«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Нравственное развитие обучающихся – результат ценностно-ориентированной воспитывающей деятельности

В работе нравственное воспитание осуществляется, как известно, через предмет. Однако, во-первых, снизился интерес к знаниям вообще, во-вторых, как показывает общение с учениками, упала потребность в нравственных качествах человека, т.к. платежеспособность и материальный уровень стали определяющими в оценке личности.

В связи с этим необходимо сказать о возрастающей роли учителя в нравственном воспитании учащихся.

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Бирюкова Светлана Евгеньевна

МОУ «Лицей № 12»

г. Железногорск, Курской области

учитель химии

«НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ –

РЕЗУЛЬТАТ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Мы живем в непростой нравственной обстановке, сложившейся в нашем обществе и отразившейся на школе, поэтому необходимо искать эффективные пути нравственного воспитания учащихся.

Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Доброте, как грамоте, нужно учиться, в этом обучении должны быть уроки, которые давались бы самой жизнью, обстоятельствами. Доброта творится человеком в человеке, и человеком в самом себе. Ее нужно творить каждый раз, в каждом новом человеке».

В работе нравственное воспитание осуществляется, как известно, через предмет. Однако, во-первых, снизился интерес к знаниям вообще, во-вторых, как показывает общение с учениками, упала потребность в нравственных качествах человека, т.к. платежеспособность и материальный уровень стали определяющими в оценке личности.

В связи с этим необходимо сказать о возрастающей роли учителя в нравственном воспитании учащихся.

Нравственному воспитанию всегда отводилось главное место. Особое внимание проблеме нравственности уделял великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он разработал ряд средств нравственного воспитания, которые современны и сегодня. Среди них следует отметить: обучение, личный пример учителя, убеждение, умелое обращение с учащимися, меры предупреждения, меры поощрения. Этими средствами пользуются современные педагоги. Формирование нравственности составляет главную задачу воспитания. Ведь нравственность это не столько ясное представление о каком-то поступке, сколько чувство. Без нравственного чувства нет нравственного поступка. И поэтому – учитель должен помочь подняться ученику до нравственного поступка. Чтобы сформировать нравственное чувство, необходимо воспитать непосредственную реакцию в ребенке. Именно поэтому и нужно начинать его формирование уже в младшем школьном возрасте, опираясь на опыт дошкольника.

Ценностно-ориентированная деятельность – один из видов воспитывающей деятельности, специально организованной с целью нравственного развития детей. Как известно, в процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств), развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувств любви и заботы об окружающем мире, людях и т.д.) и нравственного поведения. Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребенка, формирование его нравственной культуры. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно-эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с человеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.

Нравственное самоопределение, как обретение человеком ценностно-смыслового единства, является содержанием нравственного развития и в то же время это основа, базис для его дальнейшего совершенствования. В процессе нравственного самоопределения происходит обретение человеком нравственного идеала, который служит критерием нравственной оценки и самооценки, основой нравственного выбора. [2, с. 48]

Естественно, важнейшими условиями успешного нравственного развития ребенка является социокультурная среда, а также традиции, обычаи, весь уклад жизни семьи ребенка, включающий его в деятельность на благо близких и окружающих его людей.

Специально организованная педагогами ценностно-ориентированная деятельность может стимулировать нравственное развитие детей, включая их в ситуации нравственного выбора и тем самым, расширяя и обогащая их нравственный опыт.

Проектирование и организация ценностно-ориентированной деятельности связаны с рядом сложностей, которых не существует при вовлечении детей в другие виды воспитывающей деятельности.

Рассмотрим некоторые особенности ценностно-ориентированной деятельности:

Первая. Если все виды воспитывающей деятельности (познавательная, учебная, трудовая, спортивная, игровая и др.) являются естественными видами деятельности человека в реальной жизни, то ценностно-ориентированная деятельность самостоятельно в реальной жизни не существует: она лишь сопровождает все виды деятельности, осуществляясь в наших оценочных суждениях. Чаще всего это сложный внутренний диалог человека с самим собой, когда внешние требования и нормы соотносятся с его потребностями, желаниями, ценностными установками, притязаниями. Это внутренний нравственный выбор, который осуществляется человеком и проявляется в его поступках и поведении, но очень редко «озвучивается». Для окружающих людей эта сложная борьба не видна. Ценностно-ориентированная деятельность организуется с целью вовлечения детей в решение нравственных проблем, когда в диалоге и полилоге с учителем и одноклассниками осуществляется нравственный анализ поступков и поведения разных людей, нравственное суждение выносится как результат размышления и оценки в соответствии с определенным идеалом, критериями. Этот процесс нравственной оценки «озвучивается», проговаривается вслух детьми в ходе ценностно-ориентированной деятельности.[1, с. 24]

Вторая особенность, на мой взгляд, заключается в том, что преднамеренно образованная ценностно-ориентированная деятельность находится в противоречии с потребностью подростка в защищенности своего внутреннего мира. Нравственные идеалы, убеждения, потребности, мотивы – это интимная сторона жизни любого человека. И доверяет подросток свои секреты лишь близким людям.

Поэтому решение нравственных проблем происходит эффективно лишь в доверительной дружеской атмосфере, создать которую может педагог-мастер. [1, с. 24]

Третья особенность ценностно-ориентированной деятельности заключается в отсутствии реального, зримого результата при ее завершении. Результаты разных видов деятельности (спортивной, трудовой, художественной, творческой, познавательной, учебной, игровой и др.) можно увидеть, услышать, потрогать руками, подарить, наконец! Этим будущим результатом можно увлечь детей, поставив конкретную заманчивую для многих или большинства цель деятельности. Такой увлекательной цели в ценностно-ориентированной деятельности нет. Чем же можно увлечь подростков, как вызвать желание, а потом и потребность участвовать в такой деятельности? Ценностно-ориентированная деятельность организуется в классе, когда у подростков возникает потребность решить нравственную проблему. Такую проблему педагог должен почувствовать, увидеть, заметить или «вытащить на свет» и вовлечь детей в ее анализ и решение. .[1, с. 25]

Увлекательная для подростков цель - решить проблему, а для классного руководителя педагогическая цель - нравственное развитие детей – может быть достигнута в ходе ценностно-ориентированной деятельности.


Проектирование и организация ценностно-ориентированной деятельности

Технологии проектирования и организации ценностно-ориентированной деятельности строятся на основе ряда принципов:

- принцип субъективности (субъект-субъектное взаимодействие педагогов и воспитанников, в ходе которого происходит совместное целеполагание, планирование, подготовка, проведение и анализ деятельности);

- направленность на самореализацию всех субъектов воспитательного процесса;

- учет «траектории развития» всех субъектов взаимодействия;

- создание ситуации свободного выбора и импровизации, творческого поиска;

- создание ситуации доверия и равноправия, партнерства и сотрудничества в поиске истины, в решении проблемы;

- актуализация нравственно-эмоциональной сферы учащихся;

- вовлечение учащихся в рефлексивную деятельность.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.[3,с.39] Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.



Список литературы


Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М., 1979.

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения». - М., 2010

  2. Классный час 1; /Авт.-сост. Т.Н. Максимова.-М.:ВАКО, 2013.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее