«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

План-конспект открытого урока по всемирной истории "Правление Екатерины II" (8 класс)

Данная разработка урока по всемирной истории использовалась мною при проведении открытого урока в незнакомом классе ( 8 "А" класс СШ № 137 г.Минска ) в рамках конкурса профессионального мастерства "Столичный учитель - столичному образованию 2016" и набрала максимальное количество баллов (55).

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

План-конспект урока по всемирной истории

Тема: «Правление Екатерины II»



Ход урока:

1. Организационный момент. Знакомство и приветствие, проверка отсутствующих в классе учащихся.

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята! Надеюсь, что сегодня наша совместная работа окажется для вас результативной и увлекательной.


2. Актуализация знаний.

Учитель: Начать наш урок хотелось бы с пословицы: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». Как вы понимаете эти слова? А как вы относитесь к своей Родине?

Ответы учащихся.

Учитель: Каждый гражданин своего государства желает своей стране только процветания. И вот уже на протяжении нескольких веков история доносит до нас множество фактов, когда на престол восходили люди, желающие изменить жизнь страны в лучшую сторону.

Не так давно во время археологических раскопок под Петербургом возле Зимнего дворца было найдено старинное, порядком уже истлевшее письмо. Поскольку я была участницей раскопок, то я смогла привезти это письмо вам на урок. Давайте откроем его и прочтём.

Приём «Вам письмо».


Учитель: Ребята, как вы думаете, какой известной исторической личности посвящены эти строки?

Учащиеся: императрице Екатерине II .

Учитель: Совершенно верно. Поэтому тема нашего урока звучит: «Правление Екатерины II». Откройте свои тетради, запишите дату и тему урока.


Создание проблемного поля.

Учитель: Предлагаю сразу обозначить проблемное поле, над которым мы будем работать весь урок: «Какое историческое значение имели преобразования Екатерины II для будущего Российской империи?» На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока. Запишите этот вопрос в свои тетради.


План:

  1. Личность Екатерины II.

  2. Внутренняя политика императрицы.

  3. Основные направления внешней политики.


Ребята, исходя из плана урока, как вы думаете, какие вопросы мы сегодня с вами рассмотрим? О чём мы будем говорить7

Ответы учащихся.


Учитель: А говорить о событиях эпохи Екатерины II мы будем не просто так. Вы любите путешествовать? Я тоже. Сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие. А поможет нам в этом машина времени «Хронос».

Обратите внимание, у каждого из вас на столах есть пригласительные билеты в виртуальное путешествие. Но есть одно условие – путешествовать мы будем командами – экипажами. Как вы думаете, ЗАЧЕМ нам объединяться в экипажи?

Ответы учащихся.

Учитель: Для того, что легче было справиться с возможными трудностями. А ещё между вашими экипажами сегодня будет происходить упорная борьба за ЗВАНИЕ самого умного и эрудированного экипажа. И в конце урока, подсчитав заработанные вами медальки, мы выявим победителя!



У каждого экипажа должно быть своё название. Я попрошу каждый экипаж вытянуть своё название и громко его озвучить.



Учащиеся вытягивают названия и озвучивают их.

Учитель: Пассажиры у нас есть, билеты и названия тоже, маршрутный лист находится на ваших столах.

И, конечно, как дисциплинированные пассажиры, мы должны соблюдать некоторые правила. Какие же это?

  1. Основа работы – взаимопомощь и сотрудничество.

  2. Умение слушать и слышать друг друга!

  3. Соблюдаем «Правило поднятой руки».



Что ж, экипажи готовы? Тогда отправляемся в полёт!

Вот мы с вами и оказались в XVIII веке – веке дворцовых переворотов, крестьянских бунтов, «золотого» времени для русского дворянства, а ещё веке «просвещённого абсолютизма». Но об этом – чуть позже!



3. Изучение нового материала.

Учитель: И первая наша станция называется «Детство и юность Екатерины II. Ребята, а знаете ли вы, что настоящее имя Екатерины II совершенно другое - Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербтская. Софья была немецкой принцессой и происходила из старинных германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Появление на свет Софьи было связано с таинственным предсказанием. Однажды один старый священник предсказал её родителям, что у них родится дочь. «Вашу дочь ожидает великое будущее: я вижу на её лбу три короны», - сказал он её матери…


В каких же условиях проходило детство Екатерины II? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам обратиться за помощью к кейс-папке. У вас на столах есть кейс – необходимый пакет исторических документов. Откройте его и найдите документ под № 1 - письмо барона Фридриха Мельхиора Гримма. Давайте его озвучим и проанализируем.

Итак, что рассказывает нам барон Фридрих Гримм о немецкой принцессе Софье?

Анализ учащимися исторического документа.

Из письма барона Фридриха Мельхиора Гримма о Екатерине Великой:

«Софья получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился её независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. 


Учитель: К каким наукам Софья проявляла особый интерес?

Ответы учащихся.

Учащиеся: Принцесса была не по годам развита, очень любознательна, подвижна, проявляла интерес к обучению во многих науках, была человеком с невероятной тягой к знаниям. А кто из вас может похвастаться таким качеством? Кто тоже хочет хорошо закончить школу? Поднимите руки. Молодцы, значит, среди вас есть последователи Екатерины II.


Учитель: Ребята, как вы считаете, зависит ли история страны от личности человека, который стоит во главе государства, от его качеств, от черт характера?

Ответы учащихся.

Учитель: Какими качествами должен обладать правитель?

Ответы учащихся.

Учитель: Именно такими качествами и обладала Екатерина II. Это была умная, образованная, мудрая и проницательная правительница.



Как же так случилось, что волей судеб провинциальная немецкая девочка стала, как говорят в народе, «самой русской из всех правивших в России женщин?» Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправляемся на станцию - «Неизведанная Россия».


Учитель: «Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей. Или умру, или буду царствовать!» - эту фразу шестнадцатилетняя Софья записала в своём дневнике. Острый ум, непревзойдённая красота немецкой принцессы обратили на себя внимание русской императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 году Софья с матерью была приглашена в Россию, крещена в православие под именем Екатерины Алексеевны и выдана замуж за Петра III, наследника русского престола.  Почему Екатерина крестилась в православие? Зачем ей это было необходимо?

Ответы учащихся.


Учитель: Но согласитесь, ребята, выйти замуж – это ещё не значит стать единоличной правительницей. Так как же Екатерине удалось всё таки стать императрицей? Ответить на этот вопрос нам поможет историческая справка. Я попрошу Давидович Ксению ознакомить нас с ней.





Учитель: Итак, мечта Екатерины сбылась. Правление Екатерины было достаточно долгим - 34 года. А для того чтобы понять, какими событиями оно было насыщено, мы отправляемся на станцию «Реформы Екатерины II».


Я попрошу найти в кейс-папке документ № 2, который называется Мемуары Екатерины Алексеевны.

В чём будет заключаться ваша задача? Пассажиры каждого экипажа должны ознакомиться с Мемуарами Екатерины и выписать в тетрадь те главные проблемы, с которыми столкнулась Екатерина при воцарении. А затем мы их проверим.


Анализ учащимися Мемуаров Екатерины II.

«На мой вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собиралось 15 миллионов рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на деле собирался 31 миллион рублей. Половина государственного бюджета разворовывалась. Флот и армия в упущении. 200 тысяч крестьян находятся в открытом бунте… В стране назревало недовольство».



Учитель: Молодцы, проблемы вы обозначили. А теперь я попрошу написать напротив каждой проблемы возможные пути, способы их решения. Как бы вы лично, как МУДРЫЕ правители, решили эти проблемы?


Ответы учащихся.

Учитель: А Екатерина решала эти проблемы путем реформ.

Я попрошу найти в кейс-папке документ № 3, который называется Кластер. Кластер – это схема в виде веточки винограда с пустыми звеньями. Центральное звено – это тема нашего урока. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы по ходу урока записывать основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II в незаполненные звенья кластера. В итоге, у вас выстроится целостная картина периода её правления.


Учитель: Свою реформаторскую деятельность Екатерина проводила в духе просвещённого абсолютизма. Давайте с вами вспомним, где (в какой стране) зародились идеи Просвещения?

Учащиеся: Во Франции.

Учитель: Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны в сочинениях французских просветителей Дидро, Руссо, Вольтера, с которыми Екатерина переписывалась и даже лично встречалась. Они утверждали, что все люди имеют неотъемлемые права, данные им при рождении, - право на жизнь, равенство, свободу.


Но это было в Европе. А вот какими правами обладали сословия Российской империи, мы узнаем при выполнении задания «Гость из прошлого».


Учитель: Я попрошу выйти ко мне самого активного пассажира нашего «Хроноса».

Ты – гость из прошлого, ты - представитель высшего сословия, ты входишь в ближайшее окружение Екатерины II, имеешь большие права и вольности. Мы очень хотим знать, кто ты, гость из прошлого. Твоя задача – помочь нам в этом. Я предлагаю тебе достать из тубы твой правовой статус и ознакомить нас с ним.


Без суда да не лишусь я, благородный, дворянского достоинства.

Телесное наказание да не коснется до меня, до дворянина благородного.

Мне, благородному, подтверждается право покупать деревни и крестьян.

Я, благородный дворянин, самолично освобождаюсь от личных податей.


Учитель: О каком сословии идёт речь в данном документе?

Учащиеся: О дворянстве.


Учитель: Верно. Период правления Екатерины II называют «золотым веком» для русского дворянства. А почему? В 1785 году Екатерина подписала «Жалованную грамоту дворянству», по которой дворяне получали большие права: покупать земли и крестьян. Они также освобождались от телесных наказаний и уплаты подушной подати. Что такое подушная подать?

Учащиеся: Обязательный налог, введённый ещё при Петре I.


Аналогичную грамоту получили в 1785 году и русские города. Эта грамота предоставляла городам право на самоуправление.


Итак, какие 2 Грамоты мы можем записать в наш кластер?

Впишите их, пожалуйста, в свои кластеры.

Учитель: А мы продолжаем путешествие, и следующая наша станция «Армейская».
Согласитесь, ребята, признаком сильного государства является наличие сильной армии. Именно благодаря гвардейским полкам Екатерина совершила в 1762 году дворцовый переворот и стала императрицей. А вот насколько в будущем гвардейцы были преданы и послушны императрице, мы сейчас и узнаем. Предлагаю вам провести армейскую физкультминутку. Я буду вашей Екатериной, а вы - моими гвардейцами. Прошу внимательно следить за движениями и повторять.

Физкультминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Екатерины мы полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Раз! Два! Три!
Екатерины мы полки!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево, и еще
Через правое плечо.
Раз! Два! Три!
Екатерины мы полки!

Учитель: Молодцы! Послушные у меня полки. Присаживайтесь на свои места.



Учитель: А сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину «Бурлаки на Волге».

Учитель: О чём пытается рассказать нам автор этой картины Илья Репин? Каким было положение крестьян в русском обществе?

Ответы учащихся.

Учитель: Крайне тяжелым. Крестьяне были полностью бесправны. Им запрещалось жаловаться на своих помещиков. В случае же нарушения запрета их жестоко наказывали: могли сослать в Сибирь или отдать на каторжные работы.

Почему Екатерина II не отменила крепостное право?

Учащиеся: От труда крепостных крестьян зависело благополучие дворянства, а дворянство было опорой Екатерины II. Доведённые до отчаяния крестьяне часто поднимали бунты и восстания.

Узнать, КАКОЕ восстание было самым МАСШТАБНЫМ, нам поможет пункт 4 из параграфа 25 нашего учебника.


Я даю вам несколько минут ознакомиться с пунктом 4 из учебника, а потом ваши экипажи должны будут завершить данные утверждения:


Причиной восстания стало …

Восстание вспыхнуло в … году.

Предводителем восстания стал …

Восстание охватило следующие территории: …

Повстанцы боролись за …

Итогом восстания стало его …


Учитель: Молодцы! Можем ли мы записать в наш кластер восстание Емельяна Пугачёва как одно из важных событий эпохи Екатерины? – Можем.

Впишите, пожалуйста.


Станция «Двери на Юг»

Учитель: Среди историков бытуют такое выражение: «Если Пётр I прорубил «окно в Европу», то Екатерина II настежь распахнула «двери на Юг». Для того чтобы разобраться в смысле данного выражения, предлагаю вам рассмотреть карту «Российская империя в XVIII в.» Жёлтым цветом на карте обозначены границы Российской империи к середине XVIII века. Исходя из данного обозначения, ответьте на вопрос: «К каким морям Российская империя имела выход в середине XVIII века?»

Покажите их на карте.

Учитель: Имела ли Россия выход к Чёрному морю?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Чёрное море, которое тогда называли Русским, находилось под контролем Османской империи (турок). Поэтому первоочередной задачей во внешней политике Екатерины было завоевание выхода к Чёрному морю. Что нужно для осуществления завоеваний?

Учащиеся: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.

Учитель: Основы для сильной армии и флота были заложены ещё Петром I, а Екатерина продолжила его начинания. Во главе российской армии Екатерина поставила талантливых полководцев и флотоводцев: Григория Александровича Потёмкина, Петра Александровича Румянцева, Александра Васильевича Суворова, адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, которые не потерпели ни одного поражения ни на суше, ни на море.


Результат такой политики не заставил долго ждать. В результате русско-турецких войн к России отошли огромные территории. Какие же? (Не забываем, ребята, вносить их в кластер).


1783 – Крым

1791 – Причерноморье и Кубань

О России заговорили, как о великой морской державе.


Учитель: Много внимания Екатерина уделяла и восточному направлению внешней политики. В период её правления произошло 3 раздела Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы), в результате чего к России отошла Беларусь, Правобережная Украина, часть Польши и Прибалтики. В итоге, население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн. человек).



4. Закрепление изученного материала. Анализ кластера.


Учитель: А теперь, ребята, давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие преобразования в стране совершила Екатерина II, сравним ваши кластеры с кластером на слайде.


Учитель: До сих пор личность Екатерины II вызывает споры. Для одних она Великая матушка, превратившая Россию в мощную европейскую державу. Другие считают её тираном, деспотом, закрепившим крепостнические порядки.


И сейчас я хочу вернуться к тому проблемному вопросу, который мы с вами сформулировали в начале урока: «Какое историческое значение имели преобразования Екатерины II для будущего Российской империи?»








А сейчас, ребята, мы прибываем на станцию «Финишная».

Мы с вами, ребята, совершили длительное путешествие. А что такое путешествие? Это открытие нечто нового, интересного. А что нового вы открыли для себя благодаря нашему виртуальному путешествию?

Учитель:

Заслуг Екатерины перед Россией
Так много, что не сосчитать.
И я сегодня попыталась.
Частицу только рассказать.
Ну вот, рассказ я свой закончила:
Еще хочу совет всем дать,
Должны мы предков своих помнить
И историю Отчизны нашей знать.


Настало время объявить победителя нашего путешествия. Какой же экипаж оказался самым эрудированным, активным, любознательным?

Для этого нам необходимо посчитать ваши медальки.



Информирование о домашнем задании.

На слайде «Наказ Екатерины II»

«Отрокам, прослушавшим сей урок, написать (мини-сочинение) «Роль Екатерины II в истории России» и сдать наставнику в положенный срок!»


































10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее