«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект Мастер - класса по подготовке к заданию 26 ЕГЭ

мастер - класс для учителей "От анализа текста - к сочинению"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Кумертау










Мастер-класс

"Практикум по русскому языку
в 11 классе по теме:

«От анализа текста – к сочинению»
учителя русского языка и литературы

Бакировой Л.М.



































Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку
в 11 классе по теме «От анализа текста – к сочинению»:
учителя русского языка и литературы Бакировой Л.М.


Участники мастер-класса – учителя- предметники школ города.


Ключевые проблемы Мастер-класса:


  1. Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.

  2. Закрепление изученного материала через презентацию.

  3. Создание собственного сочинения.



Цель:

1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.


2. Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.


3. Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), а также интереса учащихся к обсуждению вопросов.


































Ход мастер-класса:

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней (полной) школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.
Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, введение альтернативных учебников по русскому языку, учитель в праве сам выбирать содержание учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, введение профильного обучения, использование инновационных технологий.

В течение десятилетия мы вместе с нашими учениками сдаём единый гос. экзамен.

ЕГЭ по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.

Третью часть ЕГЭ образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников к выполнению нелегкой задачи – написанию сочинения.

Ученики должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале я знакомлю их с критериями и добиваюсь того, чтобы они знали их, как таблицу умножения. Тогда выпускники хорошо представляют себе, что в сочинении им необходимо отразить 4 момента: назвать хотя бы одну из проблем исходного текста, прокомментировать текст, определить авторскую позицию, сформулировать свое собственное отношение к проблеме, подтвердив его аргументами.

Именно поэтому сегодня решила выбрать тему «От анализа текста к сочинению».

Для того, чтобы нам удобнее было работать я прошу вас разделиться на 3 группы.

На сегодняшнем занятии мы выполним несколько заданий по тексту, вспомним, какова структура написания сочинения и попытаемся сделать наброски к сочинению, укрепим свои знания и умения в анализе текста.

Итак, вашему вниманию предлагается текст Василя Быкова. Прочитайте его, пожалуйста:


(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пле­нили воображение. (3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, чи­тать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4) Как никто дру­гой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, жи­востью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.

(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не закан­чивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная ис­кренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, со­циальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(7) Созданные более века назад, "Севастопольские рассказы" наглядно свиде­тельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. (8) Огромный талант и художническое муже­ство великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, явля­ющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

(9) Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10) На деле же нет больших за­бот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. (11) Толстой же обладал удивительной способностью разли­чать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука». (13) Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьезный писатель или думающий читатель.

(14) Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный прин­цип: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (15) А спокойствие - душевная подлость».

(16) Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоен­ности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле? (410 слов) (По В.Быкову)


На основе текста давайте ответим на вопрос, в чем секрет уникальности Л.Н. Толстого?


  • он обладает неиссякаемой щедростью ума

  • способность постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ

  • огромный талант и художническое мужество

  • «Чтоб жить честно, надо рваться...»

  • вся жизнь Толстого - непрестанные поиски


Вопросы к тексту

1) Определите, какой частью речи является слово неповторимые (предложе­ние 2).

2) Из предложений 3,4 выпишите все наречия.

3) Определите способ образования слова самоуспокоенность (предло­жение 17).

4) Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

5) Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1).

6) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятель­ством (предложения 17,18).

7) Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12).

9) Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7).

10) Среди предложений 10-13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.


ключи к заданиям


  1. Безусловно, это имя прилагательное, т.к. обозначает качество предмета.

  2. Нелишне, постоянно – отвечают на вопрос как, имеют признак признака.

  3. Самоуспокоенность, давайте подумаем, а что такое самоуспокоенность? Это качество предмета, т.е. это слово образовано от самоуспокоенный путём прибавления суффикса ость. Однако, если проследить словообразовательную цепочку, то данное слово предстаёт перед нами в следующем виде сам + успокоить + енн + ость, и мы увидим сложение основ.

  4. Утрата – от утратить, путём усечения суффикса И.

  5. Впервые – в+перв+ые (3 морфемы) – это наречие, поэтому у него нет окончания, многие ребята об этом забывают и делают ошибки в этом задании.

  6. Несмотря на ряд поражений и утрат – обстоятельство уступки.

  7. Весьма плодотворным, обе части словосочетания не изменяется, значит это примыкание.

  8. «Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть...», «На деле же нет больших забот у пишущего...»

  9. 7 предложение, придаточные – изъяснительные.

  10. (11) Толстой же обладал удивительной способностью различать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука».


Анализ текста

После небольшого совместного анализа текста, я предлагаю вам выполнить несколько заданий по группам:

Анализ текста по группам задание № 1 (5 минут)


1 гр. Определить тип речи.

В каких предложениях раскрыта мысль автора?

Какова проблематика текста?


В данном тексте используется рассуждение, в нём автор передаёт нам своё отношение к творчеству Л.Н. Толстого.


Мысли автора раскрываются в предложениях 4, 6, 11, 14 и др.


Проблема поиска цели в жизни, её смысла.



2 гр. Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.


Стиль текста публицистический, так как В. Быков воздействует в нём на читателя и слушателя, рассуждает о величии Л.Н. Толстого рассказывает о том, к чему должен стремиться любой человек.



3 гр. Найти:

1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов;

2) эпитеты, метафоры;

3) окказионализмы;

4) риторический вопрос.


В этом тексте используются:

  1. ряды однородных членов (неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого (предл. 2), неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять (предл. 4), Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала (предл. 6));

  1. эпитеты, метафоры (добротворное чтение, духовная сокровищница; вещий смысл и др.);

3) окказионализмы (искательство, художническое)

4) риторический вопрос (Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле?).


Таблица для анализа текста задания «С»


Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

средства

В. Быков

Поиск самого себя, цели в жизни, её смысла


По мнению автора, Л.Н. Толстой является одним из самых ярких примеров для подражания


1)невозможно жить с чувством «душевной самоуспокоенности»,

необходимо постоянно работать над собой;

2) Проблему целеустремлённости поднимает Вениамин Каверин в своём романе «Два капитана». Герой произведения, Александр Григорьев, стремится стать лётчиком, чтобы рассказать людям о капитане Татаринове и его погибшем экипаже


публицистический, т.к. В. Быков рассуждает о величии Л.Н. Толстого

рассуждение

однородные члены

предложения,

.







Задание № 2
Составление композиционных частей сочинения (6 минут)

1 гр. Написать начало сочинения.



2 гр. Сформулировать позицию автора текста по заявленной им проблеме.




3 гр. Написать заключение сочинения.


Композиция сочинения:


  • При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.

  • В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:

  • Общая характеристика темы и проблематики текста.

  • Комментарий к одной из проблем.

  • Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.

  • Выражение собственной позиции, ее аргументация (2 – 3 аргумента).


Композиционная соразмерность:



  • Вступление (1/3 всего объема работы)

  • Основная часть

  • Заключение (1/3 всего объема работы)


Карточка – информатор для группы № 1. Начало сочинения.


  • собственно определение темы текста;

  • формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;

  • лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

  • Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (... Так завершается статья ... очерк ... рассказ).


Карточка – информатор для группы № 2.
Как передать позицию автора?


  • Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
    мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...

  • По мнению автора,....

  • Публицист убежден в том, что...

  • Автор заставляет задуматься о...

  • Автор текста доказывает свою точку зрения...


Карточка – информатор для группы № 3
Завершение сочинения


  • в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;

  • может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора;

  • может быть передано общее впечатление от прочитанного.


Заключительная часть сочинения-рассуждения:

  • концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

  • концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

  • концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).


Алгоритм выполнения задания «С»:


1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем (основную) предложенного текста.

2. Определить и сформулировать позицию автора.

3.Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух)



Домашнее задание:

  • Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  • Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

  • Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

  • Объём сочинения — не менее 150 слов.


Момент рефлексии:


- Мне все было понятно и в моей работе нет ошибок.


  • Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.


- Я многое не понял (не поняла) и допустил (допустила) много ошибок.


  • Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.



Ресурсы:


  • КИМы 2009;

  • http://rus.1september.ru/index.php?year=2009&num=08 - Газета "Русский язык" и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

  • http://www.gramota.ru  - Грамота.Ру: справочно-информационный портал "Русский язык«

  • http://www.edu.ru/moodle/

















(I) Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2) Не скажу, что детское чтение великой эпопеи оказалось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого пле­нили воображение. (3) Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, чи­тать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4) Как никто дру­гой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, жи­востью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ.

(5) И это прекрасно, когда общение с духовной сокровищницей не закан­чивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (6) Предельная ис­кренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, со­циальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей.

(7) Созданные более века назад, "Севастопольские рассказы" наглядно свиде­тельствуют о том, как следует понимать сражающийся русский народ, как его изображать в литературе. (8) Огромный талант и художническое муже­ство великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки, явля­ющиеся непреходящим императивом всякой реалистической литературы: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

(9) Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (10) На деле же нет больших за­бот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, какой является правда. (11) Толстой же обладал удивительной способностью разли­чать в многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12) Наверно, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука». (13) Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый серьезный писатель или думающий читатель.

(14) Не случаен и главнейший из исповедуемых Толстым жизненный прин­цип: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. (15) А спокойствие - душевная подлость».

(16) Вся жизнь Толстого - непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (17) Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоен­ности. (18) Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле? (410 слов) (По В.Быкову)


Вопросы к тексту

1) Определите, какой частью речи является слово неповторимые (предложе­ние 2).

2) Из предложений 3,4 выпишите все наречия.

3) Определите способ образования слова самоуспокоенность (предло­жение 17).

4) Из предложений 17,18 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

5) Определите количество морфем в слове впервые (предложение 1).

6) Укажите номер предложения, осложненного обособленным обстоятель­ством (предложения 17,18).

7) Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью примыкание.

8) Укажите номера сложных предложений, в состав которых входят безличные (предложения 9,10,11,12).

9) Укажите номер сложного предложения с однородным подчинением придаточных частей (предложения 4,5,6,7).

10) Среди предложений 10-13 укажите номер предложения, связанного с предыдущим с помощью вводного слова и лексического повтора.



Анализ текста по группам

Задание № 1.

1 группа. Определить тип речи.

В каких предложениях раскрыта мысль автора?

Какова проблематика текста?


Задание №2.

1 гр. Написать начало сочинения.


Карточка – информатор для группы № 1. Начало сочинения.

  • собственно определение темы текста;

  • формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;

  • лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

  • Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (... Так завершается статья ... очерк ... рассказ).


Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

средства



















Анализ текста по группам

Задание № 1.

2 группа. Определить стиль текста. Доказать правильность ответа.


Задание №2.

2 гр. Сформулировать позицию автора текста по заявленной им проблеме.



Карточка – информатор для группы № 2.
Как передать позицию автора?

  • Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит)
    мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...

  • По мнению автора,....

  • Публицист убежден в том, что...

  • Автор заставляет задуматься о...

  • Автор текста доказывает свою точку зрения...


Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

средства


















Анализ текста по группам

Задание № 1.

3 группа. Найти:

1) среди предложений 1-7 ряды однородных членов;

2) эпитеты, метафоры;

3) окказионализмы;

4) риторический вопрос.



Задание № 2.

3 гр. Написать заключение сочинения.



Карточка – информатор для группы № 3
Завершение сочинения


  • в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;

  • может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора;

  • может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения:

  • концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

  • концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

  • концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).

Автор

Проблема

Позиция автора

Своя позиция

(2 аргумента)

Стиль

Тип

Изобраз.

средства









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее