«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Дательный падеж имен существительных"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Дательный падеж

Цель: познакомиться учащихся с дательным падежом имен существительных, с ролью вопросов к дательному падежу, с предлогами, употребляющимися с данным падежом; создать условия для формирования умения определять падеж по вопросу и предлогу; способствовать развитию орфографической зоркости; способствовать формированию нравственных качеств учащихся, прививать интерес к познанию.

Форма проведения: комбинированный урок.

Оборудование: учебник по русскому языку (ч.1, Е.С. Грабчикова, Н.Н. Максимук), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, мультимедийная презентация, таблица для систематизации знаний, карточки с заданиями для групп, тест.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Урок хочу начать со слов М.В. Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны». (слайд 1)

-Я желаю вам всем активности и работоспособности, чтобы продолжить открывать тайны русского языка.

2) Проверка домашнего задания.

-Начнем с проверки домашней работы.

-Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить падеж выделенных слов.

-Пока будем проверять, за доской будут работать 2 учащихся: Голубцова Анна и Кравцов Кирилл. Обозначить падеж имён существительных: стоять около школы, проехать мимо дома, добежать до оврага, вернулся из поездки.

-Сигналы взяли в руки. Проверяем (Евдокимова Полина говорит слово-букву-объясняет орфограмму, остальные сигнализируют)+тетради учащихся, работающих за доской.

-Все выделенные имена существительные стоят в форме какого падежа? Докажи. (отметка)

*Проверка работ за доской.

-В каком падеже стоят имена существительные. Докажи.

-На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п.?

-Каким членом предложения являются имена существительные в И.п.? (отметки)

-Оценим свою работу в оценочных листах. Если не допустили ни одной ошибки в домашней работе, то ставим «+», если 1-2 ошибки – «+», если 3 и более – «-«.

-Ребята, недавно в тетради одного учащегося я прочитала о том, что ядовитые грибы ни кому не нужны и поэтому их нужно уничтожать. Согласны ли вы с этими словами? Докажите свою точку зрения.

3) Чистописание и словарно-орфографическая работа.

-Ребята, какая сейчас пора года?

- Назовите осенние месяцы. (слайд 2)

- Давайте поиграем в игру «Я задумала звук». Отгадайте, какой звук я задумала? Я задумала согласный звук, он парный глухой, парный мягкий, он есть в названии только двух осенних месяцев. Какой звук я задумала?

-Звук [т’].

-Назовите этому звуку парный звонкий согласный. (Д’)

-Какой буквой на письме обозначается звук (Д’)?

-Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Д и буквосочетания с ней.

-Повторим правильное написание буквы Дэ. (Видео)

-На следующей строке напишем эту букву в соединении с другими буквами, используя верхнее и нижнее соединение, сохраняя высоту и наклон букв.

-Прочитайте буквосочетания с нижним соединением, с верхним соединением. (дл, дн, ди, дя, дм, дп)

-Хочу напомнить вам правила письма «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

-Перед вами слова в «звуковом костюмчике».

[ д’эр’эва]

[ сонцэ]

[друк]

-Запишите их в «буквенном костюмчике». (комментированное письмо по одному слову с подчёркиванием орфограмм)

-Какое слово из трёх слов может быть лишним? Почему?

-Что общего у этих слов? Докажи. (имена сущ.)

4) Актуализация знаний.

-Что знаете об имени сущ.? (составляем кластер на доске) (используются сигналы)

-Что называется склонением имени сущ.?

-Сколько падежей в русском языке?

-Назовите их.

-С какими двумя падежами уже познакомились? И.п., Р.п. (составляем таблицу на доске: падеж, вопросы, предлоги)

-Определите падеж сущ., записанных на доске. Докажите.

-На какие вопросы отвечают имена сущ. в Р.п.?

-С какими предлогами употребляется Р.п.?

-Поставьте и запишите данные имена сущ. в Р.п. ( по одному слову: у дерева, около солнца, для друга).

5) Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведём несколько исследований.

-Читаем четверостишие на доске:

Ты дереву улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни-

За него порадуйся!

-Определите падеж выделенных слов, но сначала вспомним алгоритм работы. (слайд 3)

1 шаг: Найди слово, от которого зависит данное имя существительное.

2 шаг: Поставь вопрос от главного слова к имени существительному.

3 шаг: По вопросу определи падеж.

-Определяем падеж. (запись в тетрадях)

Улыбнись (кому?) дереву (Д.п.)

Обрадуйся (чему?) солнышку (Д.п.)

Протяни (кому?) другу (Д.п.)

-Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке?

-Назовите тему урока.

-Что мы знаем о Д.п.? (слово-помощник и вопросы вставляются в таблицу на доске).

-Что должны ещё узнать и чему научиться? (с какими предлогами употребляется, научиться находить имена сущ. в Д.п., узнать почему Д.п. так называется).

6) Изучение нового материала.

-Почем Д.п. называется именно так, сейчас узнаем из рубрики «Новости». (телевизор и ребенок)

*Выступает Строцкая Маша: «Русский писатель Лев Васильевич Успенский в своей книге «По дорогам и тропам языка» называл Д.п. «щедрым».

-Уточним в толковом словаре значение слова «щедрый».

-Как вы думаете, почему Успенский назвал этот падеж «щедрым»?

-Обратимся к учебнику с. 70, упр. 110. Самостоятельно прочитаем стихотворение веселого клоуна о дательном падеже и определим, что нового мы узнали о Д.п.? (заполняем таблицу на доске – предлоги Д.п.)

7) Физкультминутка.

Наклонили голову к правому плечу,

Наклонили голову к левому плечу.

Повернитесь к соседу справа,

к соседу слева,

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.


-К плечу, по голове. В каком падеже стоят имена сущ.? Докажите. (вопросу к чему? и предлоги-к, по)


8) Закрепление и систематизация изученного материала.


-Выполним упр. 111 в парах: составить и записать словосочетания, употребляя имена сущ. в Д.п.: 1 группа – 1-2 словосочетания;

2 группа – 3-4 словосочетания, 3 группа – 5-6 словосочетания. (по одному ученику у доски)

-Проверим работу, используя сигнальные карточки.

-Оценили свою работу в оценочных листах. (0 ошибок – «+», 1 ошибка – «+», 2 ошибки – «-«)


  • Физкультминутка для глаз по индивидуальным тренажерам.


* Работа в группах (5 групп по 4 человека)

-Составить пословицы, определить падеж выделенных слов.


1. Птица радуется весне, а младенец – матери.

2. Слепой щенок и тот к матери ползёт.

3. Каждый человек благодарен маме.

4. Любовь к Родине начинается с любви к матери.

5.


*Проверка

Один ученик читает пословицу, называет выделенное слово и падеж. Доказывает.


*Оценка работ в оценочных листах.


-Если пословицу составили правильно, падеж выделенного слова определили правильно, то ставим «+», если в составлении пословицы допустили ошибку или неправильно определили падеж, то ставим «-«.


-Все пословицы о ком? (о матери)

-За что мы благодарны своим мамам? (Мама нас родила, заботится о нас, оберегает нас, учит нас быть добрыми и мудрыми. Мамой нужно дорожить, с её лаской и заботой легче нам на свете жить)


*Работа по вариантам.


-В упражнении 112 есть словосочетания с именами существительными в дательном падеже и в родительном падеже.

-1 вариант – выписать любых 3 словосочетания с именами существительными в дательном падеже, 2 вариант – 3 любых словосочетания с именами существительными в родительном падеже.


  • Проверка выполненной работы. Оценка в оценочных листах. Если всё выполнили правильно, то ставите «+», если 1 ошибка, то «+», если 2 и более ошибок, то «-«.


  1. Самостоятельная работа. Тест.



- Проверим, как вы усвоили тему и проведем самостоятельную работу.



  • Взаимопроверка по ключу (слайд 4).

  • Оценка в оценочных листах.



  1. Домашнее задание.

-Если самостоятельная работа выполнена без ошибок, то дома необходимо составить и записать три словосочетания с именами существительными в дательном падеже. Если в самостоятельной работе допущены ошибки, то дома повторяете правило на с. 69 и выполняете упр. 113.

11) Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

-Какой падеж мы изучали на уроке?

-На какие вопросы отвечают имена существительные в форме дательного падежа?

-Какие предлоги употребляются с дательным падежом?

-Оцените степень понимания сегодняшнего урока. Прикрепите человечка около соответствующих слов.

-Молодцы. Я довольна вами и вашей работой на уроке. Спасибо за работу.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее