«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Условный оператор языка Паскаль".

Урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Путевой лист

1. Выполни задание:

  • Какие числа относятся к типу

Integer______________________________________

Real ______________________________________

  • Исправь ошибки в программе

Program 2 pr;

Var b,s: real;

Begin

Writeln (‘Введите числа b и с’)

Readln( b,c);

A=b+c;

Write ln ( ‘a=’,a);

End.

  • Запиши на языке программирования математическое выражение

х2+2ху-у2 __________________________________________________________________


4. Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык

Sqrt(x)*3 – (a+2)/b ___________________________________________________________

2.


Program ;

Var a,b,c,x,y: real;

Begin

Writeln (‘Введите числа a, b и с’)

Readln( a,b,c);

D:=sqr(b)-4*a*c;

x:=(-b+sqrt(d))-2*a;

y:=(-b-sqrt(d))-2*a;

Write ln ( ‘x=’,x, ‘у=’,y);

End.

Задача___________________________________________________________Примеры____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цели______________________________________________________________________________________________


Какое будет значение будет принимать переменная х?

1.

A:=5; b:=4; c:=3;

If ab then x:=a+b

Else begin

A:=b+c; x:=a-3*b;

End. _________________

2.

A:=9; b:=8; c:=2;

If (ab) and (bc) then x:=2*a+b+c

Else begin

A:=b+c; x:=a-3*b;

End. __________________

3. A:=1; b:=4; c:=8;

If (ac) then x:=5*a-b

Else

x:=4*a*b;

End. ___________________


4. a:=7; b:=3; c:=6;

If (ac) then x:=4*a-b*a

Else x:=a-b;

End. ________________________


5. a:=53; b:=14;

If a

Else x:=2*a-4*b;

End. ________________________

  1. a:=3; b:=4;

If ab then x:=a*b else x:=a;

End. _________________________





Содержимое разработки


Тема урока: Условный оператор языка Паскаль.

Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

Цели урока:

Дидактическая:

  • способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;

Образовательная:

  • сформировать представление о принципе работы условного материала;

  • сформировать навыки программирования в среде TP.

Развивающая:

  • формирование ИКТ- компетентности;

  • развитие алгоритмического мышления.

Воспитательная:

  • способствовать формированию партнерских отношений в классе.


Оборудование:

  • Интерактивная доска;

  • Карточки - задания.

  • Анкета по рефлексии.

  • Проектор.

  • Презентация.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний и умений.

  3. Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока.

  4. Объяснение нового материала.

  5. Первичное закрепление нового материала

  6. Выполнение заданий.

  7. Рефлексия.

  8. Итог урока.

  9. Домашнее задание.










Ход урока.


Основное содержание

учебного материла

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

 


Проверяет готовность к уроку. Раздает карточку-заданий, путевые листы.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Ученики дают подробные пояснения к ответам (задания располагаются на слайде).

Читает задание

1.Какие числа относятся к типу

Integer
Real

2.Исправь ошибки в программе

Program 2 pr;
Var b,s: real;
Begin
Writeln (
Введите числа b и с)
Readln( b,c);
а=b+c;
Write ln ( ‘a=’,a);
End.

3.Запиши на языке программирования следующее математическое выражение:

х2+2ху-у2

4.Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык

Sqrt(x)*3 – (a+2)/b

Ученики выполняют задания, ответ записывают в путевой лист.

2. Program pr;
Var a,b,s: real;
Begin
Writeln (‘
Введите числа b и с’);
Readln( b,c);
а=b+c;
Write ln ( ‘a=’,a);
End.

3.SQR(x) +2*x*y –SQR(y)


3*x2 -

Работа с интерактивной доской.

Ученики выходят к доске, выполняют задание, делают пояснения.

Проверка задание.

Работа в паре. Меняются с соседом тетрадями. Оценивают работу.

  1. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока.

Ученики дают подробные пояснения к ответам (задача располагается на слайде).

Program UR;

Var a,b,c,x,y,D: real;

Begin

Writeln (‘Введите числа a, b и с’);

Readln( a,b,c);

D:=sqr(b)-4*a*c;

x:=(-b+sqrt(D))-2*a;

y:=(-b-sqrt(D))-2*a;

Write ln ( ‘x=’,x, ‘у=’,y);

End.


Задает вопросы:


Для решения какой задачи составлена программа?




Приведите пример, когда программа не будет работать. Объясните почему?






Можем ли мы изменить программу, что бы она была верной для любых чисел.

Почему?

Предлагает определить тему урока и сформулировать цель.

Отвечают на вопросы.

Данная программа составлена для решения квадратного уравнения.

Программа не будет работать при D

Мы не знаем, как можно в Паскале реализовать условную функцию.







Предлагают свои варианты темы урока:

Условная функция. Ветвление.

Формулируют цель: узнать как выглядит условный оператор, научиться решать задачи с ветвлением.

Записывают тему урока и цель в тетрадь.

  1. Объяснение нового материала.

Объяснение сопровождается слайдами.

Уловный оператор -

позволяет выбрать те или иные части программы в зависимости от условий


Знакомит учащихся с условным оператором

Условные операторы позволяют выбирать для выполнения те или иные части программы в зависимости от некоторых условий. Если, например, в программе используются вещественные переменные x и z, и на каком-то этапе решения задачи требуется вычислить z=max(x, y), то желаемый результат получается в результате выполнения либо оператора присваивания z:=x, либо оператора присваивания z:=y. Поскольку значения переменных x и y заранее неизвестны, а определяются в процессе вычислений, то в программе необходимо предусмотреть оба эти оператора присваивания. Однако на самом деле должен выполниться один из них. Поэтому в программе должно содержаться указание о том, в каком случае надо выбирать для исполнения тот или иной оператор присваивания.

Это указание естественно сформулировать с использованием отношения xy. Если это отношение при текущих значениях x и y справедливо (принимает значение true), то для исполнения должен выбираться оператор z:=x; в противном случае для исполнения должен выбираться оператор z:=y (при x=y безразлично, какой оператор выполнять, так что выполнение оператора z:=y в этом случае даст правильный результат).

Для задания подобного рода разветвляющихся вычислительных процессов в языках программирования существуют условные операторы. Рассмотрим полный условный оператор Паскаля: If b then S1 else S2;

Здесь if (если), then (то) и else (иначе) являются служебными словами, В – логическое выражение, а S1 и S2 – операторы.

Посмотрите на слайд. Программа для решения какой задачи составлена? Подчеркните условный оператор.

Ученики слушают, делают записи в тетрадях.

Полная форма условного оператора.


If then

else оператор 2;



Program My2;

Var x,y: integer;

Begin

Writeln (‘Введите два числа’)

Readln( х, у);

If xy Then Writeln(x)

else Writeln(y);

End.

Неполная форма условного оператора.


If

then ;


Пусть даны два числа. Если первое больше второго по абсолютной величине, то необходимо уменьшить первое в пять раз. Иначе число оставить без изменения.


Program My3;

var x, y: real;

Begin

writeln (‘Введите числа х и у’);

readln (x,y);

If abs(x) abs(y) Then x:=x/5;

Write(‘x=‘, x, ‘y=‘, y);

end.


При формулировании алгоритмов весьма типичной является такая ситуация, когда на определенном этапе вычислительного процесса какие-либо действия надо выполнить только при выполнении некоторого условия, а если это условие не выполняется, то на данном этапе вообще не нужно выполнять никаких действий. Простейшим примером такой ситуации является замена текущего значения переменной х на абсолютную величину этого значения: если x=0, то текущее значение х должно остаться без изменений, т.е. на данном этапе вообще не надо выполнять каких-либо действий.

В подобных ситуациях удобна сокращенная форма записи условного оператора в Паскале: if B then S;

Отвечают на вопросы учителя.

На экран выводится наибольшее из двух чисел.

Дают пояснения к программе на слайде.

  1. Первичное осознание и осмысление нового материала

Показ слайда

Выполните задания:

1.Запишите условный оператор, в котором значение переменной с вычисляется по формуле: a+b, если а нечетное и a*b, если а четное.

2.Запишите условный оператор, который вычисляет значение функции:

3.Решите задачу. Вывести на экран наибольшее из трех чисел.

Составляют программу

Проверяют, дают пояснения.

  1. Применение полученных знаний.

Программа решения квадратного уравнения.

Program UR;

Var a,b,c,x,y,D: real;

Begin

Writeln (‘Введите числа a, b и с’);

Readln( a,b,c);

D:=sqr(b)-4*a*c;

If D= 0 then

begin

x:=(-b+sqrt(d))-2*a;

y:=(-b-sqrt(d))-2*a;

Write ln ( ‘x=’,x, ‘у=’,y);

End

Else write (‘Корней нет’);

End.


Учитель предлагает задания.

В начале урока мы рассматривали программу для решения квадратного уравнения. Можем ли теперь её решить теперь?



Какое будет значение будет принимать переменная х?

A:=5; b:=4; c:=3;
If ab then x:=a+b
Else begin
A:=b+c; x:=a-3*b;
End.

A:=9; b:=8; c:=2;
If (ab) and (bc) then x:=2*a+b+c
Else begin
A:=b+c; x:=a-3*b;
End.

A:=1; b:=4; c:=8;
If (ac) then x:=5*a-b
Else
x:=4*a*b;
End.

a:=7; b:=3; c:=6;
If (ac) then x:=4*a-b*a
Else x:=a-b;
End.

a:=53; b:=14;
If aElse x:=2*a-4*b;
End.

a:=3; b:=4;
If ab then x:=a*b else x:=a;
End.



Да. Теперь мы знаем, как можно записать условный оператор на Паскале.

Составляют программу.

  1. Рефлексия




Дает пояснения к заполнению анкеты. 

Заполняют анкету.

  1. Итог урока

  1. Домашнее задание


1. Напишите фрагмент программы, подсчитывающих сумму только положительных из трёх данных чисел.

2.Дано трехзначное число. Напишите программу определения, является ли оно полидромом (“перевертышем”)



Содержимое разработки

1 . Какие числа относятся к типу Integer Real  2. Исправь ошибки в программе  Program 2 pr ;  Var b , s : real ;  Begin  Writeln (‘Введите числа b и с’)  Readln( b,c);  A=b+c;  Write ln ( ‘a=’,a);  End. 3.  Запиши на языке программирования математическое выражение х 2 +2ху-у 2  4. Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык Sqrt(x)*3 – (a+2)/b

1 . Какие числа относятся к типу

Integer

Real

2. Исправь ошибки в программе

Program 2 pr ;

Var b , s : real ;

Begin

Writeln (‘Введите числа b и с’)

Readln( b,c);

A=b+c;

Write ln ( ‘a=’,a);

End.

3. Запиши на языке программирования математическое выражение

х 2 +2ху-у 2

4. Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык

Sqrt(x)*3 – (a+2)/b

Program ;  Var a,b,c,x,y: real;  Begin  Writeln (‘ Введите  числа a, b и  с ’)  Readln( a,b,c);  D:=sqr(b)-4*a*c;  x:=(-b+sqrt(d))-2*a;  y:=(-b-sqrt(d))-2*a;  Write ln ( ‘x=’,x, ‘ у =’,y);  End .

Program ;

Var a,b,c,x,y: real;

Begin

Writeln (‘ Введите числа a, b и с ’)

Readln( a,b,c);

D:=sqr(b)-4*a*c;

x:=(-b+sqrt(d))-2*a;

y:=(-b-sqrt(d))-2*a;

Write ln ( ‘x=’,x, ‘ у =’,y);

End .

Тема урока: 12/14/17

Тема урока:

12/14/17

Y Z:= X Z:= Y" width="640"

позволяет выбрать те или иные части программы в зависимости от условий

XY

Z:= X

Z:= Y

y Then Writeln(x) else Writeln(y) ; End. Что появится на экране после выполнения данной программы? Подчеркните условный оператор?" width="640"

If then

else ;

Program My2;

Var x,y: integer;

Begin

Writeln (‘ Введите два числа ’)

Readln( х, у );

If xy Then Writeln(x)

else Writeln(y) ;

End.

Что появится на экране

после выполнения

данной программы?

Подчеркните условный

оператор?

abs(y) Then x:=x/5; Write(‘x=‘, x, ‘y=‘, y); end." width="640"

If

then ;

Пусть даны два числа. Если первое больше второго по абсолютной величине, то необходимо уменьшить первое в пять раз. Иначе число оставить без изменения.

Program My3;

var x, y: real;

Begin

writeln (‘ Введите числа х и у ’);

readln (x,y);

If abs(x) abs(y) Then x:=x/5;

Write(‘x=‘, x, ‘y=‘, y);

end.

If a div 2=0 then Write (‘ Число чётное ’)  else write (‘ Число нечетное ’);  в которой значение переменной с вычисляется по формуле: a+b , если а –нечетное и a*b, если а – четное .

If a div 2=0 then Write (‘ Число чётное ’) else write (‘ Число нечетное ’);

в которой значение переменной с вычисляется по формуле: a+b , если а –нечетное и a*b, если а – четное .

3 then y:=x 2+ 5 else y:=x- 8; который вычисляет значение функции:" width="640"

If a 3 then y:=x 2+ 5

else y:=x- 8;

который вычисляет значение функции:

1.Блок схема 2. Запусти файл my5_1;  - поставь «:» после оператора Writeln(x). Почему появилось сообщение об ошибке.  - введи два равных числа. Измени программу так, чтобы она выводила на экран сообщение «Числа равны»

1.Блок схема

2. Запусти файл my5_1;

- поставь «:» после оператора Writeln(x).

Почему появилось сообщение об ошибке.

- введи два равных числа. Измени программу так, чтобы она выводила на экран сообщение «Числа равны»

= 0 then begin x:=(-b+sqrt(d))-2*a; y:=(-b-sqrt(d))-2*a; Write ln ( ‘x=’,x, ‘ у =’,y); end; Else write (‘ Корней нет ’); End ." width="640"

Program ;

Var a,b,c,x,y: real;

Begin

Writeln (‘ Введите числа a, b и с ’)

Readln( a,b,c);

D:=sqr(b)-4*a*c;

If d= 0 then

begin

x:=(-b+sqrt(d))-2*a;

y:=(-b-sqrt(d))-2*a; Write ln ( ‘x=’,x, ‘ у =’,y);

end; Else write (‘ Корней нет ’);

End .

Напишите фрагмент программы, подсчитывающих сумму только положительных из трёх данных чисел.  Дано трехзначное число. Напишите программу определения, является ли оно полидромом («перевертышем»)
  • Напишите фрагмент программы, подсчитывающих сумму только положительных из трёх данных чисел.
  • Дано трехзначное число. Напишите программу определения, является ли оно полидромом («перевертышем»)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее