«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Древняя Спарта»

Цели: познакомить учащихся с местоположением, составом населения Спарты, управлением и образом жизни;

- продолжить формирование умения работать с учебником и находить нужную информацию

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

6


Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме: « Военные походы фараонов»

Цели: - познакомить учащихся с причинами военных походов фараонов, странами, в которые походы совершались

- развивать умение работать с материалом учебника, находить нужную информацию в учебнике;

Оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийная установка, карточки.


Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

- прочитайте какой у вас получился рассказ от лица египетского вельможи


3. Сообщение темы и целей урока.

- Мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по Древнему Египту. Давайте кратко вспомним о том, что мы уже узнали.

- Одной из главных фигур Древнего Египта был фараон. Это был владыка Египта, он жил в роскоши. Для укрепления своей власти он совершал военные походы. А вот куда и для чего мы и узнаем сегодня на уроке.

- Запишите тему урока. ( сл. 1)

- Работать будем по плану: ( сл. 2)

План урока:

1. Отряды пеших воинов.

2. Боевые колесницы.

3. Войско возвращается с добычей.

4. Пленных обращают в рабство.

5. Рядовому воину доставались лишь тяготы повседневной жизни.


( сл. 3) Задание на урок:

Какую роль играла армия в египетском государстве?




4. Изучение нового материала.

1. Отряды пеших воинов.

- Для чего фараону нужно было вести завоевательные войны? ( сл. 4)

- Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства.

- Запишем

- Что нужно фараону для того, чтобы его завоевания были успешными?

( нужно было постоянное войско — большое и хорошо обученное.)

- Писцы вели строгий учет населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы. Из них формировались отряды воинов, искусно владевших тем или иным видом оружия.

- а вот как выглядел воин вы узнаете, прочитав материал на стр. 46( 2 абзац) – 47.


- Заполните карточку.

Одни были вооружены ______________________, другие — _______________________, боевыми _________________________ или _______________________________________. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из___________________ — сплава меди и олова. Но все же она не очень твердый металл. Приходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе, — его делали ___________________________ и ______________________________________________.

Защищались пехотинцы небольшими легкими _________________________________, удобными в рукопашном сражении. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные __________________________________________________.


- Давайте проверим, как же выглядел египетский воин?

Одни были вооружены луками, другие — копьями, боевыми топориками или кинжалами. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из бронзы — сплава меди и олова. Бронза тверже меди — бронзовое оружие давало египтянам преимущество над противником. Но все же бронза не очень твердый металл. Приходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе, — его делали коротким и массивным.

Защищались пехотинцы небольшими легкими щитами, удобными в рукопашном сражении. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные лестницы.


Фараоны гордились успехами своих воинов. Художники любили изображать, как военный отряд отправляется в поход. Воины идут нога в ногу, а замыкает колонну командир.


2. Боевые колесницы.

- Прочитайте материал на стр. 47 – 48 и подпишите из чего состоит колесница


- ( сл. 6) В середине второго тысячелетия до н. э. египтяне стали использовать боевые колесницы, запряженные конями. У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое — один управлял конями, а другой стрелял из лука и бросал в противников короткие копья — дротики. Площадка крепилась к длинной палке — дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колеса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые кожей борта, чтобы защитить ноги возницы и стрелка. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней развевались разноцветные страусовые перья.

- В чём преимущество данной колесницы? ( Отряды на колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на противника)

( сл.7) Крупные сражения обычно проходили так: когда посланные вперед разведчики сообщали о приближении неприятеля, египетское войско готовилось к бою. Вперед выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие беспорядок в ряды врагов.

( сл. 8) Потом в бой вступали пехотинцы, вооруженные копьями и топориками. Неприятеля, обращенного в бегство, преследовали на колесницах.

Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колесничими. Война для них была способом еще больше обогатиться.


Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо

(Из египетской летописи - стр. 50)


3. Войско возвращается с добычей.

Самостоятельная работа ( стр. 48-49)

- Прочитать и ответить на вопросы: ( сл. 9)

1. В какие государства фараон совершал свои завоевательные походы?

2. Что давали фараону эти завоевательные походы?

3. Когда и при каком фараоне произошло самое большое завоевание?


1. Фараоны посылали свои войска на юг, на запад, на северо-восток. Южнее Египта находилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили племена ливийцев, обладавших большими стадами коров, коз, овец. На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на север располагались страны Палестина, Сирия, Финикия. Богатства соседних стран издавна прельщали фараонов. Когда же у них появилась хорошо обученная и вооруженная армия с легкими боевыми колесницами, они стали совершать туда походы почти каждый год. Войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой был тогда город Фивы.

2. Гнали скот, везли ценную древесину, золото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения. При царице Хатшепсут, одной из известнейших женщин-правительниц Древнего Египта, страна процветала, велась активная торговля. Около 1482/1481 гг. до н. э. ею была снаряжена экспедиция в страну Пунт, известную также как «Земля Бога». Они были жизненно необходимы, так как Пунт был основным экспортером миррового дерева. В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе ладан, чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных.

3.Считается, что самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос.


4. Пленных обращают в рабство.

( сл. 10) Рассмотрите слайд и ответьте на вопрос- Как люди в Египте становились рабами?

Из завоеванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побежденного. Если же он пощадил пленника, то становился

господином его жизни и смерти, пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

- На торжествах в честь победы народ ликовал, видя несокрушимую мощь своего владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, отличившимся в битве. Многие тысячи чужеземцев должны были обрабатывать участки земли, принадлежавшие египетским храмам и фараону.


5. Рядовому воину доставались лишь тяготы походной жизни.

( сл. 11) Египтяне так описывали его судьбу: бредет он по горам и пустыням; как осел, тащит на спине запасы питья и черствых лепешек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьет протухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращается больным. Семья его бедствует без кормильца: поля пустеют, посевы топчут бегемоты и уничтожают птицы.


Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочитали наемное войско из чужеземцев. Наемники, получавшие плату из казны, казались фараону более надежной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.


5. Подведение итога урока.

Игра: « Я утверждаю, что…»

1. Владыка Египта стремился укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. ( да)

2. Для того, чтобы вести завоевания нужен только хорошо обученный отряд ( нет)

3. Пехотинцы защищались лёгкими щитами, обтянутыми шкурами животных ( да)

4. При штурмах вражеских крепостей использовались лестницы ( да)

5. В середине второго тысячелетия египтяне стали использовать боевые колесницы ( да)

6. Колесница стоила недорого, поэтому её мог приобрести любой желающий ( нет)

7. Самые крупные завоевания совершил фараон Тутанхомон ( нет)

8. пленники жили в Египте на правах собратьев до тех пор, пока их не выкупали ( нет)

9. Фараон делили добычу среди всех участников похода ( нет)

10. Фараоны для своей охраны нанимали чужеземцев ( да)


6. Домашнее задание:

Параграф 9, вопросы, составить рассказ от лица воина, участвовавшего в военном походе)
























- Заполните карточку.

Одни были вооружены ______________________, другие — _______________________, боевыми _________________________ или _______________________________________. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из___________________ — сплава меди и олова. Но все же она не очень твердый металл. Приходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе, — его делали ___________________________ и ______________________________________________.

Защищались пехотинцы небольшими легкими _________________________________, удобными в рукопашном сражении. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные __________________________________________________.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее