«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» разработаны с целью оценки уровня качества образовательного процесса

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Омский аграрно-технологический колледж»



Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История»















Омск, 2017г.


63.3(2).История

У.36.

Печатается по разрешению

научно-методического совета

БПОУ «Омский аграрно – технологический колледж»




Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» Сост. Л.В.Бойкова / Омский аграрно – технологический колледж. – Омск, 2017 - 19с.









Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» разработаны с целью оценки уровня качества образовательного процесса.








@ БПОУ «Омский аграрно – технологический колледж»

@ Л.В.Бойкова, составлено, 2017


Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «История» предназначены для студентов 2 курса. Самостоятельная внеаудиторная работа по истории проводится с целью содействовать оптимальному усвоению студентами учебного материала, развития познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.

Задачи самостоятельной работы:

- углубление и расширение теоретических знаний;

- систематизация и закрепление полученных знаний и умений;

- формирование умений использовать различные источники информации;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формой отчета о выполненной работе могут быть выступления на семинарских занятиях, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, проверка записей в тетради, устный опрос.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

Цель: формирование ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных компетенций

Задание: подготовка к семинару «Экономическая и научно-техническая политика СССР к началу 1980-х гг.»

Цель урока-семинара: показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х гг.; раскрыть основные направления экономической реформы 1965 г.; раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

Основные знания: аграрная реформа 1965 г.; реформа 1965 г. в промышленности; научно-техническая политика; социальная политика.

Основные понятия: теневая экономика; продовольственная программа; товарный голод; социалистическое соревнование; стагнация; экономический застой; лимитчики; дефицитная экономика; стадиальное отставание.

Вопросы для обсуждения:

- Необходимость экономических реформ 1965 г.

- Основное содержание реформы 1965 г.

- Научно-техническая политика государства. Достижения и негативные явления в научно-технической сфере. Чем можно объяснить значительную техническую отсталость СССР?

- В чем вы видите главные причины улучшения уровня жизни советских людей в 70-е гг.?

-Приведите данные, характеризующие потребление населением СССР продовольственных товаров в 60—70-е гг. Чем вы можете объяснить резкое обострение продовольственной ситуации в стране в начале 80-х гг.?

- Почему, несмотря на значительный рост промышленного потенциала страны, прирост реальных доходов населения постоянно сокращался?

- Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1970-е-начало 1980-х гг. Оцените объективность представленной в плакатах информации. Прокомментируйте полученный результат.

- Итоги экономических реформ. Дайте общую оценку экономических «экспериментов» советского руководства в конце 70-х — начале 80-х гг.

Норма времени: 2 часа

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, умение подобрать материал по теме и аргументировано изложить свою точку зрения.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.

Рекомендуемые источники информации:

Артемов В.В. История. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Изд. Центр «Академия», 2013

Филиппов А.В.Новейшая история России.1945/ А.В. Филиппов–2006. М., «Просвещение», 2007


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

Цель: расширить представления о развитии культуры в конце ХХ века, уметь анализировать и систематизировать информацию, представлять результаты изучения в форме доклада (сообщения).

Задание:

Подготовить сообщение о развитии одной из сфер культуры (театр, балет, живопись, музыка, литература и пр.) по схеме: официальная культура – неофициальная культура – нелегальная культура.

Содержание работы:

1) Определите источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

2) Составьте план изложения материала.

3) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Норма времени: 2 час

Формат выполненной работы: сообщение или слайд-фильм.

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность и последовательность изложения, наличие выводов, аккуратность исполнения, выполнение требований при оформлении работы, умение изложить тезисы работы в выступлении.

Контроль выполнения: проверка выполненной работы, выступление на семинарском занятии.

Рекомендуемые источники информации:

Образовательные ресурсы сети Интернет:

Как написать доклад ( сообщение)

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом:

- Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

- Составление библиографии.

- Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

- Разработка плана доклада.

- Написание.

- Публичное выступление с результатами исследования.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

Цель: осмысление места и роли России на постсоветском пространстве; уметь формулировать собственную позицию, используя для аргументации фактический материал.

Задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Россия – суверенное государство: приобретения и потери»

Содержание работы:

1) Прочитайте § 99 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Ч.2.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010

2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3) Составьте план изложения материала

4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение

Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка тетради

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В. История. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Изд. Центр «Академия», 2013

2) Материалы периодической печати

Этапы работы над сочинением:

-Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

- Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

- Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

-Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

- От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

- Подбор фактического и цитатного материала

Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4

Цель: формирование представлений о неизбежности радикального обновления советской экономической системы; об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; о причинах тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991 г.

Задание: Подготовка к семинару «Социально-экономическая ситуация в СССР на рубеже 1980-1990-х гг. в оценках политиков, ученых и обывателей».

Основные знания:

предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы; концепция «ускорения социально-экономического развития страны»; экономическая реформа 1987 г.; концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».

Основные понятия:

ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; арендный подряд; кооперация; теневая экономика; демонополизация; децентрализация; разгосударствление; акционирование; техногенная катастрофа.

Проблема для дискуссии. Советская экономика в конце 80-х — начале 90-х гг.: проблема альтернатив.

Содержание подготовительной работы:

деление на группы, распределение ролей:

- Группа «политиков»: оценка социально-экономической ситуации в стране ведущими политиками; их предложения по реформированию социально-экономической системы.

- Группа «ученых»: разработка программ экономических реформ и оценка социально-экономической ситуации в стране

- Группа «обывателей»: отношение к проводимым реформам

Норма времени: 1 час

Рекомендуемые источники информации:

Артемов В.В. История. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Изд. Центр «Академия», 2013

Филиппов А.В.Новейшая история России.1945/ А.В. Филиппов–2006. М., «Просвещение», 2007

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5

Цель: сформировать представление о важнейших внешнеполитических задачах, стоящих перед Россией после распада территории СССР, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.

Задание:

Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.

Содержание работы.

1) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, выделите основные направления внешней политики России после распада СССР.

2) Сформулируйте основные проблемы внешней политики России после распада СССР.

3) Составьте перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.

Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке

Рекомендуемые источники информации:

1) История России. ХХ век. Под ред. А.Б.Зубова. - М., 2009. §6.2.5., §6.2.7., §6.2.11.

2) Интернет


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6

Цель: сформировать представление о важнейших мерах по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. и их эффективности, уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа и представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, выступления, уметь аргументировать свои суждения.

Задание:

Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.

Содержание работы.

1) Используя материал учебника, дополнительные источники информации, перечислите основные меры Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009гг

2) Дайте оценку эффективности предпринятых мер по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.

3) Аргументируйте свои суждения.

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: конспект, сообщение по конспекту

Критерии оценки: правильность составления конспекта, умение выделить главное для сообщения, аргументировать свои суждения.

Контроль выполнения: проверка конспекта, сообщение на уроке

Рекомендуемые источники информации:

1) История России. ХХ век. Под ред. А.Б.Зубова.- М., 2009. §6.1.13.

2) Интернет

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7

Цель: сформировать преставления об отношениях России со странами НАТО; уметь формулировать собственную точку зрения, используя для аргументации фактический материал.

Задание. Напишите эссе на тему: «Россия - партнер НАТО?»

Содержание работы:

1) Прочитайте §38-39 учебника.

2) Познакомьтесь с дополнительной информацией по теме.

3) Напишите эссе, пользуясь рекомендациями.

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: эссе

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, логичность, последовательность, аргументированность, наличие выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка эссе, участие в дискуссии

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В. История/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Изд. Центр «Академия», 2012

2) Образовательные сайты Интернет

Рекомендации по написанию эссе:

- Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

- Набросайте аргументы «за» и (или) «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против», ваше эссе может носить полемический характер);

- Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта

- Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.)

- Распределите подобранные аргументы и (или) контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план)

- Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали данную тему, сразу определить свою позицию и т.д.)

- Изложите свою точку зрения в той последовательности, в которой наметили

- Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8

Цель: продолжить формирование представлений о национальных, религиозных, культурных традициях и их роли в жизни народов; совершенствовать умения находить необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения

Задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Человек как носитель культуры своего народа»

Содержание работы:

1) Прочитайте § 41 учебника: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. М.: Изд. Центр «Академия», 2012

2) Определите другие источники информации по теме, ознакомьтесь с их содержанием.

3) Составьте план изложения материала

4) Выполните работу, пользуясь соответствующими рекомендациями

Норма времени: 1 час

Формат выполненной работы: сочинение-рассуждение

Критерии оценки: логичность, последовательность изложения, наличие аргументации, выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка тетради

Рекомендуемые источники информации:

1) Артемов В.В. История/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Изд. Центр «Академия», 2012

2) Материалы периодической печати

Этапы работы над сочинением

- Обдумывание и уяснение темы, определение ее границ, выявление ее содержания. Определив круг проблем, мы наметили основные вехи, по которым должно пойти раскрытие темы, т. е. сделали набросок плана сочинения.

- Формулировка основной мысли (идеи) сочинения

- Вы должны поставить перед собой вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к каким выводам я должен прийти, раскрывая тему?» Основная мысль (идея) сочинения формулируется в виде тезиса — четко, ясно, категорично.

- Подбор аргументов для доказательства основной мысли (тезиса) сочинения и расположение их в определенном порядке для обоснования тезиса

- От определения тезиса пишущий сочинение переходит к аргументам, обосновывающим его. Появляется рабочая запись (аргументы в определенном порядке).

- Подбор фактического и цитатного материала

Во вступительной части сочинения необходимо охарактеризовать суть проблемы, ее значимость, актуальность. В основной части раскрывается тема сочинения. Заключение придает сочинению законченный вид, оно может резюмировать, т. е. кратко повторить основные мысли в главной части. Вступительная и заключительная части могут быть предельно краткими.

Эпиграф — это изречение (или краткая цитата) перед сочинением, характеризующее основную идею произведения. Эпиграф возможен, но не обязателен в сочинении.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9

Цель: формирование представлений о путях и средствах формирования духовных ценностей общества, совершенствование умений систематизировать учебный материал, делать выводы, представлять результат изучения в форме реферата.

Задание: напишите реферат на тему: «Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России». Подготовьте краткое сообщение по теме реферата.

Содержание работы:

1) Ознакомиться с информацией по выбранной теме в различных источниках

2)Составить план реферата (обязательными пунктами являются: введение, анализ источников по теме, основная часть, выводы)

3) Выполнить реферат, пользуясь рекомендациями по написанию рефератов

Норма времени: 3 часа

Формат выполненной работы: Реферат

Критерии оценки: полнота раскрытия темы, выполнение рекомендаций, наличие выводов, аккуратность исполнения.

Контроль выполнения: проверка реферата, обсуждение на семинарском занятии

Рекомендуемые источники информации:

1) История России. ХХ век. Под ред. А.Б.Зубова.- М., 2009 г. §6.1.18.

2) Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий/ В.О. Дайнес — М., 2004.

3) Материалы сети Интернет

Как написать реферат

Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.

1. Выбор темы и постановка проблемы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность.

2. Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете.

После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы. Необходимо отметить, что в случае возникновения сомнений в авторстве реферата преподаватель имеет право потребовать предъявить эти подготовительные материалы.

3. Составление плана.

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими.

4. Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал.

Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.

В основной части ( 8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом.

В заключении (1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.

5. Оформление реферата.

На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы ( реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.

На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.

На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.

Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник. Например:

«Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров»[1]. В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.

Также в обязательном порядке должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков. Например: «По мнению некоторых исследователей, поражения Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны целиком и полностью объясняются сталинскими репрессиями»[2]. В данном случае страница не указывается.

Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках (и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами). Ниже приводится пример списка источников и литературы с описанием различных изданий.

Список источников и литературы.

1. Лубянка в дни битвы за Москву: Материалы органов госбезопасности СССР. - М., 2002.-245с.

2. Горелов, М.Наш ужас/ М. Горелов //Независимая газета. 1995.- 22 июня - С.3-4

3. Городецкий, Г. Роковой самообман/ Г. Городецкий.- СПб., 1999.- 467с.

4. Мусатов, В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы/ В.Л. . Мусатов // Новая и новейшая история. 1993.- № 1.- С. 18 – 43.

При оценке реферата учитываются следующие показатели:

- определение проблемы и вопросов, подлежащих рассмотрению, наличие плана;

- отбор и анализ источников и литературы;

- последовательность и полнота раскрытия темы;

- раскрытие версий и оценок, выявление спорных вопросов, изложение и аргументация своей точки зрения;

- наличие и обоснованность выводов;

- стиль и язык изложения;

- оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).

Критериями устной защиты реферата являются: умение ясно выражать свои мысли в устной форме; умение четко, по существу отвечать на вопросы по теме исследования, делать корректные и взвешенные умозаключения














Список литературы

1.Артемов В.В. История. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Изд. Центр «Академия», 2013

2.Артемов В.В. История/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков - М.: Изд. Центр «Академия», 2012

3.Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий/ В.О. Дайнес — М., 2004.

4.Мусатов, В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные материалы/ В.Л. . 5.Мусатов // Новая и новейшая история. 1993.- № 1.- С. 18 – 43.

6.Филиппов А.В.Новейшая история России.1945 – 2006/ А.В. Филиппов. - М., «Просвещение», 2007.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее