатирика раскрылся в последних драматургических произведениях. Драматургия поэта раскрывала мещанство и бюрократизм общества. В своём театре Маяковский требовал публичности и зрелищности. Это был публицистический театр, в котором Маяковский использовал преувеличение, гротеск, элементы фантастики. Особо выделяются его пьесы: «Клоп» и «Баня».

Маяковский понимает живучесть пережитков прошлого, которые не меняются, а только приспосабливаются к новым условиям.

/ Инсценировка эпизодов пьесы «Клоп». (Картина 1. «В универмаге»; картина 2. В « Молодняцком общежитии»). Коллективное обсуждение сценической игры актёров, беседа по содержанию пьесы./

Комментарий учителя. «Баня» - итог творческих исканий и открытий Маяковского - драматурга. Политическая идея пьесы - борьба с пережитками прошлого. Игорь Ильинский, чья игра восхищала Маяковского, в своих мемуарах писал: «После спектакля, который не очень тепло был принят публикой, он стоял в тамбуре вестибюля один и пропустил мимо себя всю публику, прямо смотря в глаза каждому выходящему из театра». Но время вернуло к жизни обе пьесы. Через три года пьеса увидела свет рампы. И «Клоп» и «Баня», прочитанные заново современными режиссёрами, теперь прочно вошли в репертуар многих театров.

/Сообщение участников литературного кружка, презентация творческой работы/ «Никогда не забуду»

Один из старых номеров журнала «Огонёк» привлёк наше внимание необычной статьёй народного художника России, Бориса Ефимова. Статья называлась: «Никогда не забуду». Художник вспоминает о выступлении поэта в 1930 году на открытии Московского клуба мастеров искусств, «…на этот вечер собралась вся Москва». Маяковский впервые прочитал вступление к новой поэме «Во весь голос». Поэт вынул из кармана маленькую записную книжку, раскрыл и, не заглядывая в неё, сказал:

- Уважаемые товарищи потомки!

И все почувствовали, что в лёгкую, весёлую атмосферу вечера вошло нечто значительное, вдохновенное, огромное

Мой стих трудом

Громаду лет прорвёт

И явится

Весомо,

Грубо,

Зримо

Все стоя долго хлопали поэту. После него никто больше не мог и не стал выступать

Мы подготовили своё обращение к Маяковскому:

/чтение творческой работы участника литературного кружка/

К тебе,

поэту

и агитатору,

обращаюсь

в мой,

в XXI век.

Поэтических

строк

новатору:

Маяковский, вы -

настоящий

Человек!

И в благодарность за то,

что «грозил,

просил,

агитировал»,

За то,

что «выпаривал

бюрократов рой»,

«прозаседавшимся»

не аплодировал.

Позволь мне

крепко

руку пожать

твою,

тому,

в ком

«сердце»

«гудит повсеместно».

Художнику,

экспериментатору

и борцу,

чьё имя

любому

известно

/Сообщение представителей группы « искусствоведов» о лубочном жанре искусства, чтение наизусть стихотворений Маяковского/


По страничкам народной «газеты»

Почему народная «газета»? Язык этой газеты был понятен всем. Он учил, воспитывал, высмеивал людские пороки и призывал к добру и красоте. С самого начала первой мировой войны в Москве, в Петрограде и многих других городах появляются издательства, выпускавшие лубки. В годы военных испытаний лубок рассказывал о подвигах русских солдат, о ходе военных событий, агитировал и призывал народ к борьбе.

В собрании Российского Государственного литературного музея хранится большая коллекция лубков военного времени - Сытина, Машистого, Кудинова, Коновалова и других. Среди лубков этого времени выделяются листы издательства «Сегодняшний лубок». Оно выпустило около 30 лубков и 32 открытки. Большая часть из них без авторов, некоторые имеют авторские монограммы. В московском издательстве не раз видели таких авторов лубочного искусства, как А.Лентулов, Д.Бурлюк, К.Малевич,

В.Маяковский.

Сам Маяковский вспоминал, как до войны вместе с Бурлюком и Каменским ездили по стране с футуристическими гастролями: Тифлис, Баку, Рязань, Калуга, Одесса. Войну он принял поначалу с «декоративной» стороны. Работа над лубками была первым шагом Маяковского в освоении сатирического жанра, конечно, он обратился к опыту русского лубка и русской сатирической графики. Его картинки по своей композиции очень просты, лаконичны по форме и по цвету. Это сцена с действующими лицами на первом плане, ровная линия горизонта отделяет небо от земли.

Немец рыжий и шершавый

Разлетался над Варшавой

Лубок Маяковского отвечал требованиям данного жанра искусства:

-простота композиции;

-изображение на листах одной или нескольких фигур, «хорового» начала;

-фигуры скомпонованы в группы;

-выразительные позы и активность мимики лиц;

-традиционная лубочная трёхцветка, не просто раскраска. Цвет делит композицию на планы. Ярко-синее небо и зелёная земля всегда служат ровным фоном для действия. Цвет подчинён форме, не нарушает её.

-персонажи Маяковского полны движения.

/Знакомство с иллюстрациями лубочного искусства В.Маяковского, презентация творческих работ этого же жанра представителями группы «художников»/

Учитель. Поэт писал о войне: «Вплотную встал военный ужас, война отвратительна,…» Появляются стихи, полные горького раздумья.

Одно из них - стихотворение «Война объявлена»:

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю!

Италия! Германия! Австрия!»

И на площадь, мрачно очерченную чернью,

багровой крови пролилась струя!

Работа над лубками была первым шагом русской сатирической графики:

Лубки Малевича и Маяковского не только обогатили находками этот жанр, но и были своеобразной переходной ступенькой к жанру плаката, а для Владимира Маяковского - к «Окнам РОСТА».

Наш разговор о портретах

Портреты. Лица, давно отживших своё людей, через десятки и сотни лет продолжают повесть в веках о себе, о своей эпохе, о мире. Разговор о портретах продолжит группа искусствоведов, которая расскажет об одном из интереснейших жанров изобразительного искусства.

Сообщение представителей группы «искусствоведов»

«Шарж - искусство синтетическое…»

Это тот жанр, который сродни портрету, но требует от художника способности «вчувствования», умения физиологически ощущать и внутренне воспроизводить человека».

Лицо - это сам человек, его индивидуальность. Написать портрет - выявить его внутренний мир, характер. Шаржевые портреты привлекают к себе сразу:

-крупный план, нетвёрдый, «плывущий» контур,

-грубоватость линий - своеобразный шаржевый примитивизм, напоминающий

детский рисунок,

- ироническое простодушие,

-полная свобода выражения отношения автора к людям и лицам.

Особенно привлекают шаржи Марии Синяковой. В синяковской галерее портреты многих известных людей. Дом Синяковой (в Харькове, и в Красной поляне, и в Москве) привлекал своей открытостью, увлечением идеями литературного и художественного авангарда. Здесь бывали Хлебников, Бурлюк, Асеев, Крученых, Маяковский, Каменский. Мария Синякова - талантливая художница, участница выставок «Союза молодёжи», проявила себя в книжной графике, иллюстрировала работы Маяковского, детские книги. Среди её работ - портрет ораторствующего В.Маяковского, лиричного Есенина, грустного Пастернака и многих других.

Сам Маяковский тоже обращался к жанру шаржевых рисунков.

Демонстрация рисунков самого В.Маяковского (Е.И.Репина, В.В.Хлебникова, В.В.Каменского).

Комментарий учителя. Решение проблемного вопроса.

На сегодняшнем уроке многие из вас продемонстрировали глубокие знания не только в области теории литературы, но и искусства, а также исполнительское мастерство, искусно читая стихи. Вы показали умение творчески подходить к изучению материала, была создана обстановка, которая помогла нам лучше представить поэта, разглядеть в нём талантливую и одарённую личность, проявившую себя в разных областях искусства.

Решение проблемного вопроса (беседа с учащимися класса).

Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с мнением Бориса Пастернака, назвавшего Владимира Маяковского «первым поэтом поколенья»?

Что волнует в Маяковском и что оставляет равнодушным вас?

В результате беседы с учащимися появляется на доске следующая запись:

Волнует: Оставляет равнодушным:

-новаторство, талант - участие в декларации футуристов

-тонкий лиризм, ранимость - грубость и нигилизм

-душевная незащищённость - скандальность репутации поэта

-патриотизм, искренность - крикливость, вычурность своего я

-талант художника и поэта - перегибы в творчестве

-смелость, решительность

-актуальность тематики

-активная жизненная позиция

-убеждённость и гуманизм

-популярность

Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем:

  1. «А без Маяковского трудно….»

  2. « Я не жалею, что познакомился с Маяковским, потому что…»

  3. «Маяковский осуждает…»

Подведение итогов урока и выставление отметок.

Использованная литература:

Литературная учёба. Сентябрь. Октябрь. 1990

Литературная учёба. Июль. Август. 1990

Литературная учёба. Март. Апрель. 1990

В.В.Маяковский. Сочинения в двух томах. М. «Правда». 1987

Литературная учёба. Май. Июнь. 1990

«Комсомольская правда». 1 мая 1989

Жизнь и творчество Владимира Маяковского. «Детская литература». 1987 (Материалы для выставки в школе. 1987)


Учитель русского языка и литературы Тавенко Надежда Кондратьевна





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее