«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по ОПК на тему Библия и Евангелие.

Конспект урока по ОПК на тему Библия и Евангелие.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Мало – Шелемишевская СОШ»

филиал «Шелемишевская ООШ»





Конспект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Библия и Евангелие»





Выполнила: Миранова А.П.

учитель начальных классов

Методическая разработка урока: «Библия и Евангелие» (модуль ОПК, урок 5)

Цель: создать условия для осмысления учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Заветов, познакомить детей с Библией и главными книгами, её составляющих (Евангелие как часть Священного Писания Нового Завета)

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

- развивать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

- формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

метапредметных результатов

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметных результатов

- сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном Писании, пророках, апостолах;

- формировать у детей желание быть откровенными с окружающими их людьми.

Основные понятия: Библия, Евангелие, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, христианин, пророк, апостол, откровение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, Книги Священного Писания, фотографии старинных книг Священного Писания, презентация, рабочие тетради, учебник.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.





Ход урока.

  1. Организационный момент:

Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

- Давайте мы, тоже улыбнёмся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас.

2. Проверка домашнего задания.

Тест – контроль.

(Обучающиеся указывают номер вопроса и букву ответа)

1).Что такое молитва?

А) требование у Бога исполнения своих желаний;

Б) обращение человека к Богу;

В) обращение Бога к человеку.

2). Христиане молятся, чтобы

А) стать ближе к Богу;

Б) показать свою уникальность;

В) чтобы Бог даровал земные блага.

3). Почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»?

А) потому что Бог любит людей как Отец;

Б) потому что считают, что Бог, как Отец, обязан помогать каждому человеку;

В) потому что хотят подчеркнуть, что являясь детьми Бога, они лучше других.

4). Почему молитва «Отче наш» называется Господней молитвой?

А) её даровал людям Господь Иисус Христос;

Б) в ней говорится о Боге;

В) она обращена к Господу.

Проверка тестового задания.

3.Сообщение темы урока: «Библия и Евангелие»

- Чтобы определить тему занятия, посмотрите, пожалуйста, на экран и на выставку книг.

Слайд.1

-Что это за книги, Как вы считаете, что объединяет эти книги? (Ответы учащихся.)

-Это Священные книги.

Моим прозрением я обязан исключительно
чтению одной книги. Книги? Да, одной
 
старой, простой книги, скромной, как природа,
и, как природа естественной…и…(эта книга)
так прямо и называется: “Книга” - “Библия”.

(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).

4.Актуализация знаний

-На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся узнать и ответить на такие вопросы:

Вы узнаете:

- кто такие христиане?

- что такое Библия?

- что такое Евангелие?

-В России существует много религиозных традиций и организаций. Большинство граждан нашей страны называют себя православными христианами.

Что означает слово «Православие»?

-Правильно славить Бога. Т.е. благодарить и прославлять Бога своими чистыми и добрыми помыслами, словами и делами.

Кто учил так славить Бога?

Сын Божий - Иисус Христос.

Слайд 2.

-Икона Спас Вседержитель (Одна из древнейших и известнейших икон Христа Вседержителя из монастыря св. Екатерины на Синае.) Датируется икона у различных авторов по-разному: от периода основания монастыря (IV в.), до начала VI века).

-И христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа.

Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад…

5.Открытие новых знаний

Слайд 3.

-Рождество Христово (картина Павла Попова). От дня Его Рождества начался новый отсчет земного времени, новое летоисчисление. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло. А когда мы говорим — «до нашей эры», это означает – «до Рождества Христова».

-Почему событие рождения Иисуса Христа смогло перевернуть весь мир и разделить его на «до» и «после»?

-Потому что в мир пришел Спаситель (Имя Иисус означает Спаситель).

-От чего нужно спасать человека и зачем?

-От власти зла (греха) внутри человека, чтобы он встретился и воссоединился с Богом.

а) Работа по учебнику с. 16. С 1 по 5 абзац. Чтение, обсуждение.

б)Работа в парах по рабочей тетради.

Слайд 4.

-Слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием» (по щелчку – Моисей помазывает Аарона первосвященником; Самуил помазывает Давида на царство (Иванов А.А.)). В библейской древности возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но люди ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни полагали, что Христос просто будет великим правителем. А другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

Слайд 5.

-Библия – Книга о Спасителе и спасении человека.

-Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

Слайд 6

-Библия – Книга книг.

-Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека) (по щелчку - картинка Библии на горе книг).

-Но когда это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно означает одну, священную книгу христиан. Правда, сама эта Книга состоит из 77 книг (по щелчку - иллюстрация из Кодекса Амиатинус: «Ездра, работающий над обновлением Библии» - начало 8 века).

ветхий завет

-77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

Слайд 7.

-Ветхий Завет.

-Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».

Слайд 8.

-Договор (Завет) Бога с Авраамом.

-Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания.

Слайд 9.

-Пророк Исаия (миниатюра).

-Книги Ветхого Завета написали пророки. Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

-Завет Бога с пророками называется Ветхим, то есть «древним» или «старым».

в) Работа по учебнику с. 16-18 С 5 абзаца. Чтение, обсуждение.

г)Работа в парах по рабочей тетради.

6. Физкультминутка.

Слайд 10.

- Новый Завет (Живаго С. А. Тайная вечеря).

-Спустя несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, через явившегося в мир Иисуса Христа был дан Новый Завет.

ЕВАНГЕЛИЕ

Слайд 11.

-Евангелие – «добрая весть».

-Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие. В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

Слайд 12.

-Священное Писание Нового Завета.

-Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета» и состоит из 27 книг.

Слайд 13.

-Миниатюра из Евангелия – Апостол и Евангелист Матфей).

-Новый Завет написан первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).

Слайд 14.

ВРЕЗКА

-В состав Библии входят 4 Евангелия. Их авторы - апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн. У каждого из них есть свой знак:

У евангелиста Луки - телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец - это образ жертвы);

Иоанна - орел (символ высоты мысли);

Матфея – человек (в его книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа);

Марка – лев (в этом Евангелии много говорится о чудесах Христа, то есть о Его высшей царской власти над миром).

Слайд 15.

-Язык Библии (по щелчку - Свитки из пещеры у Мертвого моря (Кумранские свитки) – самая древняя Библия.

-Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.

-Библию христиане читают и в храме и дома. Многое в ней поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять святые слова, и самому надо быть хоть немного святым (есть древнее правило: «подобно познается подобным»). Кроме того, для всестороннего понимания библейских текста, надо хорошо знать историю древних народов, а также их языки.

-Сложность чтения Библии еще и в том, что в древних рукописях не было ни пробелов между словами, ни знаков препинания, ни различий между заглавными и маленькими буквами. Кроме того, древнееврейский текст записывал только согласные буквы. Читатель сам должен догадываться, какие гласные буквы куда надо вставить. (по щелчку – пророк Моисей (Статуя Микеланджело и Завьялов Ф.С. Предсмертное завещание Моисея)). Например, в Библии говорится, что у пророка Моисея от лица исходили «крн». Если прочитать «каран» - получится слово лучи, свет. Если вставить другие гласные буквы - получится «керен» - рога. Из-за того, что некоторые читатели ошибочно избрали второй вариант, нередко на картинах Моисей изображается с рогами (заметка «на полях» 2*).

Слайд 16. Суд Соломона (Демаков Е.А.).

-В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.

(Следует помнить, что суть Евангелия – не в притчах, а в рассказах о Жертве Христа.)

ВРЕЗКА

БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Суд царя Соломона

К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». Вторая же с болью закричала – «отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».

Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь.

Слайд 17. Библия – Богодухновенна.

Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст (по щелчку - Икона «Иоанн Богослов в молчании» (Россия, начало XIХ в.). От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.

Слайд 18. Откровение.

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное.

Слайд 19. Слово «Откровение».

Слово «открывать» буквально означает «снимать покрывало», и это его значение точно соответствует значению греческого и еврейского слов, которые использует Библия. Корень слова – кров - произошел от слова крыть. Значения слова кров: крыша, навес, укрытие, защита, покров, приют). Значения слова крыть: крывать что, закрывать, покрывать, накрывать, укрывать; класть плашмя одну вещь на другую; прятать, хоронить, таить, скрывать.

(по щелчку – список слов)

Выберите из списка слова, родственные слову «откровение»: откровенный, открыть, открытка («открытое письмо»), открутить (отделить крутя), окоротить (от краткий), отрок (от рек – не имею права говорить; слуга, работник - младший), открытие, отречение (от рек – говорить), покров, открыться, короткий (от краткий).

Слайд 20. Божественное откровение.

Христиане же говорят об откровении Бога людям:

-(по щелчку) Бог может открываться людям через совесть.

-(по щелчку) Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.

-(по щелчку) Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.

-(по щелчку) Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».

Слайд 21.

- Библия - это записанное Божественное откровение.

-Но было и такое откровение Бога к людям, которое через одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.

-Таким «откровением Божиим» у христиан считается Библия. Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце.

Слайд 22. Иисус Христос. (Штейбен К.К. На Голгофе).

-Самые важные и самые сложные страницы Библии говорят о жизни и учении Христа.

(по щелчку - Лебедев К.В. Проповедь Иисуса Христа) Христиане считают Иисуса Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.

Слайд 23. Живопись.

-Ни одна другая книга в мире не вызывала такого интереса художников. Величайшие живописцы иллюстрировали ее сюжеты и мысли. По ней сняты тысячи документальных фильмов, сотни художественных, и даже мультфильмы.

(по щелчку – картины, выбор для увеличения – щелчок по картинке)

скрытые слайды 24-39:

Айвазовский И.К. Всемирный потоп.

Айвазовский И.К. Сошествие Ноя с Арарата.

Брейгель Старший. Строительство Вавилонской башни.

Рафаэль Санти. Переход через Красное море.

Репин И.Е. Иов и его друзья.

Репин И.Е. Давид и Голиаф.

Тициан. Введение Пресвятой Девы Марии во Храм.

Боровиковский В.Л. Рождество Христово.

Иванов А.А. Явление Христа народу.

Крамской И.Н. Христос в пустыне.

Айвазовский И.К. Хождение по водам.

Суриков В.И. Исцеление слепорожденного Иисусом Христом.

Семирадский Г.И. Блудный сын.

Поленов В.Д. Христос и грешница.

Лебедев К.В. Вход Господень в Иерусалим.

Брюллов К.П. Распятие.

Слайд 24. Поэзия.

Библейской теме посвящали свои произведения великие композиторы, поэты и писатели

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок.3,20).

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Слайд 25. Крылатые слова.

Многие крылатые слова и пословицы имеют библейское происхождение.

(*сборник «Вечные истины», где собраны крылатые слова, пословицы и поговорки библейского происхождения прилагается в папке)

Волк в овечьей шкуре. "Берегитесь лжепророков, которые приходят

к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7,15).

Козел отпущения. «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Левит. 16:21–22).

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26,52).

В поте лица. "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3,19).

7. Коллективная работа с листами в рабочей тетради (лист 2).

Первичное закрепление материала.

8.Подведение итогов урока.

-Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о Библии и Евангелие. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

2. Как переводится слово Евангелие?

3. Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?

4. Выбери правильный ответ:

А) Евангелие - это часть Библии.

Б) Евангелие не входит в Библию.

5. Что означает слово «завет»?

6. Кто такие христиане?


9. Рефлексия.


1.

На уроке я работал

активно / пассивно

2.

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.

Урок для меня показался

коротким / длинным

4.

За урок я

не устал / устал

5.

Моё настроение

стало лучше / стало хуже

6.

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

лёгким / трудным


10. Домашнее задание.

Творческое задание: изобразить или выполнить из цветной бумаги обложку Библии или Евангелие.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее