«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Афиша"

урок посвящен теме" Афиша и плакат. " Знакомство с понятиями, с историей возникновения афиши и плаката как источника информации о предстоящем выступлении артистов

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Афиша и плакат



Цели:

познакомить с назначением афиши и плаката;

продемонстрировать образцы плакатов;

научить приемам создания театральных афиш;

провести защиту самостоятельных творческих работ.

Вид деятельности: работа с бумагой - рисование, аппликация.

Планируемые результаты: школьники приобретут знания о новых составных частях мира театра; применят творческие приемы в работе.

Оборудование: образцы театральных афиш и плакатов разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски и принадлежности для работы с аппликацией.



Ход урока



I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Вводное слово

— Каким видом работы вы занимались на прошлом уроке?

— В каких известных вам фильмах показываются карнавалы? Посмотрите: вот

фотография, на которой изображена сцена из театрального спектакля - оперы. Спектакли любого театра идут в специальных помещениях — зрительных залах.

— А кто такие зрители? (Зрители — те, кто пришел в театр, чтобы посмотреть

спектакль.)

— Где обычно сидят зрители в зрительных рядах? (В удобных креслах.)

На возвышении перед зрителями идет спектакль.

— Как называется такое возвышение для показа спектакля? (Сцена.)



Видите, по краям сцены развешен занавес: когда в спектакле объявляют перерыв

или когда спектакль окончен, занавес закрывается — он сдвигается, загораживая сцену.

Повторите вслед за мной эти слова — сцена, занавес, зрительный зал.

(Школьники повторяют слова, педагог может указкой покапывать по иллюстрации

отдельные элементы атрибутики театра.)

А чтобы зрители знали, какой спектакль будет показан в театре, вывешивают

специальные объявления — нарядные, красочные. На них пишут название спектакля, рисуют его героев, перечисляют фамилии актеров, которые будут участвовать в постановке.

- Каким словом называется такое театральное объявление? (Афиша.)

(Педагог демонстрирует образец театральной афиши.)

- Представьте себе, что вы пришли к театру, чтобы узнать, какой сегодня в репертуаре спектакль.

- Как вы узнаете о том, что за спектакль будет сегодня в театре? (Об этом расскажет афиша перед входом в театр.)

- Верно, а еще в театрах принято покупать специальную программку, где также

написано о спектакле, который будет показан, и о том, кто исполняет роли в спектакле.

(Педагог демонстрирует образцы программок.)

- Как принято вести себя в театре, в зрительном зале во время просмотра

постановки? (Тихо, не ерзая на своем месте и внимательно слушая исполнителей.)

- Как зрители могут показать, что им понравился спектакль? (После его окончания

похлопать в ладоши.)

А еще актерам можно сделать приятный подарок — преподнести цветы.

- Что такое афиша? (Объявление о театральном спектакле.)



III. Беседа по теме урока

Афиша появилась в мире очень давно. Например, еще в древности, когда еще не

существовало бумаги, но надо было оповестить людей о каком-то важном указе или

законе, их текст вырезался на каменных, деревянных или металлических досках, а потом эти доски-афиши вывешивали в местах, которые посещало много народа. Позднее афиши писали на пергаменте. Театральные афиши были найдены при раскопках в Древней Греции, когда только зарождалось театральное искусство. На русских масленичных праздниках обязательными были выступления артистов - фокусников, гимнастов, певцов. Об их приездах в разные города заранее сообщали афиши, а еще - веселые зазывалы, которые приглашали всех зайти в балаганы, где шло представление. В афишах описывалось, какие артисты приехали, какие номера они будут показывать, какие у них костюмы. Обычно афиша заканчивалась обращением: «Почтенная публика, спешите купить билеты и занять свои места в театре».

Позднее афиши стали отличаться качеством и цветом бумаги, на них нужно было

указывать авторов и состав исполнителей. Для размещения афиш начали расставлять

специальные тумбы, на которых афиши расклеивали по утрам.

- Что, кроме названия спектакля и фамилий актеров, можно разместить на

театральной афише? {Портреты героев, фотографии сцен из спектакля.)

- Вы знаете слова, которыми начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила»?

(У лукоморья дуб зеленый...)

— Что такое лукоморье? (Морской залив.)

Благодаря поэме Пушкина мы теперь представляем себе лукоморье в виде удивительной страны, где проживают герои всех самых известных русских народных сказок: ученый кот, русалка, грозные цари, отважные королевичи, а также злые волшебники -царь Кащей и Баба-яга.



(Педагог демонстрирует иллюстрацию к прологу поэмы А. Пушкина «Руслан и

Людмила».)

-Представьте себе, что вы на время превратились в художников, и вам надо создать

афишу для постановки оперы «Руслан и Людмила». Что бы вы хотели изобразить на этой афише? (Ответы школьников.)

— Будет ли отличаться оформление афиши о сказочной постановке от афиши, в

которой говорится о военном спектакле?

(Педагог обобщает ответы школьников.)

Сказочная афиша будет более яркой, радостной, цветной. Даже название спектакля-сказки можно нарисовать веселым цветным шрифтом. Афиша о военном спектакле должна быть сдержанной, строгой, в приглушенных тонах.

Значит, внешний вид афиши должен соответствовать характеру и содержанию того

спектакля, о котором она сообщает.

Для особых событий жизни люди придумали такой вид изобразительного искусства, который называется словом «плакат». Повторите это слово все вместе и запомните его. Это вид объявления, подобный афише, который сообщает о каком-то явлении или событии.

- Вам приходилось видеть плакаты? О чем они сообщали? (Ответы школьников.)

В страшные годы Великой Отечественной войны плакаты помогали людям нашей

страны бороться за свою Родину, отстаивать it и тяжелых боях. Одним из самых

знаменитых плакатов военного измени является плакат художника И. Тоидзе «Родина- мать зовет».

(Демонстрация плаката «Родина-мать зовет».)

- Расскажите, что вы видите на этом плакате?

- К чему призывает этот плакат?

-А вот второе направление действия военных плакатов - поднимать настроение

бойцов, воспитывать в них отвагу и смелость. (Демонстрация плаката со стихами С.

Маршака.)

Бьемся мы здорово, Рубим отчаянно, Внуки Суворова, Дети Чапаева!



- В чем заключается главный смысл этого плаката? (Напоминание о героях-

полководцах Суворове и Чапаеве, с которых солдатам надо брать пример в годы войны.)



Афиша - это объявление о театральном спектакле.

Плакат — это броское, но лаконичное изображение, рассчитаноe на всеобщее

внимание.



Сегодня вам предстоит самостоятельно придумать и изготовить афишу к театральному спектаклю. Подумайте сначала над выбором самого спектакля. Каково его содержание, кто является «го главными героями?

Второй этап работы - выбор средств выразительности для нашей афиши. Вам предстоит ответить на следующие вопросы.

- Какой афиша будет по композиции?

- Что вы разместите в ее центре - название спектакля или какой-то рисунок?

- Будет ли у нее дополнительное оформление?

- Каким шрифтом вы напишете название спектакля? Нарисуйте сначала простой

эскиз вашей будущей афиши в тетрадях, который вам потом поможет при ее создании.

(Школьники выполняют эскиз афиши.)

IV. Самостоятельная работа на афишей

(Школьники выполняют самостоятельную работу по созданию театральной афиши.)

V. Физкультминутка

Чтобы сбросить усталость, проведем разминку, во время которой вы подвигаетесь

и согреетесь. Послушайте стихотворение о том, как грелся на пригорке зимой зайчик, и повторяйте все его движения.

В поле на пригорке

Заинька сидит.

{Прижимают кисти рук к груди.)

Свои ушки греет,

Ими шевелит

{Приставляют ладони к голове и шевелят ими.)

Заинька подпрыгнул,

Но невысоко,

Поскакал по полю

Он легко.

{Легкие прыжки на месте двумя ногами.

Кисти рук прижаты к груди.)

Лапкою по лапке

Застучав.

{Скачут на месте, потом приседают на корточки и закрывают голову руками.)

VI. Завершение самостоятельной работы

(Школьники завершают работу над театральными афишами.)

(Школьники демонстрируют изготовленные ими театральные афиши к разным

спектаклям и рассказывают о них.)

VII.. Рефлексия

- С какими новыми видами изобразительного искусства вы сегодня

познакомились?

- Что такое афиша?

- Что может быть размещено на афише?

- Что такое плакат?

- Какова была роль плакатов, которые создавались в годы Великой Отечественной

войны?

- Каковы отличительные черты плакатов?

- Было ли вам интересно придумывать и рисовать театральную афишу?

- Какие еще детали, кроме нарисованных, вы использовали при создании афиши?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании театральной афиши?

Послушайте стихи про театральную афишу.

Мы в театре — тише, тише,

Не шумите никогда.

Театральная афиша

Привела нас всех сюда.

Из афиши мы узнали

Про спектакль — кто там герой,

И теперь сидим мы в зале —

Ты да я, да мы с тобой.

Всем знакомые моменты,

Дарим мы с тобой цветы,

И звучат аплодисменты,

И взлетают ввысь мечты.

М. Давыдова



VIII.. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Приведите в порядок свои рабочие места. На следующий урок принесите

принадлежности для рисования и аппликации.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее