«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по немецкому языку в 9 классе Тема: «Урок - турнир на лучший рассказ о стране изучаемого языка»

Одной из главных задач разработки данного урока, научить детей с ОВЗ развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка, научить работать в группе. Тип урока: систематизация и обобщение пройденного лексического и страноведческого материала.

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

«Школа-интернат № 17 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Самара»

443066 г. Самара, ул. Дыбенко, 112.



Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской

области «Школа-интернат №17 для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья городского округа Самара»

г.о. Самара 443066 ул. Дыбенко 112




Региональный этап IV – всероссийского конкурса

«Школа-территория здоровья»

Номинация 2 «Лучший конспект урока с применением

здоровьесберегающих технологий»







Конспект урока по немецкому языку в 9 классе

Тема:

«Урок - турнир на лучший рассказ о стране изучаемого языка»








Разработчик:

Трошкина Наталья Константиновна

учитель немецкого языка












Самара 2020

Пояснительная записка.

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит, перед учителем иностранного языка (немецкого языка), встаёт задача не только овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное

общение с носителями немецкого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте т.е., предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами немецкого языка, но и развитие его творческих возможностей. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке  продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей, так как, иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания. На уроках немецкого языка мы используем различные приемы здоровьесберегающих технологий. Такие как:

1.Смена видов деятельности (монологическая, диалогическая, письменная речь, аудирование).

2.Нетрадиционные формы проведения уроков (урок-соревнование, урок-концерт, урок - турнир).

3.Физкультминутки (упражнения для глаз и рук, упражнения для коррекции осанки,).

4. Обучение произношению:

  1. Считалки;

  2. Рифмовки;

  3. Пословицы и поговорки;

  4. Фонетические зарядки;

  5. Песни;

  6. Постановка и инсценирование сказок.

Одной из главных задач разработки данного урока, научить детей с ОВЗ развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка, научить работать в группе.

В 9 «Б» классе обучается 9 человек, из них 4 девочки и 5 мальчиков. Из общего числа, 7 учеников дети с ОВЗ (нарушение зрения) с установленной инвалидностью. У большинства обучающихся интеллект сохранен, но есть в классе дети с лексико-грамматическим недоразвитием речи. Один ученик обучается по системе Брайля. По уровню развития и степени сформированности мыслительных процессов и общеучебных навыков класс неоднородный. Трое учеников: Анастасия У., Варвара О., Максим Я., имеют высокую степень таких мыслительных процессов как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, делать выводы, умение применять изученное правило. У них хорошая память, устойчивое внимание. С учетом всех офтальмологических, психологических рекомендаций и индивидуальных особенностей им была предложена более сложная работа с использованием немецко – русского словаря. У Кристины С., Владислава Ф., Владислава М., долговременная память развита на слабом уровне. Помимо офтальмологических заболеваний Владислав Ф., имеет сопутствующее заболевание ДЦП, имеет замедленное речевое развитие. Поэтому Владислав медленно пишет, почерк неразборчивый. С учетом всех офтальмологических и психологических рекомендаций у этих ребят в тексте работы были внесены изменения, упрощающие работу, опущены лексические трудности или было предложено чтение страноведческой информации на русском языке. Была предложена работа по образцу и работа со страноведческим материалом, использование немецко – русского словаря.

Результатом использования на уроках немецкого языка здоровьесберегающих технологий является  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, повышению работоспособности, выносливости детей, способствует их стремлению к здоровому образу жизни, а также способствовать повышению качества учебного процесса, также позволяет обеспечить рост качественного обучения учащихся с ОВЗ, учит самостоятельному достижению цели, активизирует творческие способности учащихся, развивает творческий потенциал.

Тип урока: систематизация и обобщение пройденного лексического и страноведческого материала.

Цели:

- активизировать познавательную деятельность детей, повышение интереса у учащихся к культуре народа – носителя изучаемого языка;

- активизировать речевую деятельность учащихся по теме «Путешествие по Федеративной Республике Германия»;

Задачи:

1. Образовательные:

- создать условия для проверки усвоения страноведческого материала;

- создать условия для совершенствования языковых знаний;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

2. Воспитательные:

- воспитывать уважение к культуре, традициям, обычаям, образу жизни немецкого народа;

- воспитывать чувство коллективизма для достижения поставленной цели.

3. Развивающие:

- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;

4. Коррекционные:

- развивать общекультурные умения собирать, систематизировать и обобщать информацию.

Оборудование:

Презентация, рисунки с флагами федеральных земель (Бавария, Саксония), аудиозапись, проектор, компьютер, костюмы.

Ход занятия:

Организационный момент: Guten Tag, liebe Freunde und unsere Gäste! An unserem Spiel nehmen 2 Mannschaften (Bayern und Dresden) teil. Die Regeln sind recht einfach. Das Spiel besteht aus 5 Runden. Die Juri wird die Leistungen fernhalten und dann die Ergebnisse erläutern. Класс был разделен на две команды, учитывая все офтальмологические и сопутствующие заболевания (в одной команде 5 учеников, т.к., Никита З.,(обучается по системе Брайля). План представления своей страны детям был дан заранее, осуществлялась поисковая работа по справочным страноведческим материалам (журналы, ресурсы сети Интернет). Звучит спокойная, фоновая музыка. Каждая группа представляет свой рассказ о стране изучаемого языка.

Задание 1. Альбом, посвященный теме (о стране вкратце).

Презентация каждой команды.

Bayern. Варвара О., Роман Р. (монологическое высказывание)

1 слайд: Freistaat Bayern.

2 слайд: München ist die Hauptstadt Bayerns. Die Stadt liegt am Ufer Isar. München ist die drittgröβte Stadt in Deutschland (nach Berlin und Hamburg). München ist alt, wurde im 12 (te). Jahrhundert gegründet. In der Stadt gibt es viele Sehenswürdigkeiten. Zum Beispiel:

3 слайд: Der Marienplatz mit der Mariensäule. (4 слайд)

5 слайд: Die Frauenkirche ist ein Wahrzeichen der Stadt München.

6 слайд: In der Stadt gibt es viele Museen, z.B., Alte und neue Pinakothek.

7 слайд: Die Alte Pinakothek ist eine groβe Gemäldesammlung der Welt mit den Werken der europaischen Meister vom Mittelalter bis zum 18 (te). Jahrhundert.

8 слайд: Die neue Pinakothek besitzt eine reiche Gemälde- und Skulptursammlung aus dem 19 (te). Jahrhundert. München ist ein Wirtschaftszentrum. In der Stadt sind viele Betriebe, Banken.

9 слайд: Die wichtigsten Industriezweige sind Fahrzeug- und Maschinenbau.

10 слайд: Die schnellen BMW – Wagen der Bayerischen Motorenwerke sind bekannt.

Die Touristen besuchen gern München. Sie finden die Stadt attraktiv. Ich habe einen Wunsch, München zu besuchen.

Dresden. (Анастасия У., Владислав М.,) (монологическое высказывание)

11 слайд: Die Hauptstadt von Sachsen ist Dresden. Dresden ist eine Kulturmetropole Deutschlands.

12 слайд: Dresden ist die schönste Stadt Deutschlands. Dresden liegt an der Elbe, und man nennt die Stadt das Elb – Florenz. Hier gibt es viele groβe Kunstschätze wie in der italienischen Stadt Florenz.

13 слайд: Auch der berühmte Dresdener Zwinger befindet sich hier. Im Zwinger in der Sempergalerie ist die weltberühmte Dresdener Gemäldegalerie.

14 слайд: In der weltberühmten Dresdener Gemäldegalerie sind groβe Kunstschätze aufbewahrt: die Bilder von Dürer, Raffael, Rembrandt, Rubens.

15 слайд: Die Besucher können die Gemälde der berühmtesten Künstler aus der Zeit der Renaissance bis zum Barock bewundern.

16 слайд: Die Perle der Dresdener Gemäldegalerie ist die «Sixtinische Madonna». Die Sixtinische Madonna von Raffael, eines der berühmtesten Gemälde der italienischen Renaissance, befindet sich in der Galerie Alte Meister. Er stellte Maria mit dem Jesuskind im Arm dar. Madonna schwebt auf Wolken, neben dem Heiligen Sixtus und der Heiligen Barbara.

17 – 18 слайд: Million Besucher lassen sich jedes Jahr vom Zwinger, der Semper – Oper, der Elbe begeistern.

Задание 2. Игра «Ты мне, я тебе».

Цель:развитие навыков вопросно-ответной работы.

Игровая форма работы служит формированию здоровья учащихся.

  1. In welchem Bundesland liegt München?

  2. In welchem Bundesland liegt Dresden?

  3. In welchem Jahrhundert wurde München gegründet?

  4. Welche Stadt nennt man Florenz an der Elbe?

  5. Die drittgröβte Stadt in Deutschland ist … ?(nach Berlin und Hamburg)

  6. Am welchen Fluβ liegt die München?

  7. Am welchen Fluβ liegt Dresden?

  8. Welches populäre Fest wird im Herbst gefeiert? Im München?

  9. Welche Sehenswürdigkeiten gibt es im Dresden?

  10. Nennen Sie bitte das Wahrzeichen der Stadt (München)?

Физкультминутка: элемент урока, на ослабление  умственного  напряжения, снятия зрительного утомления, проводятся через 20 минут после начала урока 1 раз по 2-3 минуты в сопровождении речевых рифмовок, с выходом из-за стола (6-8 упражнений). Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Задание 3. Национальное блюдо. (Приложение 1)

Цель: развивать навыки монологической речи;

Dresden: (На русском языке рассказывает Кристина С.,)

Задание 4. Национальная одежда. (Приложение 2)

Цель: развивать навыки монологической речи;

München: (рассказывает Никита З.,)

Dresden: (рассказывает Максим Я.,)

Задание 5. Чтение – перевод текста. (Приложение 3)

Учащимся предлагается познакомится с творчеством Бертольда Брехта, с использованием ИКТ и комментируют прочитанное, выражая согласие, несогласие, что узнали нового. На доске представлена фото с изображением писателя и произведения его.

Задание 6. Аудирование (Приложение 4)

Цель: навыки и умения воспринимать на слух текст иностранного языка; умение работать с немецко-русским словарем;

Учащимся предлагается прослушать текст 3 раза. В течение отведенного времени готовят перевод текста с общим охватом содержания. На доске представлены изображения картины «Сикстинская Мадонна», Рафаэль.

Задание 7. Викторина «Deutschland»

В подведении итогов предлагается викторина Германия по билетам. Учащиеся вытягивают билетик со снятыми лексическими трудностями. В помощь на доске представлена физическая и политическая карта Германии.

  1. Wie heiβt die Hauptstadt Deutschlands? (Berlin)

  2. Wie viel Bundesländer vereinigt (обьединяет) die BRD? (16 Bundesländer)

  3. Wer sind seine Nachbarn? (соседи) (Dänemark, Niederlande, Belgien, Luxemburg, Frankreich, Schweiz, Österreich, Tschechische Republik, Polen)

  4. Wie heiβt der höchste Berg? (die Zugspitze 2962 m)

  5. Wie heiβt der gröβte Fluss Deutschlands? (der Rhein 865 km)

Подведение итогов турнира с пояснением о допущенных ошибках, обьявление оценок за работу на уроке. Домашнее задание: выучить новый лексический материал. Die Stunde ist zu Ende. Auf wiedersehen!

В дальнейшей работе планируется ликвидация пробелов в знаниях учащихся по допущенным ошибкам. Обратить внимание на повторение таких грамматических тем как: «Прошедшее разговорное время», «Прошедшее повествовательное время», «Спряжение глаголов».



Список использованных источников:

  1. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. 8 класс: К учебнику И.Л. Бим и др. «Шаги – 4». Учебно – методическое пособие./Е.А. Семенцова. – М.: Экзамен, 2005.

  2. Книга для учителя «Lehrerbeiheft» . 8 класс: К учебнику немецкого языка «Deutsch, Schritte – 4» И.Л. Бим и др. Учебно – методическое пособие. - М.: Просвещение, 2000.

  3. Неделя иностранных языков в средней школе// иностранные языки в школе.- 2009. - №2. – с.48.























Приложение1


Задание 3. Национальное блюдо. (монологическое высказывание)

München : (на русском языке рассказывает Владислав Ф.,)

Бавария известна не только своим пивным праздником «Октоберфест», но и традиционной кухней с многочисленными сортами хлеба и колбасок. Баварцы любят сытно поесть, предпочитают пищу плотную. Особого внимания заслуживает знаменитая «вайсвурст» - белая колбаска. 22 февраля 1857 года Мозер Зеп, хозяин одной из пивных Мюнхена первый раз предложил своим посетителям новый сорт сосисок, которые оказались белыми, в отличие от традиционных розоватых собратьев. Традиционная «вайсвурст» состоит на две трети из свежей телятины и на одну треть из свинины, придающей ей белый цвет. В эту смесь добавляют петрушку, лимонную цедру, белок яйца, перец, лук, воду и соль. Варят колбаски минут 10-15 в горячей, но не кипящей воде, а затем поедают разными способами. Один из них - традиционный - весьма прост: «вайсвурст» разрезают вдоль пополам, а затем отделяют ножом кусочки от оболочки, сдабривая сладковатой горчицей. «Вайсвурст» настолько популярна, что в честь этого кушанья сложены целые гимны и поэмы, написаны целые труды по кулинарии. И даже был проведен специальный Международный конгресс. Далеко не каждое блюдо удостаивалось подобных почестей.

Dresden: (На русском языке рассказывает Кристина С.,)

Самая известная родина сегодняшнего рождественского кекса - это Дрезден. Там старое местное название предрождественского пирога звучало как «Striezel». Оно то и дало имя знаменитой Дрезденской Рождественской ярмарке Striezelmarkt – самого старого Рождественского базара Германии. С начала 16 века в Дрездене ведется распродажа «Christbrod» к Рождеству. Саксонские пекари ежегодно к святому празднику пекли для княжеского двора по 2 рождественских штоллена 1,5 м длиной и 36 фунтов веса. 8 мастеров и 8 подмастерий несли этот «скромный» гостинец к замку.

Возник он в пекарнях монастырей и средневековых корпораций. Впервые документально был упомянут в 1329 годах, как рождественский дар епископу Генриху в Наумбурге (Заале). В те времена Штоллен представлял собой выпечку для католического поста Адвента (от лат. adventus - приход). Традиционная форма хлебцов осталось неизменной до сегодняшнего дня и напоминает собой лежащего в белоснежных пеленках младенца Христа. Строгие католические догмы того времени не позволяли употребления в пищу ни молока, ни сливочного масла. От лица гурманов курфюрст Эрнст Саксонский и его брат герцог Альбрехт решили обратиться с просьбой к Папе Римскому Николаю V о разрешении использовать для выпечки во время поста сливочное масло. На что святой отец ответил принципиальным отказом. Лишь немного позже, Папа Иннокентий VIII дал свое высочайшее «соизволение не соблюдать пост» в знаменитом, так называемом «Масляном письме». Упомянув при этом, что в Германии не растут оливковые деревья. А масло, продающееся на рынках в столь малых количествах, дорогое и портится оно ещё по дороге на Дрезден. Однако, Папа присоединил к этому разрешению ряд условий: оплата штрафа и жертвование двадцатой части золотых гульденов на строительство собора во Фрейберге. Вскоре «святое» разрешение разлетелось и за пределы дворцовых кухонь.

Приложение 2

Задание 4. Национальная одежда.

München: (рассказывает Никита З.,)

Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов ледерхозен, в свою очередь подразделяющихся на Kurz Lederhose (короткие) и Kniedund Lederhose (3/4 длины) рубашки, жилета, сюртука(Loden), шляпы с перьями или волосяными щётками (Seppel), гетров (Leferl), ботинок на толстой подошве.У мужчин длина сюртука может обозначать семейное положение. По традиции женатые носят длинные сюртуки, обычно черного цвета. У холостяков принят короткий сюртук. Сюртук обычно двубортный, верхняя часть воротника делается из более тёмного материала, чем весь сюртук, и представляет собой стойку. Нижняя часть выполнена в виде лацканов, пристёгнутых на пуговицы к груди сюртука. Часто карманы и борта отделаны той же тканью, что и верхняя часть воротника. В мужской костюм входит также небольшой охотничий нож (Trachtenmesser), для которого на штаны пришивают специальный карман с правой стороны. Также штаны имеют спереди клапан, застёгивающийся на две пуговицы. Обычно он украшен вышивкой в том же стиле, что и карман для ножа. Штаны носятся с подтяжками, пристёгивающимися на пуговицах и имеющих на груди пряжки для регулировки длины. Спереди они могут также иметь нагрудную перемычку или две малые лямки, отходящие от основных и соединяющиеся на поясе. Жилеты часто имеют спереди вырезы по бортам, через которые видна перемычка подтяжек. Иногда их носят с цепочками, украшенными различными подвесными брелоками. Leferl в прошлом представляли собой гетры, а ботинки мужчины надевали на голую ногу. Теперь Leferl превратились в гольфы и делаются из более тонкой шерсти, так как носятся обыкновенно лишь на народные фестивали и утратили своё прикладное значение как элемент крестьянской и охотничьей одежды. В мужской костюм входит также галстук в виде ленты, по всей длине имеющей одинаковую ширину.

Женский костюм (нем. Dirndl) включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартука. У женщин также принято ношение шейных украшений. Семейное положение женщин обозначается бантом завязок фартука. Если бант находится слева — женщина свободна, справа — замужем, посередине — вдова. Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте масса (литровой пивной кружки) от земли (27 см.) Блузки и фартуки украшаются кружевной оборкой, декоративными бантами, однако чрезмерное их количество характерно скорее для стилизаций под настоящий дирндль.

Dresden: (рассказывает Максим Я.,)

Национальный костюм города Дрездена более прост, чем в Мюнхене. В праздничные дни основные части женского костюма – это белая кофта с рукавами, узкий темный корсаж – лиф со шнуровкой спереди и с глубоким вырезом, который закрывают различными вставками, нагрудниками или платком. Праздничный костюм отделывался многоцветной вышивкой или тесьмой.

В повседневной национальной одежде преобладают более темные, приглушенные тона. Платья также украшались тесьмой.

Приложение 3

Задание 5. Чтение – перевод текста.

Цель: развитие интереса к страноведческой информации; знакомство с творчеством Бертольта Брехта

Учащимся предлагается познакомится с творчеством Б.Брехта, с использованием ИКТ и комментируют прочитанное, выражая согласие, несогласие, что узнали нового.

Aus dem Leben von Bertolt Brecht

Bertolt Brecht gehört zu den grössten Dichtern der deutschen Sprache. Er war Dramatiker, Theaterleiter und Kunsttheoretiker . Bertolt Brecht lebte von 1898 bis 1956. Sein Vater war Direktor eines Betriebes in Augsburg. In Augsburg besuchte Brecht auch die Schule. Danach studierte er in München Medizin und Naturwissenschaften. Den ersten Weltkrieg erlebte er als Sanitätssoldat. Nach dem Krieg schrieb er seine ersten Theaterstücke.und sein Gedicht“Lied vom toten Soldaten“.Insgesamt hat er 362 Lieder gedichtet.Die meisten sind von Kurt Weill vertont und von Ernst Busch gesungen.

1924 verliess Brecht München und fuhr nach Berlin. Hier arbeitete er mit bekannten Regisseuren am deutschen Theater. 1928 hatte er seinen ersten Erfolg mit der „Dreigroschenoper“ Diese Oper mit der Musik des Komponisten Kurt Weill (1900-1950) spielt man immer wieder in vielen Theatern der Welt. Nach dem Stuck sind in verschiedenen Ländern mehrere Filme gedreht worden, und den Song von Mackie Messer, der Hauptfigur des Stückes, kennt man überall.


Приложение 4

Задание 6. Аудирование

Учащимся предлагается прослушать текст 3 раза. В течение отведенного времени готовят перевод текста с общим охватом содержания)

Dresden – 25 слайд «Сикстинская мадонна». (Владислав М.,)

Die Dresdener Gemäldegalerie war und bleibt eine wichtige Etappe zum Studium des klassischen Erbes der Malerei. Die Perle der Dresdener Gemäldegalerie ist die «Sixtinische Madonna». Die Sixtinische Madonna, eines der berühmtesten Gemälde der italienischen Renaissance, befindet sich in der Galerie Alte Meister. Raffael malte es in den Jahren 1512/13 im Auftrag von Papst Julius dem Zweiten für die Klosterkirche San Sisto in Piacenza. Er stellte Maria mit dem Jesuskind im Arm dar. Madonna schwebt auf Wolken, neben dem Heiligen Sixtus und der Heiligen Barbara. Im Jahre 1753 kaufte der sächsische Hof dieses wunderschöne Gemälde für 60 000 Taler. Nach monatelangen Kaufverhandlungen und einer abenteuerlichen Reise im Pferdewagen über die Alpen traf das Gemälde am 1.März 1754 in Dresden ein.

Приложение 5


14


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее