«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» ТРИ ЦВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (Урок в форме практического занятия с элементами театрализации)

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по всем специальностям, изучающих дисциплину «История».

Урок, проводимый в форме практического занятия с элементами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого студента, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Такая форма урока учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Омский аграрно - технологический колледж»


Методическая разработка учебного занятия по

дисциплине «История»

ТРИ ЦВЕТА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

(Урок в форме практического занятия с элементами театрализации)

















Омск, 2016г.


63..История

М54. Печатается по решению

научно-методического совета

БПОУ «Омский аграрно - технологический колледж»







Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» (урок в форме практического занятия с элементами театрализации): Учебное пособие для студентов специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)» / Сост. Л.В.Бойкова / Омский аграрно - технологический колледж. – Омск, 2016.- 18с






Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по всем специальностям, изучающих дисциплину «История».

Урок, проводимый в форме практического занятия с элементами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого студента, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Такая форма урока учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения





















@ БПОУ «Омский аграрно - технологический колледж»

@ Л.В.Бойкова, составлено, 2016.



Пояснительная записка


Методическая разработка составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами РФ и отражает требования обязательного минимума содержания и подготовки специалиста.

Урок, проводимый в форме практического занятия с элементами театрализации, позволяет обучающимся не только применить знания, умения и навыки, но и быть участниками изучаемых событий. Такая форма урока позволяет активизировать деятельность каждого студента, повысить интерес к изучаемому предмету, так как в соревновании каждый старается проявить себя максимально, ведь от этого зависит победа команды. Такая форма урока учит выбирать, анализировать факты, делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

Проведение урока в данной форме позволяет достигнуть поставленных целей и применять полученные знания, умения и навыки в будущем. Поэтому рекомендуется использовать описанный опыт в практике других преподавателей.





















Три цвета Гражданской войны


Цель: сформировать представление об основных направлениях деятельности белых, красных и зеленых в годы Гражданской войны; сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.


Задачи:

- обобщение и систематизация знаний обучащихся о событиях Гражданской войны в России;

- выяснить основные направления деятельности участников Гражданской войны;

- сопоставить позиции и деятельность красных и белых в годы войны;

- определить последствия Гражданской войны.


Студент должен:

знать:

-исторические условия, в которых происходит деятельность личности;

-задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

уметь:

- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

-определять и объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

Вид урока: лабораторное занятие с элементами театрализации.


Уровень усвоения: репродуктивный, частично-поисковый.


Межпредметная связь: обществознание, основы философии - раздел «Философия и история», литература.

Основные понятия: гражданская война, интервенция, “красный террор”.

Персоналии: А. Колчак, А. Деникин, Н. Юденич, П. Врангель, Н. Махно, М. Фрунзе, М. Тухачевский, Ф. Дзержинский, В. Чапаев.

Оборудование: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. «История России. XX век – начало XXI века», настенная карта “Гражданская война и интервенция в СССР”, атласы, компьютерная презентация «Портреты исторических деятелей времен Гражданской войны», мультимедийный диск «История России. XX век.» – Клио-софт, художественная литература: А.Толстой «Хождение по мукам», Фурманов «Чапаев», М.Шолохов «Тихий Дон», М.Булгаков «Белая гвардия» раздаточный материал, атрибуты и элементы костюмов.


Литература:

  1. Гражданская война в России: события, мнения, оценки. – М., -2002.

  2. Деникин, А.И. Трагедия Белой армии / А.И Деникин, А.А. Лампе.– М., -1991.

  3. Зубачевский, В.А. Геополитическая страница истории гражданской войны. 1918 – 1919 годы/ В.А. Зубачевский // Отечественная история. – 2005. - № 5.

  4. Искендеров, А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия /Искендеров А.А. // Вопросы истории. – 2003. - № 10.

  5. Кенез, П. Идеология белого движения / Гражданская война в России: перекресток мнений/ Кенез П. – М.: Наука. – 2010.

  6. Литвин, А.Л. Красный и белый террор в России 1917 – 1922/А.Л. Литвин // Отечественная история. – 2005. - № 6.

  7. Поляков, Ю.А. Гражданская война: взгляд сквозь годы / Гражданская война в России: перекресток мнений / Ю.А.Поляков. – М.: Наука. – 2008.

  8. Хильдермайер, М. Цена победы: Гражданская война и ее последствия / Гражданская война в России: перекресток мнений/М. Хильдермайер – М.: Наука, 2008.


План урока:

  1. Организационный момент -5 мин.

  2. Проверка домашнего задания – 25 мин.

  3. Изучение нового материала.-30 мин.

        1. Белые в Гражданской войне.

        2. Красные в Гражданской войне.

        3. Зеленые в Гражданской войне.

        4. Причины побед и поражений основных участников войны.

IV. Закрепление изученного материала – 10 мин.

V. Подведение итогов-10 минут

Обучающиеся высказываются, что было сделано на уроке, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученные знания, умения.

Домашнее задание

I. Организационный момент.

Предварительно класс делится на три группы. Каждая группа будет исследовать одну из проблем урока — «Белые в Граж­данской войне», «Красные в Гражданской войне», «Зеленые в Гражданской войне».


II. Проверка домашнего задания

Вводное слово учителя

Гражданская война – это трагедия для всего народа, всей страны. Здесь все виновны в насилиях, разрушениях. Это самая страшная война. В войне между странами виден враг. Он пришел незвано на твою землю, его надо уничтожать. В Гражданской войне по-иному. Бывшие друзья становятся врагами, брат идет против брата, отец против сына, сын против отца. Поэтому любая гражданская война кровавое пятно в истории пережившей её страны. Увы, не была исключением и Россия. Гражданская война охватила всю страну.

Фронтальный опрос.

Вопрос: Какие причины послужили началом братоубийственной Гражданской войны? (Назовите причины Гражданской войны в России).

Работа у доски.

Покажите на карте основные фронты Гражданской войны. Какое явление считают особенностью Гражданской войны в России?

Работа по карточкам.

Карточка 1. В чем заключалась политика военного коммунизма?

Карточка 2. Какие версии о времени начала Гражданской войны в России вы знаете?

Карточка 3. Какие мероприятия большевистского правительства способствовали развязыванию Гражданской войны в России?



III. Изучение нового материала.

Ход урока

Учитель организует групповую работу, в ходе которой каждая группа анализирует исторические источники по одной из проблем урока (пункты плана IIII). Затем группы предъявляют свои ито­говые заключения классу. В ходе фронтальной работы с классом обсуждаются предложения групп по IV вопросу и записываются причины победы красных и поражения их противников

Мы уже знаем, как разворачивались события войны. Сегодня наша задача — проанализировать программы ее основных участ­ников и попытаться понять, в чем заключались причины их побе­ды или поражения. Ребята, вам предлагается подборка документов, содержание которых отражает цели участников движений. При подготовке ответов на вопросы вы можете воспользоваться атласами, чтобы найти места, описанные в документах.

Работа с документами. (тихим фоном звучит песня «Прощание»)

Обсуждение и анализ источников.

Итак, вы ознакомились с содержанием документов. А теперь ответьте на поставленные вопросы.

1. Белые в Гражданской войне.

Вопросы: Отберите факты, представляющие политическую программу белых. Каковы ее основные положения? Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской войне»

Ответы детей

Обобщение и корректировка ответов детей учителем. Показ слайда «Причины поражения белых в Гражданской войне». Запись выводов в тетрадь.

Итак, несмотря на временные успехи и значительную материальную и военную помощь со стороны интервентов, белое движение потерпело поражение.

  1. Отсутствовала конструктивная программа

  2. Отсутствовал сильный лидер

  3. Социально-экономическая политика белых оттолкнула крестьянство

  4. Моральное разложение армии и террор.

  5. Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспри­нимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

2. Красные в Гражданской войне.

Вопросы: Отберите факты, представляющие политическую программу красных. Каковы ее основные положения? Сделайте выводы о силе и слабости красного движения. Предложите материал по проблеме «Причины победы красных в Гражданской войне»

Ответы детей

Обобщение и корректировка ответов детей учителем. Показ слайда «Причины победы красных в Гражданской войне». Запись выводов в тетрадь.

1. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идей­но, но и насильственными, диктаторскими методами.

  1. Программа большевиков оказалась понятной и более привле­кательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть — их власть.

  1. Под властью красных находились центральные экономические развитие районы.

4. На стороне Красной армии выступило крестьянство, понача­лу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возмож­ность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Почему зеленые предпочли все-таки большевиков, мы сейчас узнаем у представителей этого движения.

3. Зеленые в Гражданской войне.

Вопросы: На основании источников определите требования зеленых. Какие действия белых правительств вызывали возмущение крестьян? Сделайте выводы о силе и слабости позиции зеленых. Какую роль сыграло крестьянство в победоносном для большевиков исходе войны?

Ответы детей

Обобщение и корректировка ответов детей учителем. Показ слайда «Роль крестьянства в победоносном для большевиков исходе войны». Запись выводов в тетрадь.

Зеленая армия была повстанческим движением. Крупнейшим его проявлением было крестьянское движение на Украине под руководством анархиста Нестора Махно. Крестьяне с готовностью защищали свое поле, деревню, волость. Крестьяне боялись восстановления монархических порядков, помещичьего землевладения, а ведь именно с этим ассоциировалась у них власть белых. Они даже готовы были мириться с тяготами большевистской продразверстки, лишь бы работать на своей земле.

IV. Закрепление изученного материала.

Ребята, вам предлагается ознакомиться с текстом учебника, посвященным причинам победы красных в Гражданской войне (стр. 133). Совпадают ли выводы авторов учебника с нашими совместными выводами?

Пока ребята читают, идет подготовка миниатюр.

А теперь вашему вниманию будут представлены фрагменты, инсценированные вашими одноклассниками. Сюжеты для постановки были взяты из художественных произведений, посвященных событиям Гражданской войны в России. Я рекомендую и вам познакомиться с этими замечательными произведениями: А.Толстой «Хождение по мукам», Фурманов «Чапаев», М.Шолохов «Тихий Дон», М.Булгаков «Белая гвардия»…

Итак, окунемся в атмосферу жестоких 20-х годов ХХ века. Обратите внимание, судьбы участников каких движений будут сейчас перед вами продемонстрированы.


I миниатюра:

Барин: - Вы, посмотрите-ка, что делается!

Фекла: - Что это вы там вычитали, батюшка?

Барин: - До чего же мы господа докатились, послушай, Фекла, объявление: “Продается охотничья карета Александра II. Отделана слоновой костью.” Это надо же!

Фекла: - Дак ведь, барин, весь императорский дворец, что в Гатчине, разграблен.

II миниатюра:

Красноармеец: - Я в ваше распоряжение прибыл, Мартын Иванович!

Лацис (член ВЧК): - Присаживайтесь, пожалуйста, товарищ Берестов. Вы знаете, Андрей Степанович, обстановка в районе складывается не из лучших. Страна Советов в опасности, у нас много врагов. Наша задача: при поимке врагов не искать в их деле обвинительных улик. Первым делом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какое у него образование и какова его профессия. И все будет ясно. Они убивают личности, мы убьем классы!

Красноармеец: - Я вас понял, товарищ Лацис.

Лацис: - Действуйте, товарищ Берестов.

III миниатюра:

Большевик: — А вы что предлагаете, интересно? Анархию, мать по­рядка?

Анархист: — Разрушение!— Разрушение всего преступного обще­ства! Беспощадное разрушение, до гладкой земли, чтобы не осталось камня на камне... Чтобы из проклятого семени снова не возродилось государство, власть капитал, города, заводы…

Большевик: Кто же у вас жить-то будет – на пустом месте?

Махно: Народ!!! Вольный народ!

Большевик: — Другой вопрос. Хорошо, ело свое вы сделали. Разворочали... Заваруха эта должна когда-нибудь кончиться? Должна. Разбойники, по-нашему —
бандиты, люди избаловавшиеся, работать они не могут. Рабо­тать он не будет,— зачем? — что легко лежит,— то и взял. Зна­чит, как же тогда? Опять на них должен кто-то работать? Нет? Грабить, разорять — больше нечего. Значит, остается вам —
загнать бандитов в овраги и пристрелить? Так, что ли? Ответьте мне на этот вопрос...

Анархист : — Застрели его! — сказал он, повернувшись к Махно, и выбросил руку в сторону большевика.Застрели... Это провокатор...

Большевик: — Некрасиво, папаша... Прибегаете к дешевым приемам, это не спор... А за провокатора следовало бы вас вот чем... (Показал такой кулачище, что у Леона Черного болезненно дернулось лицо.) Принимая во внимание вашу слабую грудь, не отвечаю... Папаша, со словами надо обращаться аккуратнее...

К сожалению, все движения в своей борьбе за идеи проявили лютую ненависть, жестокость и террор. Существуют различные мнения о числе погибших в годы Гражданской войны в Советской России: по одним данным до 12 млн., по другим около 10 млн. человек – это больше в 5 раз, чем в годы Первой мировой войны. Сейчас я предлагаю вам записать ваши ощущения и мысли после нашего урока. Давайте назовем их “Уроки Гражданской войны”. И спасибо вам всем за работу.

Приложения

Приложение 1. Таблица «Основные события Гражданской войны»

Приложение 2. Документы «Белые в Гражданской войне»

Приложение 3. Документы «Зеленые в Гражданской войне»

Приложение 4. Документы «Красные в Гражданской войне»

Приложение 5. Персоналии: А. Колчак, А. Деникин, П. Врангель, Н. Махно, В. Чапаев.

1.ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ



Этапы

Основные события


на фронте

в тылу

Май — ноябрь 1918 г.

Восток: 25 мая — выступление Чехословацкого корпуса. Юг — формирование и первые боевые действия Добровольче­ской армии (Каледин — Корни­лов — Деникин) — захват Ека-теринодара, наступление Крас­нова на Царицын, захват казаками Дутова Оренбурга. Запад — нарушение условий Брестского мира Германией, оккупация Бессарабии Румынией. Север — десант Антанты. К сен­тябрю большевики контролиру­ют только четверть территории России. Главный фронт — Вос­точный. Август — начало наступления на Восточном фронте, сен­тябрь — октябрь — взяты Ка­зань, Симбирск, Самара. Оборона Царицына

Создание Красной Армии: к ле­ту РККА насчитывает 300 тыс. добровольцев. 29.05 — переход к мобилизаци­ям — обязательному набору в армию. Июль — всеобщая воинская по­винность (18—40 лет). Сентябрь — создание РВСР, оп­ределение структуры войск и три фронта: Северный, Восточ­ный (с лета 1918), Южный, а затем и Западный оборонитель­ный район. Май — введение продовольст­венной диктатуры (продотряды, комбеды — до 2.12). 6—7 июля — выступления левых эсеров. Июль — расстрел царской се­мьи в Екатеринбурге. 30 августа — покушение на Ле­нина. 5 сентября — постановление СНК об «обеспечении тыла пу­тем террора»

Ноябрь 1918-март 1919 г.

Активизация интервенции в связи с окончанием Первой ми­ровой войны. Борьба с интер­вентами, начало вывода их войск с Юга Украины. Установ­ление советской власти на тер­риториях, освобожденных от немецких войск. Основной фронт — Южный. Январь — победа над войсками Краснова, Донская армия вли­вается в состав Вооруженных сил Юга России под командова­нием Деникина. 18.11.1918 г. — колчаковский переворот — свержение Дирек­тории. Колчак — верховный правитель России и главковерх

30 ноября — создание Совета рабочей и крестьянской оборо­ны — чрезвычайного прави­тельственного органа. РВСР подчиняется непосредст­венно Совету обороны и ВЦИК. К концу 1919 г. числен­ность Красной Армии — около 1500 тыс. 10 декабря — принятие КЗоТ РСФСР и введение всеобщей трудовой повинности (16—50 лет). 11 января 1919 г. — введение продразверстки


Март 1919-март 1920 г.

Весна лето: главный фронт — Восточ­ный (массовая армия Колчака — свыше 300 тыс. человек). Март — переход колчаковцев в наступ­ление. 28 апреля — 20 июня — контрнаступле­ние частей Красной Армии (Фрунзе, Каменев), переросшее в наступление по всему Восточному фронту. 21 июня — 7 января — разгром армии Колчака, восстановление советской вла­сти в Сибири и на Дальнем Востоке. В мае и октябре 1919 г. войска Юденича пытаются взять Петроград. 19.05.1919 г. — начало наступления ар­мии Деникина на Южном фронте (око­ло 160 тыс. человек, танки, бронепоезда, аэропланы, конные корпуса). 3 июля — Московская директива Дени­кина. Осенью Южный фронт становит­ся главным. 11 октября — 18 ноября — контрнаступ­ление Красной Армии, которое продол­жено действиями Южного и Юго-Восточного фронтов. Остатки деникинских войск укрылись в Крыму. 4.04.1920 г. Деникин объявил своим преемником Врангеля и покинул Рос­сию

Март V11I съезд РКП(б) — осуждение «военной оппозиции», курс на «союз с середня­ком». Численность РККА: весна 1919 — около 1800 тыс., октябрь 1919 — 3 млн. человек, 77% из них крестьяне. Массовые мобилизации. II съезд РКСМ - моби­лизация молодежи от 16 лет

Апрель — ноябрь 1920 г.

25.04 — 18.10.1920 г. — советско-поль­ская война. Действия Западного (Туха­чевский) и Юго-Западного (Егоров) фронтов. Освобождение Украины, на­ступления по расходящимся направле­ниям на Варшаву и Львов. 18.03.1921 г. — мирный договор в Риге. Западная Украина и Западная Белорус­сия отойти к Польше. Апрель — ноябрь — разгром войск Вран­геля в Крыму. Штурм Перекопа. Бегст­во белых из Крыма — первая волна эмиграции (около 100 тыс. человек)

Численность РККА на 1.11.1920 г.-5,5 млн человек. Разворачиваются анти­большевистские выступ­ления крестьян — «малая Гражданская война»; экономические требова­ния — отмена военного коммунизма, политиче­ские требования — Сове­ты без коммунистов. Жестокое подавление всех выступлений

1921—

1922 гг.

Завершение Гражданской войны на ок­раинах России

«Малая Гражданская война»: восстания кре­стьян. 28.02-18.03.1921 г. -

Кронштадтское восста­ние. Установление Со­ветской власти в Сред­ней Азии, в Закавказье, на Дальнем Востоке


2.БЕЛЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ


А.И. Деникин. "Из наказа Особому совещанию":


"Приказываю принять в основание своей деятельности следующие положения: -

  • Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка.

  • Борьба с большевизмом до конца.

  • Военная диктатура. Всякое противодействие - справа и слева - карать. Вопрос о
    форме правления - дело будущего. Русский народ изберёт верховную власть без давления и без навязывания.

  • Внешняя политика - только национально русская. За помощь - ни пяди русской земли.

Решение аграрного вопроса:

Сохранение за собственниками их прав на земли. При этом в каждой отдельной местности должен быть определенный размер земли, которая может быть сохранена в руках прежних владельцев, и установлен порядок перехода остальной частновладельческой земли к малоземельным. Переходы эти могут совершаться путем добровольных соглашений или путем принудительного отчуждения, но обязательно за плату. За новыми владельцами земля, не превышающая установленных размеров, закрепляется на правах незыблемой собственности.

Решение рабочего вопроса:

Восстановление законных прав владельцев фабрично-заводских предприятий и вместе с тем обеспечение рабочему классу защиты его профессиональных интересов. Установление государственного контроля за производством. Установление 8-часового рабочего дня на фабрично-заводских предприятиях».


Приказ № 564 генерала Майковского о расправе над восставшими против колчаковцев крестьянами

30 сентября 1919г.

I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

П. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов Совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.

  1. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский края,
    передавая их милиции.

  2. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их
    распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами,
    предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни
    включительно.

Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.


Из книги воспоминаний митрополита Вениамина «На рубеже двух эпох»

Какими же принципами руководствовалось белое движение?

…у нас не было не только подробной политико-социальной программы, но даже самые основные принципы были не ясны с положительной стороны... Мы боролись против большевиков - вот общая наша цель и психология. Предполагалось, будто всем ясно это. Но на деле было не так...

Что касается политического строя, то он был неясный: вот покончить бы лишь с большевиками, а так «все устроится». Как? Опять Учредительное собрание, прежде разогнанное? Нет! ...Что же? Монархия с династией Романовых? И об этом не говорилось... Конституция? Да... Но какая, кто, как — было неизвестно...

Каковы социально-экономические задачи? Тут было ясно: восстановление собственников

и собственности...

Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в

колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера... Я

думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин провала всего белого движения — в его безыдейности!

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19—25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни... Вы знаете, что в этой войне белых с красными мы, белые, имеем одно преимущество — на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и, в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого пре­увеличения и это сочувствие — настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском: они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно, являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасительные качества... Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу...

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется... Все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами... красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в полном пренебрежении — словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы... наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18—20 офицеров, а теперь осталось по два, по три и через месяц-два не останется ни одного офицера в строю из тех, что выехали на фронт».


ИЗ РЕЧИ А.И. ДЕНИКИНА ПАМЯТИ ГЕНЕРАЛА СЛ. МАРКОВА О ПРИЧИНАХ ПОБЕДЫ БОЛЬШЕВИКОВ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Ни одно из правительств (белых - Сост.) ... не сумело соз­дать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять других действовать. Большевики тоже не захватили народной души, тоже не стали национальным явлением, но беско­нечно опережали нас в темпе своих действий, в энергии, подвижности и спо­собности принуждать. Мы с нашими старыми приемами, старой психологией, старыми пороками военной и гражданской бюрократии, с петровской табелью о рангах не поспевали за ними...

Вопрос: Отберите факты, представляющие политическую программу белых. Каковы ее основные положения? Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской войне»

3.ЗЕЛЕНЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ


Из резолюции съезда представителей от 72 волостей 10 апреля 1918 г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда:


«Принимая во внимании настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии "коммунистов-большевиков", не останавливающейся ни пред какими мерами для убеждения и закрепления за собой государственной власти съезд постановил:

  • Мы, съехавшиеся крестьяне всегда готовы к защите своих народных прав.

  • Чрезвычайные комиссии превратились в руках большевистской власти оружием для подавления воли трудящихся.

  • Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней.

  • Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям.

  • Диктатуры, какой бы то ни было партии категорически не признаём.

  • Бей белых - пока не покраснеют, бей красных - пока не побелеют!»


О создании "истинного советского социалистического строя".

Из депеши реввоенсовета повстанческой армии батьки Махно. 7 января 1920 г.

1. Все распоряжения деникинской (добровольческой) власти упраздняются. Те распоряжения коммунистической власти, которые шли вразрез с интересами крестьян и рабочих, тоже отменяются.

Примечание: относительно того, какие из распоряжений коммунистической власти вредны для трудящихся, должны решать сами трудящиеся - крестьяне на сходах, рабочие у себя на фабриках и заводах...

  1. Предлагается всем рабочим и крестьянским организациям приступить к строительству
    вольных рабоче-крестьянских советов. В советы должны избираться только труженики,
    участвующие в том или ином необходимом для народного хозяйства труде.
    Представители политических организаций не имеют места в рабоче-крестьянских
    советах, так как их участие в рабочем совете сделает из последнего совет партийных
    документов, что может привести дело советского строя к гибели.

  2. Существование чрезвычаек, партийных ревкомов и им подобных принудительных,
    дисциплинарных институтов недопустимо среди вольных крестьян и рабочих.

  3. Свобода слова, печати, сходок, союзов и прочее является неотъемлемым правом
    каждого труженика, и всякое ограничение оных является контрреволюционным актом.

  4. Государственная стража, полиция... упраздняются. Вместо них само население
    организует свою самоохрану. Самоохрану могут организовывать только рабочие и
    крестьяне...


Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства генералу Н.А, Степанову. Иркутск, 16 марта 1919 г.:

«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши — михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять, а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».


Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова

27 марта 1919г.

  1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей
    и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличности таковых
    имеются, - расстреливать десятого.

  2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать;
    взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество, лошадей, повозки,
    хлеб и так далее отбирать в пользу казны...

6. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно.


Из письма сибирских партизан генералу Розанову

Живодеру Розанову. Стоит ли говорить с вами, как с людьми и гражданами. Стоит ли убеждать диких зверей, не знающих ни голоса совести, ни чести гражданской... Полагаем, что нет... Можно было бы говорить с достойными политическими противниками, ставящими своей целью устройство общественной жизни в лучшую сторону. Можно было бы говорить с достойными воинами, соблюдающими должные правила войны. Но говорить с грабителями, поджигателями и насильниками женщин и девиц мы считаем низким и позорным для себя; говорить с разбойниками и палачами трудового крестьянства можно только посредством наших винтовок и пулеметов, отобранных у трусливой опричнины, продавшейся капиталистам...

Оружие мы сложим только тогда, когда не будет ни одного кровопийца на территории Сибири. Советуем "вашему превосходительству" с приказами обращаться к тем, кто идет с вами по пути, то есть кто рабски пресмыкается перед вашим кошельком и наганами, а мы свободные граждане, а не рабы.


Вопрос: На основании источников определите требования зеленых. Какие действия белых правительств вызывали возмущение крестьян? Сделайте выводы о силе и слабости позиции зеленых. Какую роль сыграло крестьянство в победоносном для большевиков исходе войны?


4.КРАСНЫЕ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ


ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ

5 сентября 1918г.

Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной Комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, при­косновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необ­ходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания приме­нения к ним этой меры.


Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919г. в г.Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено мая 20 дня 1919г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубова, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а также и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому...

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в Новочеркасске учреждения — Совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того, функции суда. Этот Совет, руководствуясь... «рево­люционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы или отдельных матросских и красноармейских банд. ...Прежде всего уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их несогласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных; людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

Вопрос: Отберите факты, представляющие политическую программу красных. Каковы ее основные положения? Сделайте выводы о силе и слабости красного движения. Предложите материал по проблеме «Причины победы красных в Гражданской войне

ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА 12 января 1918 г.

I. 1) Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и кре­стьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Сове­там.

2) Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик.

II. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации челове­ка человеком, полное устранение деления общества на классы, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

1) … Частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием, передается трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования.

2) Подтверждается переход фабрик, заводов, рудников, желез­ных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики.

3) Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского государства.

  1. В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хо­зяйства вводится всеобщая трудовая повинность.


ИЗ ДЕКРЕТА СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О РАЗВЕРСТКЕ МЕЖДУ ПРОИЗВОДЯЩИМИ ГУБЕРНИЯМИ

ЗЕРНОВЫХ ХЛЕБОВ И ФУРАЖА, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТЧУЖДЕНИЮ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 11 января 1919 г.

Один из важнейших документов политики "военного коммунизма", на основании ко­торого правительство заставляло крестьян сдавать государству продукцию сельского хозяй­ства без учета реальных возможностей деревни и фактически безвозмездно.

В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о хлебной монополии... и о натуральном налоге... устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.

Ст. 1. Все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовле­творения государственных потребностей, развёрстывается для отчуждения у населения между производящими губерниями.

Ст. 2. Губернии, на которые распространяется разверстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, подлежащее отчуждению в каждой губернии, устанавливаются Народным Комиссариатом Продовольствия в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.

Ст. 3. В разверстку зачисляется все количество семенного и продовольст­венного хлеба, а также зернового фуража, уже заготовленных продовольствен­ными органами по нарядам Народного Комиссариата Продовольствия.

Ст. 4. К разверстке, установленной Народным Комиссариатом Продовольст­вия, распоряжением губернских продовольственных комитетов прибавляется количество хлеба и зернового фуража, необходимого для нужд местного как городского, так и крестьянского населения, не имеющего в потребной норме своего хлеба.

Ст. 10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитаю­щееся на них количество хлебофуража, подвергаются безвозмездному прину­дительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда.


5.

Александр Васильевич Колчак




Василий Иванович Чапаев

Антон Иванович Деникин




Пётр Николаевич Врангель

Нестор Иванович Махно


Ожидаемый результат:

-повышение интереса к предмету через создание игровой ситуации;

-закрепление пройденного материала;

-закрепление умения работать с историческими документами;

-развитие творческой деятельности;

-развитие навыков самостоятельной работы;

-развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы, логически излагать мысли;

-развитие умения участвовать в диалоге;

-развитие умений применять полученные знания в нестандартных ситуациях.



Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Уроки Гражданской войны».


8



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее