«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План-конспект урока математики "Деление двузначного числа на однозначное число"

Урок направлен на закрепление алгоритма действий при выполнении деления двузначного числа на однозначное число.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Деление двузначного числа на однозначное число

Цель: закрепить правила деления двузначного числа на однозначное число.

Задачи: совершенствовать умение решать задачи изученных видов; рассмотреть разные способы решения задачи на основе правила деления суммы на число; научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; развивать логическое мышление, память; воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы считать, писать и решать задачи,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы все повторили и закрепили то, что знаем и умеем.

- Отгадайте загадку:

В небе звёздочка сверкает

Голубая-голубая.

Обязательно проверю

Есть ли люди на Венере.

К удивительной планете

Полечу я на... (ракете)

- Каждый ряд – это экипаж ракеты, выполняя правильно задания, ваша ракета будет подниматься всё выше и выше, и в конце урока мы посмотрим, члены какой команды были более внимательными и сосредоточенными.

- Перед вами звёздочки, нарисуйте смайлики, с каким настроением вы начинаете урок.

  1. Актуализация знаний.

А) Устный счет.

Игра «Кто быстрее полетит в космос?»

(Каждый ряд получает лист бумаги с изображением ракеты. На ракете записаны примеры на умножение и деление по количеству учеников в ряду. По команде учителя первый ученик начинает решать пример. Затем передает ракету следующему ученику своего ряда. После окончания игры учитель открывает ответы на доске. Побеждает ряд, который решит все примеры быстрее других  и не допустит ошибок).

90:3             90:3

30∙2             30∙2

60:20           60:20

3∙6               3∙6

18:9             18:9

(Проверка по доске, проверяет  первый ученик)

(30, 60, 3, 18, 2)

- Надеюсь, что в течение урока вы также будете поддерживать друг друга, переживать за своих одноклассников.

Игра «Реши задачу» (каждая группа получает свою задачу)

  1. В бидоне 32 л молока, в кувшине - в 8 раз меньше. Сколько литров молока в кувшине?

  2. 18 луковиц посадили поровну в 3 горшочка. Сколько луковиц посадили в каждый горшочек?

Б) Работа в тетради.

  - Запишите число, классная работа.

   - Минутка чистописания. Сегодня мы будем писать число 5. Что вы можете сказать об этом числе? (однозначное, нечетное, предыдущее число 4, следующее – 6). Вспомните название сказки, в которой есть число 5? (Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»)


III. Организация восприятия. Постановка проблемы.

35:5 36:3
32:4 48:3
72:8 65:5

- Чем похожи выражения?

- Чем отличаются?

- На какие 2 группы можно разделить эти выражения?

- Запишите и найдите значения этих выражений.

Примеры второй группы могут вызвать затруднения в решении, так как они еще не достаточно хорошо знакомы с приемом умножения двузначного числа на однозначное число. Создалась проблемная ситуация.

Повторение правила деления суммы на число.

- Мы хорошо умеем умножать однозначные числа, знаем таблицу умножения, а как умножить двузначное число на однозначное число.

- Нужно рассуждать так:

1. Представляю двузначное число в виде суммы удобных слагаемых, каждое из которых делится на делитель.

2. Делю каждое слагаемое на однозначное число.

3. Полученные результаты складываю.

- Давайте определим цель нашего урока. (Закрепить умение делить двузначное число на однозначное число).

Два оставшиеся примеры решают по 1 ученику от каждой команды.


  1. Сообщение темы и задач урока.

- Правильно, ребята, мы сегодня закрепим с вами умение делить двузначное число на однозначное число. А также постараемся научиться решать задачи

На основе правила деления суммы на число.


  1. Закрепление умения решать примеры изученного вида.

- Выполним №4 на странице 106. 1, 3 столбики выполняет 1 команда; 2, 4 – вторая команда.


Физкультминутка

Всё оставим мы в порядке:

Книги, ручки и тетрадки.

Я сегодня ваш пилот,

Отправляемся в полёт.


Все на старт! Готовы, дети?

Полетим мы на ракете.

Улыбнёмся мы друг другу

И быстрей прогоним скуку.


Ярко звёздочки сверкают,

В гости всех нас зазывают.

Все им дружно подмигнём,

Точно курс мы свой возьмём.


Пальцы надо нам размять,

Чтоб ракетой управлять.

Каждый пальчик свой потрём,

Их сожмём и разожмём.


Мы на Землю поглядим,

Ей привет передадим.

Глубоко мы все подышим,

Звуки космоса услышим.


Из космоса мы прилетели

И за парты тихо сели,

Продолжаем свой урок,

Чтоб закончить точно в срок.


  1. Знакомство с новым видом задач.

- На странице 106 рассмотрим №1. Прочитайте условие задачи про себя.

В один аквариум нужно влить 24 л воды, а в другой — 36 л. Сколько шестилитровых вёдер воды нужно влить в оба аквариума?

- Что нам известно в задаче?

- Что нужно узнать?

- Зная, сколько литров у нас 1 аквариум, и зная, каким ведром мы будем его заполнять, что мы можем узнать?

- А как узнать, сколько ведер нам понадобиться для заполнения 2 аквариума?

- Теперь мы можем ответить на поставленный в задаче вопрос? Как?

- Запишем первый способ решения задачи.

- Скажите, а можем ли мы узнать, сколько всего литров составляют два аквариума вместе? Как можем это узнать?

- Теперь зная объем двух аквариумов и объем ведра, каким будем заполнять аквариумы, можем ли мы узнать, сколько ведер воды нам понадобиться? Как?

- Запишем второй способ решения задачи.

- Какой получился у нас ответ?


  1. Решение задачи изученного вида или повышенной сложности.

- Выполним задание №6 на странице 107. Решите задачу самостоятельно. (Взаимопроверка.)


  1. Домашнее задание.

№ 1,2 на странице 107.

- Посмотрите на задания, что вам не понятно?


  1. Подведение итогов. Выставление отметок.

- Над какой темой работали? Чему учились? Чему научились? Какая команда победила в соревновании?


  1. Рефлексия.

- Нарисуйте смайлики на обратной стороне звездочек. Что-то изменилось с эмоциями у ваших смайликов. Почему?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее