«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Классный час "Мои права и обязанности"

Цель классного часа : правовое просвещение обучающихся. Задачи: 1.Познакомить учащихся с основными правами ребёнка и способами их реализации; 2.Воспитывать полноценную личность как самостоятельного субъекта права. 3.Разъяснить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; 4.Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам. Целевая аудитория : 5 класс Методы и приемы: диалог, монолог, наглядный, практический, беседа. Используемые технологии: ИКТ,технология сотрудничества, технология проблемного обучения. Средства обучения: слайды, проектор, компьютер, интерактивная доска, конституция, памятка о правах, обязанностях и ответственности.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки





МКОУ Лянинская СОШ









Методическая разработка классного часа на тему

«Мои права и обязанности»















Подготовила:

Галактионова Л.А.

классный руководитель 5 класса

2023г.





«Знать свои права и уметь за них бороться –

значит быть сильным. Уважать права других –

значит быть справедливым. Жить по праву –

значит жить в мире и согласии».

(народная мудрость)



Мы живем в правовом государстве. Каждый гражданин является частью нашего общества, в том числе и ребенок, со всеми его правами и обязанностями. В последнее время особое внимание уделяется и гражданскому образованию школьников.

Важно, чтобы дети понимали и осознавали, что права человека и свобода выбора предполагают возрастание ответственности личности за своё поведение не только перед обществом, другими людьми, но и перед самим собой, перед своей совестью.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов ценностных ориентаций, установок. Правовое воспитание сложная система деятельности, особая роль в которой принадлежит образовательной системе. Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства.



Цель классного часа : правовое просвещение обучающихся.

Задачи: 1.Познакомить учащихся с основными правами ребёнка и способами их реализации;

2.Воспитывать полноценную личность как самостоятельного субъекта права.

3.Разъяснить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

4.Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Целевая аудитория : 5 класс

Методы и приемы: диалог, монолог, наглядный, практический, беседа.

Используемые технологии: ИКТ,технология сотрудничества, технология проблемного обучения.

Средства обучения: слайды, проектор, компьютер, интерактивная доска, конституция, памятка о правах, обязанностях и ответственности.































Классный час

« Мои права и обязанности».

Ход классного часа

1.Вступление

(Слайд 1)

учитель:Здравствуйте, ребята. В начале нашего классного часа мне хотелось бы, чтобы вы все друг другу улыбнулись и настроились на хорошую работу. Подарите частичку хорошего настроения друг другу.

И я хочу напомнить вам о некоторых правилах работы в классе: (слайд2)

1.Слушай внимательно, не перебивай!

2.Уважай мнение своих товарищей!

3.Не повторяйся в выступлениях!

4.Говори точно и только по делу!

2. Введение в тему

учитель:Мы с вами живем на большой планете, которой называется…?- ответ детей (Земля).

Наша планета разделена на материки, страны, города и т.д. Миллионы людей населяют нашу планету. Наверно вы заметили, что люди очень разные. Различны по цвету кожи, по национальности, по культуре и т.д. Но всех нас объединяет то, что мы живем по законам. Каждая страна живёт по своим законам. В нашем государстве, как и в любом другом, существует закон.

учитель:Ребята, а где прописаны эти законы?-ответ детей ( Конституция. )

учитель:А что представляет из себя Конституция? Для чего люди ее придумали?-ответ детей( Для защиты прав человека…)(слайд3 )

3.Сообщение темы и цели

учитель: О чем мы сегодня будем говорить на классном часе? (о правах, Конституции…)

учитель: Правильно. В конституции написаны права человека.

учитель: А что же такое права? (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм(правила поведения в той или иной ситуации) и правил, которые регулируют отношения между людьми) (слайд4)

учитель: Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

учитель: Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? ( Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.)

учитель:Как вы думаете, до скольких лет, человек считается ребёнком?

учитель: В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста .(слайд 5 )

учитель: Существует детский закон, который защищает права ребёнка.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка, (слайд 6 ) в которой ребёнок провозглашается полноценной и полноправной личностью. В ней прописаны нравственно-правовые взаимоотношения между взрослыми и детьми. Взрослые обязаны уважать и бережно относиться к личности ребёнка, его мнения и взгляды должны учитываться со всех сторон воспитания и обучения .

Я познакомлю вас с основными положениями Конвенции ООН о правах ребёнка: (слайд 7 )

  1. Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;

  2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;

  3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;

  4. Каждый ребёнок имеет право на мир без наркотиков;

  5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;

  6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;

  7. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;

  8. Каждый ребёнок имеет право на дом;

  9. Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту информацию;

  10. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;

  11. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;

  12. Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения и торговли;

  13. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;

  14. Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;

  15. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;

  16. Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;

  17. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;

  18. Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа;

  19. Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;

  20. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.

учитель: Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в учебном заведении, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Но, зная права, не надо забывать .А о чем еще не надо забывать? ( об обязанностях.)

учитель: Ребята, ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности.(слайд 8 )

учитель:А что такое обязанность? (Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения. Это то, что подлежит выполнению)

Статья 14. Обязанности ребенка(слайд 9)

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности своего народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

учитель: А какие обязанности у учеников? (Учиться)

учитель:А откуда вы это знаете? (Устав школы.)

учитель: Я вам зачитаю некоторые обязанности учащихся из Устава нашей школы : (слайд 10)

1.Регулярно посещать занятия, предусмотренные учебным планом;

2.Аккуратно и своевременно выполнять задания педагогов;

3.Иметь на занятиях дневник учащегося и предъявлять его по требованию учителя;

4.Соблюдать правила дорожного движения, правила личной гигиены, техники безопасности и санитарии; заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни окружающих;

5.Уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

6. Выполнять решения Педагогического совета, органов самоуправления Учреждения, подчиняться указаниям и распоряжениям педагогических и руководящих работников Учреждения;

7.Соблюдать этические нормы общения с работниками Учреждения и другими учащимися;

учитель: Ваша работа – это учёба. Если человек не будет учиться, то он не сможет овладеть какой – либо профессией, не сможет реализовать права взрослого человека.

4.Закрепление изученного материала

учитель: Ребята, что делает вас настоящими школьниками и гражданами, каковы правила поведения школьника в школе. Давайте определим. Что можно, а что нельзя делать школьникам в школе, поиграв в игру «Да и нет». Вам нужно показать на карточках «ДА» или «НЕТ», но только с одним условием, это игра делается молча! Например:

-Можно ли выкрикивать ответ с места? (Дети показывают карточку с ответом НЕТ)

  • Нужно ли вставать, когда в класс входит взрослый человек?(ДА)

  • Нужно ли поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя?(ДА)

  • Нужно ли на вопрос учителя отвечать полным предложением ?(ДА)

  • Имею ли я право бегать по школе на переменах?(НЕТ)

  • Имею ли я право брать чужие вещи? (НЕТ)

  • Имею ли я право на отдых?(ДА)

  • Обязан ли я учиться? (ДА)

  • Имею ли я право оскорблять, унижать честь и достоинство других людей? (НЕТ)

  • Имею ли я право на свободу слова? (ДА)

  • Обязан ли я делать домашнее задание? (ДА)

  • Обязан ли я выполнять задания на уроке, который дает учитель? (ДА)

  • Имею ли я право ошибиться, отвечая на вопрос учителя? (ДА)

  • Обязан ли соблюдать Устав школы? (ДА)

-Ребята, во многих государствах, в том числе и в нашем, существуют даты, которые посвящены защите прав человека и детей.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ(слайд 11 )

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

Как сделать так , чтобы мои права
не нарушались(слайд 12 )

  • Знай свои права, чтобы быть сильным

  • Уважай права других, чтобы быть справедливым

  • Живи по праву – живи в мире и согласии с окружающими тебя людьми



6.Итог( слайд 13)

- Какие основные документы реализуют права человека и ребенка? (Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.)

- Наряду с правами существуют и ….(обязанности). (слайд )

7.Рефлексия : (слайд 14)

-Я много нового для себя узнал на классном часе...

-Мне понравилось...

-На классном часе у меня было вот такое настроение...

Наш классный час завершается. Но мы не должны забывать, что наряду с правами есть еще и обязанности!

Спасибо за внимание!























Библиографический список:

    1. Конвенция о правах ребенка.

    2. Права, обязанности, ответственность. С рождения до совершеннолетия. Г.Нарьян-Мар.

    3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст учетом поправок, внесенных в 2014г. Айрис Пресс . Москва. 2015г.

Интернет-ресурсы:

1.http://reftrend.ru/594994.html)

2.http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-ya-shkolnik-klass.html

3.http://school4nao.ru/ (Устав МБОУ «СОШ № 4 г.Нарьян-Мара»)

4.http://infourok.ru/material.html?mid=5050

5.ttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/27/moi-prava-i-obyazannosti

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE).

7. http://bigslide.ru/obschestvoznaniya/13960-kalendar-pravovih-dat.html.

8. http://multiurok.ru/mln61/files/klassnyi-chas-prava-riebionka-1.html



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее