«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по ОПК «Совесть и раскаяние».

Цель урока:

Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока:

- дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Конспект

открытого урока

по основам православной культуры

по теме:

«Совесть и раскаяние»























































Составила

учитель высшей

квалификационной категории

Е.В. Полтарадняя.













2017-2018 уч.год



Цель урока: 

 Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».

Задачи урока:

- дать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;

- развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;

- воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

В области формирования УУД: 
• личностные - умение выделять нравственный аспект поведения 
• познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников; 
• регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий 
• коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы .
Планируемые результаты урока: 
1. Личностные: умение оценивать ситуации и поступки, самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 
2. Предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; иметь представление о понятиях «совесть», «раскаяние», «стыд», 
3. Метапредметные: 
- Получить первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников; 
- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока. 
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Тип урока - урок открытия новых знаний. 


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», мультфильм «Лунтик и его друзья. Совесть» -350», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев, комплект приложений к уроку.


















Ход урока.

1.Организационный момент.

Я держу в ладонях Солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбнитесь – это ж просто!

Лучик Солнца – это Вам!

-Как называется наш урок?

-Православная культура.

-О чем мы узнаем на этих уроках?

-Мы узнаем о культуре нашей Родины - России, о Боге.

-Что обозначает слово «БОГ»?

-БОГ – это Добро, Любовь, Свет.

Лучик солнца в ладони возьми

И к сердцу его приложи

И станет вокруг все добрее

Светлее, нежнее, милее.

Слайд 1


2.Проверка домашнего задания


-Ребята, давайте вспомним основные вопросы темы прошлого урока «Православное учение о человеке».

- Из предложенных вариантов ответов выберите правильный.

1.В чем главное отличие человека от животного?

а) Человек не отличается от животного

б) Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся

в) Внешний вид

2.В чем проявляется сходство Бога и человека?

а) В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков.

б) В недостойном поведении.

в) В умении подстраиваться под текущую ситуацию.

3.Зачем Бог даровал человеку свободу?

а) Чтобы человек делал только то, что хотел.

б) Чтобы человек свободно и добровольно шел по пути истины и добра.

в) Чтобы сделать жизнь человека проще.

Молодцы ребята. Хорошо справились с заданием.


3. Проблемная ситуация


А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма «Лунтик и его друзья.», а вы попробуйте определить тему сегодняшнего занятия.

(Учитель останавливает показ на фразе: «А что такое совесть?»)

- Как вы думаете, о чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

- Какие вопросы мы поставим перед собой?

(Что такое совесть? Нужна ли она человеку? Что значит поступать по совести?)



4. Объявление темы и цели урока.


Работа с учебником.

- Давайте прочитаем тему урока. С 36. ( «Совесть и раскаяние»)

- Какие понятие вам знакомо? Мы часто обращаемся к этому слову. (Совесть)

Какое понятие для вас новое? (Раскаяние)

- Встречались ли вы с этими понятиями в жизни?

(Просили прощение)

- Итак, что мы должны узнать на уроке, прочитаем в учебнике на С.36.

  • О подсказках совести.

  • Как исправлять ошибки.

- Значит, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.


5. Работа над понятиями «добро» – «зло».

(Работа над притчей.)

-А сейчас послушайте притчу«Бабочка»

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?”

Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Все в твоих руках…



Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик по отношению к бабочке? (или убить, или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А если он сохранит ей жизнь? (это добро)



- Все зависит от человека, как он поступит. По какому пути пойдет: ДОБРА или ЗЛА.

Как вы понимаете смысл слова «добро»? В чем оно проявляется?

- Добро –хорошее, полезное.

-Добро проявляется в бескорыстной помощи ближнему. Когда мы что-то делаем и ничего не требуем взамен.

О том, как в православии объясняется слово добро, прочитаем в учебнике.

Добро – это то, что:

- помогает росту души человека;

- помогает другим людям;

- радует Бога.

-Назовите слово противоположное по значению слову «добро» . (– «зло»).

- Как вы понимаете смысл слова зло? В чем оно проявляется? (дети отвечают)

Зло –нечто плохое, вредное.

Как в православии объясняется слово зло прочитаем в учебнике

В православии «зло» – это то, что:

- удаляет от добрых целей.

Еще раз повторим понятия «добро» и «зло». Посмотрите на подсказку на слайде и дайте определения.

В православии у слова «зло» есть похожее по смыслу слово. Продолжаем работу с учебником.

Итак: «зло» – это «грех».

Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

Грех противоречит голосу совести.

Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.

Слово «грех», возможно, происходит от слов «ГРЕТЬ, ГОРЕТЬ». От греха просыпается совесть и начинает жечь душу.


6. Работа над понятием совесть.

Итак, что же такое совесть? Лунтик поможет нам в этом разобраться. Смотрим мультфильм.

- Какие плохие поступки совершили гусеницы?

- Спокойно ли было у них на душе?

-Так какое чувство указывает человеку, что он совершает злой поступок?

(совесть).

-И снова обратимся к учебнику на С.37. В рамке «ЭТО ИНТЕРЕСНО» прочитаем о совести.

-Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла.

-Совесть – это внутренний советчик и судья. Совесть – глас Божий.

В слове «совесть» корень «весть» вместе с приставкой «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна, совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим.

- Про совесть говорят, как про живое существо. Прочитайте пословицы:

  • Нечистая совесть спать не даёт.

-О чём говорит совесть с человеком?

Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас. Человек не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой. О таком человеке говорят:

  • Глаза не на месте – совесть не чиста.

-Давайте теперь подумаем, как работает совесть?

Работа с учебником С.37.

Итак «РАБОТА СОВЕСТИ»

-Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2.После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

Совесть как заноза.

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Нечистая совесть подобна занозе, которая постоянно напоминает о себе, ноет и зудит, лишая человека радости и покоя. Если занозу не вытащить сразу, она будет нарывать и если не умело её загнать глубже будет только хуже. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

  • Счастлив тот, у кого совесть спокойна.



7. Работа над понятием раскаяние.

Но некоторые люди стараются просто забыть свои собственные слабости.

В песенке крокодила Гены из известного мультфильма есть строчки:

Может, мы обидели кого-то зря,

Календарь закроет этот лист.

К новым приключениям спешим, друзья!

Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

Получается, будто можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день с новыми развлечениями и приключениями!



- Вспомните, как плохо было гусеницам из мультфильма, когда они думали о Лунтике.

Как они поступили?



На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние.

Работа с учебником.

-Прочитайте, что обозначает слово раскаяние.С.38.

Итак, Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам.

Шаги раскаяния:

  • Первый шаг покаяния – это сожаление о том, что сделано.

  • Второй шаг в покаянии – это готовность исправить свой поступок и понести наказание.

- Откуда исходит зло?

-Из злого сердца. (дети отвечают)

-Чтобы не было зла, нужно изменить сердце. А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?

-Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять в покаянии.

Раскаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был неправ, – ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет (твердое решение больше так не поступать).

Вслед за переменой в мыслях должна произойти и внешняя перемена.

ИГРА.Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

Украл. – Верни.

Солгал. – Сказжи правду.

Пожадничал. – Подари.

Сказал злое слово. – Попроси прощения.

К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но, если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

У христиан есть и третий шаг раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!»

Покаяние – это труд.

И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя.

Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез.

Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.

И еще хочу обратить ваше внимание на рубрику «Это интересно» Святые мысли. Святой Марк Подвижник писал:

«Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Все, что она говорит, сделай - и найдешь пользу.»



8Рефлексия. («Минута раскаяния»).

Итак, наш урок подходит к завершению.

Сегодня на уроке мы говорили о том, что такое добро и зло, совесть и раскаяние, узнали о подсказках совести и как исправлять ошибки.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки, кого и чем мы обидели. (Это может быть мама, бабушка, сестра, учительница, ученик вашего класса или друг.

-Возьмите себе по сердечку и продолжите предложение : « _________,прости меня , за то что я________________________________________.Я глубоко раскаиваюсь в своём поступке, потому что ________________________.»

Молодцы ребята, я убедилась, что у вас есть не только совесть и смелость.


9Домашнее задание. Подведение итогов.

К следующему уроку я вам предлагаю подумать и привести свои примеры:

Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему? И как можно все исправить.

Помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.

   - И завершим наш урок песней «Иди, мой друг дорогою добра.». 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее