«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Первые конфликты и кризисы «холодной войны".

Методическая разработка предназначена для проведения занятия по дисциплине «История», которая по учебному плану рассчитана на 1 и 2 семестр групп второго курса учреждений среднего профессионального образования, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт. В данной работе представлен материал для проведения урока по теме «Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Разработка может быть полезна преподавателям истории на уроках и внеклассных мероприятиях для обучающихся вторых курсов учреждений среднего профессионального образования, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Министерство образования и науки Республики Башкортостан

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Сибайский педагогический колледж им. Б.М.Мамбеткулова








Методическая разработка

открытого урока по дисциплине

«История»

Тема: Первые конфликты и кризисы «холодной войны».





Разработал:

преподаватель Рафикова А.Ф.








Сибай 2023 год

АННОТАЦИЯ


Методическая разработка предназначена для проведения занятия по дисциплине «История», которая по учебному плану рассчитана на 1 и 2 семестр групп второго курса учреждений среднего профессионального образования, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт. В данной работе представлен материал для проведения урока по теме «Первые конфликты и кризисы «холодной войны».

Материал данного методического пособия нацелен показать существующие подходы к рассмотрению темы, систематизировать данные. В ней рассматриваются особенности развития новейшей истории.

Разработка может быть полезна преподавателям истории на уроках и внеклассных мероприятиях для обучающихся вторых курсов учреждений среднего профессионального образования, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

















СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка……………………………………………………….5

  2. Учебно – методическая карта………………………………………………...6

  3. Технологическая карта с дидактической структурой

учебного занятия …………………………………………………………....10

  1. Ход урока………………………………………………………………..…...11

  2. Приложение 1 …………………………………………………………….…14

  3. Приложение 2 ……………………………………………………………….15






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Тема занятия «Первые конфликты и кризисы холодной войны» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО) по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История для студентов 2 курса.

В результате изучения темы студент должен:

знать: понятие НАТО, назначение организации, основные конфликты и кризисы после второй мировой войны;

уметь: выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально – экономических политических и культурных проблем;

Данная методическая разработка содержит учебно - методическую карту, ход занятия, где сформулированы цели и последовательность проведения урока, указан список литературы.

При разработке данного урока, в зависимости от специфики подготовки специалистов, можно внести дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения и распределение времени.

Осуществляются межпредметные связи с географией, английским языком, обществознание. При проведении занятия использованы учебные пособия, технические и наглядные средства обучения (компьютер, ЭВМ).

На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение студентов в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Преподаватель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания студентов.










УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: история

Тип занятия: комбинированный

Тема занятия: Первые конфликты и кризисы «холодной войны»

Методы обучения: индивидуальный, словесный (рассказ, беседа, объяснение), практический, проблемного изложения.

Междисциплинарная связь: география, обществознание, английский язык

Цели занятия:

1. Дидактические:

- раскрыть причины и последствия первых конфликтов и кризисов «холодной войны»; 
- ознакомить и охарактеризовать деятельность и направленность международных организаций, созданные после окончания второй мировой войны (НАТО);
- познакомить с новыми историческими понятиями и закрепить ранее изученные термины;

2. Развивающие:

- продолжить формирование навыков логического и образного мышления;

- умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы;

- умения чётко и грамотно излагать свои мысли;

- развивать навыки самостоятельной работы;
3. Воспитательные:

- содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры;

- воспитанию гражданственности, ответственности, интереса к истории и духовной культуре человечества;

Принципы занятия: научность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной творческой деятельности.

Формируемые ОК на уроке:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение выделять и формулировать познавательные цели;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

Регулятивные:

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение прогнозировать свою деятельность;

- умение ставить цели учебные задачи, выдвигать гипотезы;

- умение планировать свою деятельность для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать.

Средства обучения:

А. Информационное обеспечение: компьютер, проектор, экран.

Б. Наглядные пособия: презентация в программе MicrosoftPowerPoint.

В. Учебные места: аудитория № 415

Г. Литература

Основная: Артемов В., Лубченков Ю. История. 2 часть, 2022 г.

Дополнительная:

- Боханов, А.Н. Новейшая история России: Учебник / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; Под ред. А.Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2021. - 480 c.

- Никифоров, Ю.А. Новейшая история России: преподавание в школе: Учебное пособие / Ю.А. Никифоров, Е.Е. Вяземский, А.Н. Иоффе; Под ред. В.Д. Нечаев. : Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 384 c.

Интернет-ресурсы:

- https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Russia NATO_permanent_mission_logo.png/260px-Russia NATO_permanent_mission_logo.png

- https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/history2/index.php

Основные понятия занятия: НАТО, «холодная война», кризис.


План урока:


1. Организационный момент. Мотивация – 5 мин.

2. Актуализация знаний – 10 мин.

3. Формирование темы и целей урока – 2 мин.

4. Составление проекта – 3 мин.

5. Изучение нового материала – 21 мин.

6. Закрепление изученного материала – 4 мин.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.



































Технологическая карта с дидактической структурой учебного занятия

Дидактическая структура учебного занятия

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемый результат


Организационный момент

Приветствуют преподавателя и гостей, помогают в проверке явки на урок


Приветствие студентов и гостей, активизация внимания, настрой студентов на урок, выявление отсутствующих

Приготовится к уроку, привести в порядок учебные принадлежности

Готовность студентов к занятию


Актуализация знаний


Формирование темы и целей урока



Составление проекта

Слушают установки преподавателя, думают, размышляют


Выявление темы урока


Составление проекта урока

Организовывает целеполагание, обосновывает межпредметные связи, формирует проект проведения занятия.

Сформулировать тему и проект занятия

Формулируют тему, проект занятия.

Изучение нового материала

 Воспринимают, осмысливают и запоминают учебный материал

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала

Вести записи, участвовать в беседе с преподавателем, анализировать и делать выводы

Формирование новых знаний, закрепление и обобщение имеющихся

Закрепление нового материала


Подведение итогов


Рефлексия

Сравнение исторических событий, что произошло в прошлом.


Данность настоящего времени


Предположить, как будет в будущем


Сделать выводы

Обобщить, систематизировать знания


Задавать наводящие вопросы


Сделать выводы

Ответить на вопросы


Дать оценку собственной деятельности на уроке и деятельности преподавателя

Закрепление новых знаний.


Самооценка.


Анализ полученных результатов, переопределение цели дальнейшей работы, коррекция образовательного пути

Домашнее задание

Слушают и записывают

Объясняет, определяет цель дальнейшей работы

Заполнить таблицу соответственно материалу по учебнику

Получение новых знаний по изученной теме


ХОД УРОКА



Элементы занятия, содержание и последовательность

излагаемых учебных вопросов

Формы и методы обучения

1.

Организационный момент (5 минут)

  • Приветствие;

  • Организация внимания, проверка отсутствующих;

  • Мотивация

- упражнение «Заряд бодрости»; активизация на эффективную, плодотворную работу.

  • Мотивация

Преподаватель демонстрирует слайд № 1, где отражается высказывания исторических политических деятелей.

1. «Наличие атомной бомбы у нескольких крупных государств привело бы к разделению всего мира между ними и формированию двух-трех "чудовищных сверхгосударств", которые договорились бы не использовать атомное оружие друг против друга, но находились бы в состоянии постоянной "холодной войны". Джордж Оруэлл (19 октября 1945 года в статье "Ты и атомная бомба", опубликованной в британском еженедельнике "Трибьюн").

2. "Мы могли бы сделать вид, будто ничего не случилось, но это не в наших интересах. Мы будем трактовать речь товарища Черчилля как прямой призыв к войне с СССР и лагерем социализма. Очень хорошая и своевременная для нас речь. После войны у нас в обществе появились неверные настроения. Некоторые представители интеллигенции позволяют себе открыто восхищаться западным образом жизни, преступно забывая, что в мире идет борьба классов" И.В. Сталин

Примерные вопросы:

1) Кем являются авторы данных высказываний? (ответы студентов)

2) О чем идет речь?

3) Что общего?

4) Определите главное понятие урока?

  • Вывод;




Психологическая мотивация




Мотивация к уроку


слайд 1










Ответы студентов

2.

Актуализация знаний (10 минут)

Преподаватель демонстрирует слайд № 2 – флаг НАТО, Берлинская стена, фрагмент карты (Корея в годы войны).

Анализ каждого фрагмента поэтапно.

Примерные вопросы для 1 фрагмента:

1) Что вы видите на экране?

2) Какая организация по вашему мнению?

3) Как вы думаете, какие страны имеют отношение к НАТО?

4) Необходимо выделить главное, – в какое время образовалась данная организация?

Примерные вопросы для 2 фрагмента:

1) Какой город представлен на экране?

2) Что вы видите на картине?

3) Как вы думаете, для чего была построена стена?

4) Давайте выделим самое главное?

Примерные вопросы для 3 фрагмента:

1) Какое государство отмечено на карте?

2) Как вы думаете, какие события происходили в Корее?

3) Какие страны участвовали в этой войне?

Общий вывод;



слайд 2


студенты самостоятельно должны выделить главное





беседа




анализ





3.

Формирование темы и целей урока (2 минуты)

- О чем мы будем сегодня говорить?

- Какова тема нашего урока?

Тема урока появляется на экране (слайд № 3) – ПЕРВЫЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ».

анализ,

студенты самостоятельно должны определить тему урока

слайд № 3

4.

Составление проекта урока (3 минуты).

- Тема есть «Первые кризисы «холодной войны», необходимо ее решить. Предлагаю решить эту проблему составлением проекта.

На экране появляется проект урока (слайд № 4):

Первые конфликты и кризисы «холодной войны»


пропрооект крока



НАТО Берлинский Корейская война 1950 – 1953 гг. Прошлое

(1945г.) кризис (1948-1949гг.) ? Настоящее

Будущее


слайд № 4













5.

Изучение нового материала по проекту (20 минут).

1. Образование Организации Североатлантического договора НАТО (7 минут).

Слайд № 5.

НАТО – с англ. North Atlantic Treaty Organization (NATO), военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами — членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Причины появления НАТО в первую очередь политические, а также экономические и социальные. Страны - участники, таким образом, стремились обеспечить совместную безопасность, оградить себя от возможной войны и ее последствий, противодействовать СССР, а позже всем странам Варшавского договора.

За период существования к НАТО присоединились другие страны, особенно этому способствовал развал СССР. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – Западная Германия. В 1954 году СССР подал заявку на вступление в НАТО, которая была отклонена.

На сегодняшний день в состав блока входит 29 стран.

Создание НАТО углубило раскол мира и являлось шагом на пути перерастания конфронтации между двумя мировыми системами из идеологической и политической области в военную, что существенным образом обостряло международную напряженность.

Вывод.

2. Берлинский кризис (1948 – 1949 гг.) 7 минут.

- обратим внимание на домашнее задание. Я попросила найти информацию о Берлинском кризисе 1948 – 1949 гг.

- кто подготовил информацию? (необходимо выбрать одного студента для ответа).

Работа в паре:

1. Ознакомление с текстом, чтение

2. Обсуждение в паре

3. Ответы на вопросы

4. Оценивание

Вывод (Берлинский кризис чуть не подвел мир к 3 мировой войне)

3. Корейская война 1950-1953 гг. Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи (7 минут).

- итак, Корейская война, второй конфликт, поставивший СССР и США на грань войны.

- я попросила старосту заранее скинуть необходимую информацию в беседу вашей группы.

На экране слайд № 10.

- ответим на вопросы, которые появились на экране:

1. В каком году начались военные конфликты в Корее?

2. Каковы причины Корейской войны?

3. Как разворачивались события в ходе войны?

4. Итоги войны?

5. В чем разница двух конфликтов? Берлинского и Корейского?

Корейская война породила серьезнейший кризис в международных отношениях, превратилась в схватку сверхдержав эпохи «холодной войны». В советско -американской конфронтации стали обнаруживаться элементы прямого военного столкновения. Существовала опасность применения в ходе этой войны сверхмощного оружия и превращения ее в полномасштабную мировую войну. Война в Корее показала непримиримость двух противоборствующих систем.

- 4 ветка нашего проекта пустая, потому что существуют еще один кризис «холодной войны», которую мы рассмотрим на следующем уроке. (Карибский кризис)

изучение темы продолжается согласно проекта урока


слайд № 5









определение НАТО записать в словарях







рассказ преподавателя
















выводы на экране

слайд № 6


слайд № 7


ответы по желанию,

проверка домашнего задания





работа в паре

оценивание



выводы на экране

слайд № 8


слайд № 9





слайд № 10





обсуждение




выводы на экране

слайд № 11




оценивание



информация в электронном варианте скидывается с беседу группы для самостоятельного изучения

6.

Закрепление (4минуты).

Слайд № 11 Прошлое…Настоящее…Будущее

- Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. В марте 2014 года отношения между Россией и НАТО накалились из-за присоединения Крыма к России.

- 1 апреля 2014 года НАТО объявила о приостановлении сотрудничества с Россией

- Мирный договор между КНДР и Южной Кореей был подписан только в 2013 г.

Вывод

Прослушать ГИМН МИРА



Беседа






Анализ






фрагмент гимна мира

7.

Домашнее задание

Заполнить таблицу:

кризис

дата

причины

итоги, последствия.












&86 Артемов А.В.


Бланки



Приложение 1


Информация для студентов


В 1949 г. в Китае, опираясь на поддержку СССР, победили коммунисты. Между СССР и Китаем был подписан договор о дружбе и взаимопомощи, что для США означало потерять рынок Китая. В 1949 г. у СССР появилось ядерное оружие, что стало причиной подъема волны антикоммунизма в США, так называемая «охота на ведьм» - поиски шпионов, передавших секреты создания ядерного оружия СССР. Степень значимости переданной информации остается спорной. Эти события накалили международную обстановку на кануне войны в Корее.

После разгрома Японии во II-й мировой войне, ее бывшая колония Корея было разделена по 38-й параллели на американскую Южную и советскую Северную зоны оккупации. После выведения войск США и СССР, правительства Северной и Южной Кореи начали борьбу за власть над всей Кореей. За Северную Корею выступил Китай, а за Китай – СССР, за Южную Корею выступили США и 15 стран под флагом ООН. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев силы ООН дошли почти до корейско - китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала советская авиация (советские истребители уничтожили 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов). Американские военные собирались начать войну с Китаем, сбросить на него атомные бомбы, но не решились это сделать. Война велась с переменным успехом обеими сторонами. В 1951 г. фронт установился по 38-й параллели, а в 1953 г. было подписано перемирие.















Приложение 2





Заполнить таблицу



кризис

дата

причины

итоги, последствия.























































Предмет: история

Тема: первые конфликты и кризисы «холодной войны»



Ф.И.О. ____________________________________ группа ____________




Координата плоскости, в которой необходимо отметить точку усвоения новой темы.



Интересно








Непонятно Понятно








Неинтересно












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее