«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Использование разноуровневых валеологических задач на уроках основ безопасности жизнедеятельности с интеграцией математики (5 класс)

Ведущей деятельностью учащихся является обучение. Известно, что дети отличаются по уровню своих способностей. По критерию успешности обучения в любом классе можно выделить три группы учащихся: «сильные», «средние», «слабые». Наличие таких групп составляет для учителя при подготовке к уроку большую проблему по определению учебной нагрузки. Ведь «сильные» ученики быстро все понимают, быстрее выполняют задание. «Слабые» же требуют дополнительного внимания, им необходимо неоднократно повторять учебный материал, программные задачи решают со значительным опозданием. А программа фактически предусматривает единый темп усвоения учебного материала, причем во многом она рассчитана на идеальных учеников. Поэтому перед учителем сразу же возникает проблема: согласно стихийной дифференциации учащихся по уровню познавательных способностей организовывать учебный процесс таким образом, чтобы все ученики получали нормативный уровень знаний, навыков и умений в условиях посильного темпа урока. Дифференцированное обучение в практической деятельности учителя предполагает, что все ученики получают одинаковые задания, но «слабым» предоставляется индивидуальная помощь во время их выполнения или отдельные посильные для них задачи. Иногда ученикам предлагают более легкие задания, но впоследствии усложняют дополнительным, которое они выполняют в соответствии со своими способностями. В общем, дифференциация заданий по содержанию может осуществляться на основании количества заданий, по степени их сложности, самостоятельности выполнения. На практике такое разделение осуществляется на основании реальных учебных способностей обучающихся. В процессе использования дифференцированных задач в рамках одного урока и системы уроков для различных групп детей осуществляю переход от коллективных форм работы в частично и полностью самостоятельные.

Чтобы урок основ безопасности жизнедеятельности был интересным, использую различные инновационные методы и приемы работы: работа в группах, обсуждение, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, интервью, анализ жизненных ситуаций, моделирование и решение проблемы и др., осуществляю межпредметные связи не только с уроками русского языка, литературы, истории. Провожу интеграцию математических умений и знаний. Предлагаю учащимся разработанные мною разноуровневые валеологические

задачи. Каждый ученик получает карточку с задачами разного цвета – синего, зеленого, красного. Задача красного цвета – для «сильного» ученика, зеленого – для «среднего», синего – для «слабого».

Постоянно привлекая детей к решению задач по выбору, я создаю объективные возможности для стимулирования положительных мотивов учения. И постепенно даже слабый ученик чувствует свой рост.

Предлагаю примеры таких разноуровневых задач при изучении отдельных тем программы на уроках по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся 5 класса.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема «Формирование правильной осанки. Профилактика нарушений осанки»

Задача 1

Позвоночник состоит из 33 позвонков. Из них: 7 шейных, грудных на 5 больше, поясничных и крестообразных поровну, копчиковых  в 3 раза меньше, чем грудных. Сколько позвонков грудных, копчиковых, крестообразных?

Задача 2

Чтобы получить 12 баллов по физической культуре, мальчики 5 класса должны пробежать 60 м за 10 секунд. А мальчики четвертого класса – за 15 секунд. Определи, насколько скорость пятиклассника больше скорости ученика 4 класса. Чем полезны занятия физической культурой?

Задача 3

При рождении скелет ребенка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей. На сколько костей скелет взрослого человека меньше, чем скелет новорожденного ребенка? Куда исчезают эти кости?

Тема «Питание»

Задача 1

Для нормальной жизнедеятельности в организм человека должны поступать белки, жиры, углеводы. Зная массу своего тела, определи, сколько белков и жиров содержится в твоем организме. Известно, что на долю жиров приходится 11% массы тела, а белков – в 5 раз больше. Какое значение имеют белки, жиры, углеводы для человека?

Задача 2

       Никита и Таня начали есть кашу одновременно. У обоих было по 300 граммов каши. Через 15 минут Никита съел всю кашу, а Таня съела 2/3 порции. Сколько граммов каши осталось съесть Тане? Какое значение имеют каши для растущего организма?

Задача 3

Картофель, отваренный в кожуре, сохраняет 70% витаминов. Картофель, очищенный и отваренный целыми клубнями – 60%, а резаный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, отваренном в кожуре, по сравнению с чищенным и нарезанным кусками? Какое значение для организма человека имеют витамины? В каких продуктах они содержатся?

Тема «Физическая составляющая здоровья»

Задача 1

Древняя мудрость гласит: «Если ты заболел – измени питание, если это не помогло – образ жизни, и только потом обратись к врачу».

Здоровье человека лишь на 2/20 зависит от медицинской помощи, на 4/20 – от наследственности, на 1/5 – от экологии, и более чем на 1/2 – от образа жизни. Установи в этой народной мудрости проценты, выраженные дробями. Что такое здоровый образ жизни?

Задача 2

За сутки через легкие проходит 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за неделю, месяц, год? Что мы называем «зелеными легкими» Земли?

Задача 3

Чтобы быть всегда чистым, человеку необходимо 24 куска мыла в год. Если мыть только пятки и уши, то мыла пойдет в 8 раз меньше. На мытье каждого уха пойдет по 1 куску мыла в год. Сколько кусков мыла пойдет в год на пятки? Сколько раз в день необходимо мыть руки?

Тема «Режим дня школьника»

Задача 1

Сон школьника должен составлять 1/3 суток. На отдых, занятия спортом – 25% времени. На прием пищи, личную гигиену отводится на 6 часов меньше, чем на сон. Сколько времени тратит ученик на обучение и выполнение домашних заданий? Чем опасно недосыпание для подростков?

Задача 2

      Согласно годовому плану работы школы установлены следующие сроки каникул: осенние – 9 дней, зимние – на 5 дней больше, чем осенние. А весенние – на 7 дней меньше, чем зимние. Сколько дней составляют зимние и весенние каникулы? Какое значение имеют каникулы для обучающихся. Как правильно организовать каникулы?

Задача 3

        Попрыгунья – стрекоза половину времени каждых суток лета спала, третью часть – танцевала, шестую – пела. Остальное время готовилась к зиме. Сколько времени готовилась попрыгунья – стрекоза к зиме? Чем опасно нерациональное использование времени?







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее