«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект исследовательской деятельности на тему «Варенье» для старшего дошкольного возраста

Конспект исследовательской деятельности на тему «Варенье»

для старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о величине предметов, измерении величин и их сравнении с помощью условной мерки (карандаш, веревка, кубик, палка, лента) в ходе исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Учить детей устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, ширины, высоты. Располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру, ширине, высоте.

- Учить отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру: «Зелёная лента - самая широкая, сиреневая немного уже, желтая-самая узкая» и т. д.

- Учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения, давая им характеристику и с помощью условной мерки.

Развивающие:

- Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.

Материалы и оборудование: Дидактическая книжка-игра «Три кота», доска, магниты, ленты разной ширины, полоски разной длины, плоскостные изображения яблок, деревьев и банок разной величины, указка.

Ход занятия

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Вы узнаёте этих героев? Любите их? Это книжка с вашими любимыми героями. Там новая история с вашими любимцами: Коржиком, Компотом и Карамелькой, а также интересные задания, которые помогут вашим друзьям. Вы хотите знать, о чём книжка и помочь трём котам? Готовы? Ну, тогда садитесь за столы и слушайте.

Основной этап

Работа с демонстрационным материалом «книжка-игра»

Воспитатель - Как-то утром Коржик, Карамелька и Компот сели завтракать и вдруг оказалось, что у них в кладовке закончилось яблочное варенье. Без варенья котятам пить чай не хотелось. Мама предложила детям сходить в сад, набрать самых спелых, больших яблок и сварить из них варенье. Для прогулки в сад Карамелька захотела украсить свою голову бантом из самой узкой ленты. Давайте поможем карамельке найти самую узкую ленту

1. «Ленты»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель - Ребята возьмите каждый свои ленты.

- Посчитайте сколько у каждого из вас лент и скажите мне (ответы детей).

- Разложите ленты слева направо, от самой широкой до самой узкой. А Катя расположит ленты на доске (ребёнок работает у доски).

- Давайте скажем, какие ленты у нас по цвету? (ответы детей)

- Пусть Маша подойдёт к доске и скажет нам, какие ленты у нас по ширине (самая широкая, уже и самая узкая) (ответ ребёнка).

- А Таня нам ответит, как ленты соотносятся друг с другом по ширине и цвету. (Зелёная лента самая широкая, сиреневая немного уже и жёлтая -самая узкая.

- Ребята, все согласны с ответом Тани? (ответы детей)

- Так какая лента самая узкая? (ответы детей)

- А как это можно проверить? (Приложить или наложить)

-Верно, молодцы.

- Какую ленту надо взять Карамельке для банта? (ответы детей)

- Молодцы. Вот и книжка нам показывает, что надо взять желтую ленту для банта, так как она самая узкая.

2. «Дорожки»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель - Карамелька была готова к прогулке в сад, но возникла новая задача. Для того что бы котятам попасть в сад им надо пойти по дорожке. Как вы думаете по какой дорожке нужно пройти, чтобы добраться быстрее? самой короткой дорожке.

Поможем котятам найти самую короткую и самую длинную дорожку? (Поможем)

Воспитатель:

- Посчитайте дорожки.

- Назовите их по цвету?

- Давайте вы расположите дорожки от самой длинной до самой короткой. А Надя сделает это у доски (вызвать одного ребёнка к доске для расположения дорожек).

- Надя, какие по длине получились дорожки?

- Ребята вы тоже так думаете?

- А как можно это проверить? (Наложить дорожки одну на другую или приложить рядом одну к другой)

- А как еще можно проверить? (условной меркой)

- Какую условную мерку удобней использовать из предложенных? (Карандаш, веревка, кубики)

- Вы измерили дорожки условной меркой (веревкой)

- По какой дорожке надо идти котятам? (По красной.).

- А почему? (Потому, что она самая короткая)

- Правильно. Вот и книжка показывает, что красная дорожка самая короткая и именно она ведёт в сад.

3. «Деревья»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель: для того, чтобы варенье получилось сладким котятам надо собрать яблоки. Как думаете на каком из деревьев яблоки слаще? (на самом высоком дереве, так как оно ближе к солнцу и там растут самые спелые яблоки. Помогите выбрать котятам самое высокое дерево.

Какими мерками мы можем измерить? (линейка, палка, лента, веревка, кубики)

У каждого из вас есть несколько деревьев (вертикально расположены, предлагаю измерить каждое и найти самое высокое. Дети измеряют каждый своей меркой и в конце мы сравниваем результаты.

- Посчитайте деревья. Из самых высоких деревьев, выбираем самое высокое при помощи линейки.

- Расположите деревья от самого высокого до самого низкого у себя, а Наташа сделает это у доски (вызвать ребёнка к доске и попросить расположить и назвать по величине (самое высокое, ниже, самое низкое).

- Ребята, вы согласны с ответом Наташи?

- Таня, покажи с какого дерева надо собрать яблоки котятам. (Вызвать одного ребёнка)

- Таня, а почему котятам надо сорвать яблоки именно с этого дерева? (ответ ребёнка)

- Какие вы молодцы! Вот и в книжке мы видим, что самые красные и спелые яблоки растут на самом высоком дереве. Теперь благодаря вам котята знают, где растут самые сладкие и спелые яблоки.

- А что будет дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:

Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба на месте)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Руки вверх, потянулись)

Сели Васи на карниз, (Присели)

Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз)

И сказали три кота: (Поднимаемся)

- Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем)

- Свое место занимайте.

4. «Яблоки»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель:

- Нарвали котята яблоки с самого высокого дерева. Теперь им надо выбрать самые большие яблоки для варенья. Давайте тоже поможем им в этом деле.

- Разложите яблоки слева на право, от самого маленького до самого большого.

- Катя сделай это на доске (работа ребёнка у доски).

- Таня назови их по величине (ответ ребёнка).

- Покажите, какие яблоки надо выбирать для вкусного варенья.

- Настя, а почему мы выбрали именно эти яблоки? (ответ ребёнка)

5. «Банки»

Работа детей с раздаточным материалом.

Воспитатель: - Ну, вот Коржик, Карамелька и Компот нарвали самые большие и сладкие яблоки. Наварили варенья и им его надо разложить в одинаковые банки. Давайте поможем котятам выбрать одинаковые банки для варенья.

- Посчитайте банки.

- у нас есть полки разной длины, нам нужно выбрать банки таким образом, чтобы все поместились и не осталось свободного места. Как это сделать?

-измерить и посчитать

- измерьте длину полки и ширину, а затем подберите банки с такими же показателями. (метод измерения по длине и ширине)

(измеряют полки и банки)

- Покажите, какое количество банок поместилось на полочках?

Заключительный этап

Воспитатель: - Ну, вот котята собрали яблоки и наварили вкусное и ароматное варенье. Сели всей семьёй пить с ним чай. А помогли им в этом - вы ребята.

- Скажите, ребята, про кого мы слушали историю?

- Чем мы помогли трём котам?

- Из какой ленты Карамелька сделала себе бант? (Из самой узкой)

- По какой дорожке котята пошли в сад?

- С какого дерева нужно было сорвать яблоки?

- Из каких яблок надо было сварить варенье?

- В какие банки надо было разлить варенье?

- Молодцы, хорошо занимались. В книжке ещё остались интересные задания, и мы обязательно в следующий раз их выполним.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Конспект исследовательской деятельности на тему «Варенье»

для старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о величине предметов, измерении величин и их сравнении с помощью условной мерки (карандаш, веревка, кубик, палка, лента) в ходе исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Учить детей устанавливать размерные отношения между предметами разной длины, ширины, высоты. Располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по размеру, ширине, высоте.

- Учить отражать в речи порядок расположения предметов и соотношения между ними по размеру: «Зелёная лента - самая широкая, сиреневая немного уже, желтая-самая узкая» и т. д.

- Учить определять величину предметов на глаз, правильность заданий проверять путем соизмерения предметов: приемом наложения, приложения, давая им характеристику и с помощью условной мерки.

Развивающие:

- Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление, грамматический строй речи.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать самостоятельно, формировать навыки взаимоконтроля.

Материалы и оборудование: Дидактическая книжка-игра «Три кота», доска, магниты, ленты разной ширины, полоски разной длины, плоскостные изображения яблок, деревьев и банок разной величины, указка.

Ход занятия

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Вы узнаёте этих героев? Любите их? Это книжка с вашими любимыми героями. Там новая история с вашими любимцами: Коржиком, Компотом и Карамелькой, а также интересные задания, которые помогут вашим друзьям. Вы хотите знать, о чём книжка и помочь трём котам? Готовы? Ну, тогда садитесь за столы и слушайте.

Основной этап

Работа с демонстрационным материалом «книжка-игра»

Воспитатель - Как-то утром Коржик, Карамелька и Компот сели завтракать и вдруг оказалось, что у них в кладовке закончилось яблочное варенье. Без варенья котятам пить чай не хотелось. Мама предложила детям сходить в сад, набрать самых спелых, больших яблок и сварить из них варенье. Для прогулки в сад Карамелька захотела украсить свою голову бантом из самой узкой ленты. Давайте поможем карамельке найти самую узкую ленту

1. «Ленты»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель - Ребята возьмите каждый свои ленты.

- Посчитайте сколько у каждого из вас лент и скажите мне (ответы детей).

- Разложите ленты слева направо, от самой широкой до самой узкой. А Катя расположит ленты на доске (ребёнок работает у доски).

- Давайте скажем, какие ленты у нас по цвету? (ответы детей)

- Пусть Маша подойдёт к доске и скажет нам, какие ленты у нас по ширине (самая широкая, уже и самая узкая) (ответ ребёнка).

- А Таня нам ответит, как ленты соотносятся друг с другом по ширине и цвету. (Зелёная лента самая широкая, сиреневая немного уже и жёлтая -самая узкая.

- Ребята, все согласны с ответом Тани? (ответы детей)

- Так какая лента самая узкая? (ответы детей)

- А как это можно проверить? (Приложить или наложить)

-Верно, молодцы.

- Какую ленту надо взять Карамельке для банта? (ответы детей)

- Молодцы. Вот и книжка нам показывает, что надо взять желтую ленту для банта, так как она самая узкая.

2. «Дорожки»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель - Карамелька была готова к прогулке в сад, но возникла новая задача. Для того что бы котятам попасть в сад им надо пойти по дорожке. Как вы думаете по какой дорожке нужно пройти, чтобы добраться быстрее? самой короткой дорожке.

Поможем котятам найти самую короткую и самую длинную дорожку? (Поможем)

Воспитатель:

- Посчитайте дорожки.

- Назовите их по цвету?

- Давайте вы расположите дорожки от самой длинной до самой короткой. А Надя сделает это у доски (вызвать одного ребёнка к доске для расположения дорожек).

- Надя, какие по длине получились дорожки?

- Ребята вы тоже так думаете?

- А как можно это проверить? (Наложить дорожки одну на другую или приложить рядом одну к другой)

- А как еще можно проверить? (условной меркой)

- Какую условную мерку удобней использовать из предложенных? (Карандаш, веревка, кубики)

- Вы измерили дорожки условной меркой (веревкой)

- По какой дорожке надо идти котятам? (По красной.).

- А почему? (Потому, что она самая короткая)

- Правильно. Вот и книжка показывает, что красная дорожка самая короткая и именно она ведёт в сад.

3. «Деревья»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель: для того, чтобы варенье получилось сладким котятам надо собрать яблоки. Как думаете на каком из деревьев яблоки слаще? (на самом высоком дереве, так как оно ближе к солнцу и там растут самые спелые яблоки. Помогите выбрать котятам самое высокое дерево.

Какими мерками мы можем измерить? (линейка, палка, лента, веревка, кубики)

У каждого из вас есть несколько деревьев (вертикально расположены, предлагаю измерить каждое и найти самое высокое. Дети измеряют каждый своей меркой и в конце мы сравниваем результаты.

- Посчитайте деревья. Из самых высоких деревьев, выбираем самое высокое при помощи линейки.

- Расположите деревья от самого высокого до самого низкого у себя, а Наташа сделает это у доски (вызвать ребёнка к доске и попросить расположить и назвать по величине (самое высокое, ниже, самое низкое).

- Ребята, вы согласны с ответом Наташи?

- Таня, покажи с какого дерева надо собрать яблоки котятам. (Вызвать одного ребёнка)

- Таня, а почему котятам надо сорвать яблоки именно с этого дерева? (ответ ребёнка)

- Какие вы молодцы! Вот и в книжке мы видим, что самые красные и спелые яблоки растут на самом высоком дереве. Теперь благодаря вам котята знают, где растут самые сладкие и спелые яблоки.

- А что будет дальше, мы узнаем попозже, а сейчас отдохнем:

Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба на месте)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Руки вверх, потянулись)

Сели Васи на карниз, (Присели)

Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз)

И сказали три кота: (Поднимаемся)

- Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем)

- Свое место занимайте.

4. «Яблоки»

Дети работают с раздаточным материалом.

Воспитатель:

- Нарвали котята яблоки с самого высокого дерева. Теперь им надо выбрать самые большие яблоки для варенья. Давайте тоже поможем им в этом деле.

- Разложите яблоки слева на право, от самого маленького до самого большого.

- Катя сделай это на доске (работа ребёнка у доски).

- Таня назови их по величине (ответ ребёнка).

- Покажите, какие яблоки надо выбирать для вкусного варенья.

- Настя, а почему мы выбрали именно эти яблоки? (ответ ребёнка)

5. «Банки»

Работа детей с раздаточным материалом.

Воспитатель: - Ну, вот Коржик, Карамелька и Компот нарвали самые большие и сладкие яблоки. Наварили варенья и им его надо разложить в одинаковые банки. Давайте поможем котятам выбрать одинаковые банки для варенья.

- Посчитайте банки.

- у нас есть полки разной длины, нам нужно выбрать банки таким образом, чтобы все поместились и не осталось свободного места. Как это сделать?

-измерить и посчитать

- измерьте длину полки и ширину, а затем подберите банки с такими же показателями. (метод измерения по длине и ширине)

(измеряют полки и банки)

- Покажите, какое количество банок поместилось на полочках?

Заключительный этап

Воспитатель: - Ну, вот котята собрали яблоки и наварили вкусное и ароматное варенье. Сели всей семьёй пить с ним чай. А помогли им в этом - вы ребята.

- Скажите, ребята, про кого мы слушали историю?

- Чем мы помогли трём котам?

- Из какой ленты Карамелька сделала себе бант? (Из самой узкой)

- По какой дорожке котята пошли в сад?

- С какого дерева нужно было сорвать яблоки?

- Из каких яблок надо было сварить варенье?

- В какие банки надо было разлить варенье?

- Молодцы, хорошо занимались. В книжке ещё остались интересные задания, и мы обязательно в следующий раз их выполним.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее