«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

География Новосибирской области

Национально-региональный компонент (НРК) содержания общего географического образования НСО призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации – Новосибирской области. НРК предусматривает возможность введения содержания, связанного с особенностями географического положения, природы, населения и хозяйства региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона, и является составной частью государственных образовательных программ основного общего образования по географии.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Рассмотрено на заседании МО.

Руководитель МО

Дата











Рабочая программа по географии НСО с 5-9 класс

учителя МБОУ СОШ №189

Сидоркиной Светланы Юрьевны

























2013-2014









География Новосибирской области


Национально-региональный компонент (НРК) содержания общего географического образования НСО призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации – Новосибирской области. НРК предусматривает возможность введения содержания, связанного с особенностями географического положения, природы, населения и хозяйства региона. Он отвечает потребностям изучения природно-экологических, экономических и социокультурных особенностей жизнедеятельности региона, и является составной частью государственных образовательных программ основного общего образования по географии.


Необходимость выделения НРК содержания географического образования связана с тем, что краеведческий материал позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, и обществе в целом, а с другой стороны, помогает увидеть их взаимодействие на определенной, конкретной территории – территории родного края.


Структура и содержание регионального компонента географического образования определяется физико- и экономико-географическим своеобразием Новосибирской области.

Изучение географического содержания краеведческой направленности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний


о географических особенностях природы, населения и хозяйства Новосибирской области;


о географическом разнообразии и целостности области;


об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;


о роли географической науки в решении практических задач повседневной жизни;


- овладение умениями


ориентироваться на территории НСО, использовать географические карты, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, переработки информации о природе НСО;


применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений, происходящих на территории нашей области;


проводить наблюдения за географическими объектами в естественных условиях;


- развитие


познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды и экономическим развитием Новосибирской области;


- воспитание любви к своей местности, своему региону экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде;


- применение географических знаний и умений


в повседневной жизни для сохранения окружающей среды НСО и социально-ответственного поведения в ней;


адаптация к условиям проживания на территории области; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


^ Обязательный минимум содержания региональных образовательных программ


Источники географической информации


Понятие малая Родина. Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области. Традиционные и современные методы изучения Земли. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве НСО.


^ Проведение простейших географических исследований: Ориентирование по картам своей местности; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.


Природа Земли и человек


Открытие и исследования Сибири русскими путешественниками. Роль сибирских ученых в современных исследованиях планеты.


Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Смена времен года, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека (на примере НСО).


^ Проведение простейших географических исследований: Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов вашей местности.


Земная поверхность: формы рельефа своей местности, их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые НСО, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей своей местности. Природные памятники литосферы.


^ Проведение простейших географических исследований: Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.


Поверхностные и подземные воды НСО.


^ Проведение простейших географических исследований: Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами своей местности.


Воздействие хозяйственной деятельности человека на водные объекты Новосибирской области. Меры по их сохранению и восстановлению. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения.


Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат НСО.


^ Проведение простейших географических исследований: Наблюдение за погодой своей местности, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Новосибирска и Новосибирской области.


Разнообразие растений и животных, особенности их распространения на территории НСО. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира своей местности.


^ Проведение простейших географических исследований: Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.


Почвенный покров НСО.


^ Проведение простейших географических исследований: Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.


Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека (на примере Новосибирской области)


^ Проведение простейших географических исследований: Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.


Природопользование и геоэкология


Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв (на примере своей местности).


Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.


Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы региона при различных типах хозяйствования.


^ Проведение простейших географических исследований: Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и по карте, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.


География России


География Новосибирской области.


Физико-географическая характеристика области.


Особенности географическое положение НСО, размеры территории, границы, часовой пояс, административно- территориальное деление территории НСО, Область в составе Сибирского Федерального округа. Основные этапы освоения Новосибирской области, этапы заселения, формирования культуры народов. Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал Новосибирской области. Особенности геологического строения и распространение форм рельефа на территории нашей области. Тип климата, факторы его формирования, климатический пояс. Климат и хозяйственная деятельность людей. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории области. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории области. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.


^ Проведение простейших географических исследований: Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы. Особенности природы: рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, почвы и природная зональность на территории НСО. Оценка природных ресурсов области, их использование. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности, их описание.


^ Экономико-географическая характеристика НСО.


Население области. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии Новосибирска и Новосибирской области. Особенности расселения; городское и сельское население. Крупные города и другие типы населенных пунктов на территории области.


^ Проведение простейших географических исследований: Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт, определение основных показателей, характеризующих население области.


Современное хозяйство Новосибирской области. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Внутренние различия районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.


^ Проведение простейших географических исследований: Анализ экономических карт области (района) для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных районах Новосибирской области.


Новосибирская область в современном мире. Характеристика экономических, политических и культурных связей Новосибирска и новосибирской области.

^ Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения географического содержания национально- регионального компонента Новосибирской области

^ Учащийся должен знать/понимать:

Основные географические понятия и термины.


Роль географической науки в изучении природы, населения и хозяйства Новосибирской области.

^ Учащийся должен уметь:

Устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и описывать эти взаимосвязи;

Использовать разные источники информации для изучения географических объектов и явлений Новосибирской области;

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы своей местности;


Наблюдать за фенологическими изменениями в природе, за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;


Решать практические задачи по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;


Анализировать и оценивать состояние экономики НСО по картам и статистическим источникам, определять характер межотраслевых производственных связей. Решать экономические и экологические задачи;

Проводить самостоятельный поиск географической информации и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Содержание

(35 часов включены в образовательные программы основного образования по географии)

5 класс

  1. Практическая работа «НСО на карте мира»

  2. Экскурсия «Природа Новосибирска»

  3. Роль природы в жизни жителей Новосибирска.

  4. Бережное отношение к окружающей среде.

6 класс

  1. Взаимодействие компонентов природы на примере НСО.

  2. Население Новосибирска.

  3. Населенные пункты НСО.

  4. Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения НСО.

7 класс

  1. Особенности природы НСО.

  2. Ознакомление с общими и тематическими картами НСО.

8 класс

  1. Географическое положение НСО.

  2. Рельеф НСО.

  3. Полезные ископаемые НСО.

  4. Климат НСО.

  5. Внутренние воды НСО.

  6. Почвы НСО.

  7. Растительность и животный мир НСО.

  8. Природные комплексы НСО.

  9. Лесная зона НСО.

  10. Лесостепная зона НСО.

  11. Степная зона НСО.

  12. Горно-таежный комплекс НСО.

9 класс

  1. ЭГП области и ее место в народном хозяйстве России.

  2. Формирование НСО.

  3. Исторические условия формирования территориальной организации хозяйства области.

  4. Природные условия и ресурсы – фактор территориальной организации хозяйства НСО.

  5. Численность и размещение населения НСО.

  6. Трудовые ресурсы НСО.

  7. Городское и сельское население НСО.

  8. Общая характеристика ТПК области.

  9. Межотраслевые комплексы области.

  10. Аграрно-промышленный комплекс области.

  11. Транспорт НСО.

  12. Территориальная структура НСО.

  13. Охрана окружающей среды. Экологические проблемы НСО.






Литература:

  1. Кравцов В.М., Донукалова Р.П. – Н., «ИНФОЛИО-пресс»,1999

  2. А. И. Доронькин литературная хрестоматия по географии Новосибирской..

  3. Атлас Новосибирской области

  4. Красная книга Новосибирской области / Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. — 2-е изд. — Новосибирск: Арта, 2008. — 528 с.

  5. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО "Изд-во Астрель", ООО "Изд-во АСТ", 2001. стр. 189

  6. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 239

  7. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 179

  8. Анфиногенова Т. К Учебное пособие «Новосибирская область в вопросах и ответах»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее