Урок (1 класс)
Тема урока: Названия и последовательность чисел от 11 до 20.
Цель урока:
познакомить с образованием чисел второго десятка, их названиями и порядком при счете.
Оборудование: Карточки с цифрами, счетные палочки, карточки с заданиями и рисунками; учебник М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В.Степанова, Математика, 1 класс.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
. | Доброе утро, ребята. Мы начинаем наш урок математики. Все ли у вас готово к уроку, и готовы ли вы к уроку? (Запись числа в тетради). | Учащиеся проверяют и отвечают все ли у них готово к уроку (сч. палочки, учебник, тетрадь, пенал). |
| Сейчас я вам буду читать вам задачки, вы в уме считаете, показываете правильный ответ палочками. Сестры-белочки сидели Вшестером в дупле на ели. К ним еще одна примчалась - От дождя она спасалась. Все теперь сидят в тепле. Сколько белочек в дупле?(7) Я сестру свою баюкал, Утешал я Ксюшу, Положил я к ней трех кукол, Зайчика из плюша. Сколько же всего игрушек У моей сестренки Ксюши?(4) За окном сидели птички, Голубь, дрозд и три синички. Спросим мы учеников И прилежных учениц: "Кто ответить нам готов, Сколько за окошком птиц?(5) Пять мальчишек было в классе, В класс вошел еще и Вася, А потом Илья и Миша. Сколько же теперь мальчишек?(8) У меня есть две конфетки, Дам одну сестренке Светке. Я не жадный, и за это Дал мне папа две конфеты! И теперь конфеток стало, Даже больше, чем сначала!(3) | Показывают ответы палочками.
|
| Сегодня на уроке мы начнём новый раздел учебника математики. ( учитель показывает эту страницу).Познакомимся с образованием чисел второго десятка, будем учиться читать эти числа, называть их состав. А ещё вы будите учиться рассуждать и доказывать, быть внимательными и сообразительными. |
|
| -Приготовьте, пожалуйста, счетные палочки. Давайте отсчитаем 10 палочек по одной, проговаривая, каждое число. Вы отсчитываете, а я отсчитываю и записываю на доске. Свяжите их резинкой, у вас образовался пучок, сколько там палочек (10), 10 палочек – 10 единиц, 10 единиц образуют десяток, по другом можно сказать, что 10 единиц – 1 десяток (вывешивается таблица 10ед.=1 дес.). Мы получили с вами новую единицу измерения – десяток. -Вы знакомы с таким словом – ДЕСЯТОК, где вы его можете встретить? (десяток яиц) -В старину десяток называли «дцать» (слово «ДЦАТЬ») -И сейчас мы узнаем, как же получаются числа второго десятка. (учитель записывает на доске) -Если к одному десятку – дцать – добавить ещё одну палочку, то получим один на дцать. Какое число получилось? Одиннадцать. -Возьмем вторую палочку. Положим на десять палочек две палочки, две-на-дцать. Сколько получилось палочек? Двенадцать. -Возьмем третью палочку. Положим на десять палочек три палочки, три-на-дцать. Тринадцать. - Положим четыре палочки на десять палочек. Четыре-на-дцать. Четырнадцать Положим пять палочек на десять палочек. Получим пятнадцать. Шесть – шестнадцать.Семь – семнадцать. Восемь – восемнадцать.Девять – девятнадцать. -Возьмем два десятка палочек. Получаем два дцать. -У нас получился ещё один десяток, или дцать. Сколько у нас десятков теперь? Два десятка – двадцать. -Запишем два ряда чисел. В первом ряду – числа, которые хорошо вам знакомы – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Во втором ряду – числа, которые мы получили на данном уроке – 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20. -Сравните два ряда этих чисел и подумайте, чем они отличаются друг от друга. -В записи чисел первого ряда присутствует только один значок. То есть, если у нас число один, мы записываем его одной цифрой – цифрой 1. Если у нас число два, мы записываем его одной цифрой – цифрой 2. Число пять мы записываем одной цифрой – цифрой 5. - В записи чисел второго ряда присутствуют две цифры. Десять мы записываем двумя цифрами – цифрами 1 и 0. Двенадцать мы записываем двумя цифрами – цифрами 1 и 2. -То есть в записи этих чисел мы используем два значка – две цифры. - Поэтому, числа первого ряда называются однозначные числа, а числа второго ряда называются двузначные числа – в их записи два значка. -Обратите, внимание на то, что когда мы устно произносим двузначные числа – десять, одиннадцать, двенадцать, мы сначала называем количество свободных единичек, а потом десяток – дцать. -Когда же мы эти числа записываем, то на первое место мы ставим цифру, которая показывает количество десятков – один десяток, на второе место мы ставим количество свободных единичек, которые мы добавили к десятку. (Показать примеры) -Найдите среди чисел второго ряда числа, в которых нет свободных единичек, числа, которые состоят только из десятков. Это числа десять и двадцать. -При записи этих чисел на месте единиц стоит цифра ноль 0, на месте десятков – цифра, указывающая на количество десятков. 10 – один десяток, ноль единичек 20 – два десятка, ноль единичек. В математике такие числа называются круглыми числами. | Ученики отсчитывают 10 палочек, связывают их в пучок, по одной потом прибавляют палочки, называя числа. Записывают числа однозначные и двузначные, называя их. |
| Работа по ученику: Теперь откроем учебник на странице 42 и хором прочитаем названия чисел от 11 до 20. стр. 46 №1 – 4 стр. 48 №1 – название двузначных чисел. | Работают в тетради. Устные ответы учеников. |
| Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт. Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!
| загибают пальцы пальцы разгибаются |
| Презентация Игра «Шторм» Слайд №3 -Сегодня к нам на урок пришел капитан Крюк. Его кораблю грозит опасность. Скажите, какие опасности могут подстерегать моряков во время плавания? На море скоро будет шторм. Чтобы корабль не утонул, необходимо определить правильное направление. У нас есть два варианта пути; верный путь тот, на котором правильно написана последовательность чисел от 1 до 20 в обратном порядке. Проверка -Какой путь оказался верным? (Верным оказался путь, обозначенный синим цветом). -Почему путь, обозначенный красным цветом неверный? (В числовом ряду отсутствует число 6). -Рассмотрим числа, записанные на пути, обозначенном синим цветом. Какие из этих чисел однозначные? Двузначные? -Назовите числовой ряд в пределах 20 в обратном порядке (учитель спрашивает 1-2 учеников, затем учащиеся говорят хором).
Встали прямо, подтянулись и друг другу улыбнулись. Не беда, что места мало, разомнемся для начала. Два хлопка над головой, два хлопка перед собой. По коленкам бьем ладошкой, прыгаем на правой ножке. И на левой непременно, вместе прыгаем сейчас. Встали прямо, подтянулись и друг другу улыбнулись. Вместе дружно все присели и опять за парты сели. Слайд №8 (работа в группах) Сегодня к нам на урок прилетел Карлсон. В этом году его друг, Малыш, пошел в школу. Глядя на Малыша, Карлсону тоже захотелось учиться в школе. Учительница дала ему задания, да только он не может с ними справиться. Чтобы Карлсон не хитрил и не ленился, мы будем выполнять задания вместе с ним. Помогите ему составить картинку, какая из них лишняя? Слайд №11 1 задание: -Прочитайте числа в желтых ромбиках (читает один ученик) -Что можно сказать про эти числа, какие они: двузначные или однозначные? Почему? -Из каких разрядов состоят двузначные числа? (единицы, десятки) Из каких разрядных слагаемых состоят данные числа? (по цепочке) 2 задание: -Вставьте в окошки домиков пропущенные числа. |
|
Рефлексия учебной деятельности. | -Пришло время подвести итоги нашего урока. -Что понравилось на уроке? -Чему мы научились? -Что нового узнали? Что вызывало у вас трудности?
| Ответы учеников. Познакомились с образованием чисел второго десятка, их названиями и порядком при счете. |